Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия.
Планируя обследование, логопед должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речевом развитии, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, обследование ребенка целесообразно проводить в несколько приемов, с использованием специального красочного наглядного материала. Также можно в одном виде деятельности за короткое время выявить различные умения и навыки и при этом заполнить несколько пунктов речевой карты. Например, предлагая рассказать сказку, логопед фиксирует звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом, отмечает, какие предложения использует ребенок.
Все данные, полученные в результате обследования, анализируются, обобщаются и вносятся в соответствующие графы речевой карты.