Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха
Выполнила: учитель-логопед Бова И.П.
Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки.
Нарушения слуха у детей в 82% случаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е. в доречевой период или в период становления речи.
Причины нарушения слуха:
Включает причины
наследственного генеза,
которые приводят к изменениям
в структурах слухового аппарата
и развитию наследственной
глухоты или тугоухости.
Ее составляют эндо- или экзогенные патологические воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), которые обусловливают появление глухоты или тугоухости
Объединяет приобретенные нарушения слуха, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.
Классификация Р.М. Боскис, Л.В. Неймана и Б.С. Преображенского.
Неслышащие(глухие)
По форме :
- Тотально глухие
- Практически глухие
По времени:
- Ранооглохшие
- Позднооглохшие
Слабослышащие(тугоухие)
- 1 степень – лёгкое снижение слуха
- 2 степень – умеренное снижение слуха
- 3 степень – значительное снижение слуха
- 4 степень - тяжелое снижение слуха
В детском возрасте нарушение слуха влияет на весь ход развития человека, приводит к возникновению ряда вторичных нарушений — речи, мышления, познавательной деятельности в целом.
Развитие речи у детей
- У глухих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется
- Общение глухих детей дошкольного возраста с окружающими взрослыми (чаще всего с родителями) осуществляется с помощью предметных действий, естественных жестов, мимики и других неречевых средств в сочетании с голосовыми реакциями, неотнесенным лепетом.
- В раннем возрасте различия в речи глухих и детей с тяжелой тугоухостью не выражены, более заметны они становятся после четырех лет.
- В общении слабослышащие дети также широко пользуются указаниями на предметы и предметными действиями, естественными жестами, мимическими средствами.
Уровень речевого развития детей с нарушением слуха различный и зависит от ряда факторов:
- От степени нарушения слуха
2. От времени возникновения дефекта
3. От времени начала специальных занятий
4. От индивидуальных способностей ребёнка
Нарушения речи
Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи
Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью
У детей наблюдаются:
Фонетико-фонематические нарушения
Нарушения лексического и грамматического строя речи
Нарушения письменной речи
Современная система образования детей с нарушениями слуха
Система школьного образования:
Школы I вида (для глухих):
- 1 ступень – начальное общее образование
- 2 ступень – основное общее образование
- 3 ступень – среднее (полное) общее образование
Школы II вида (для слабослышащих и позднооглохших):
- I отделение – для детей с легким недоразвитием речи;
- II отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи.
Ступени:
- 1 ступень – начальное общее образование
- 2 ступень – основное общее образование
- 3 ступень – среднее (полное) общее образование
Система дошкольного образования:
- Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей.
- Детский сад комбинированного вида.
- Детские сады (группы) общеразвивающего вида.
- Дошкольные группы или отделения в специальных (коррекционных) школах для детей с недостатками слуха.
- Школа – сад (образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста компенсирующего вида).
Логопедическое обследование
- При наличии у слабослышащих речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи
- В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии
- Во всех этих случаях логопедическое обследование слабослышащих не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом
- Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования)
- При сильном снижении слуха средства могут быть комбинированными
- Для слабослышащих с выраженным недоразвитием речи наиболее существенным будет обследование нарушений слуховой
дифференциации звуков речи
Логопедическая помощь
В работе по развитию и коррекции речи специалистами решаются как общие, так и специфические задачи:
-всестороннее развитие личности ребенка (физическое, эстетическое, нравственное, сенсорное, умственное и трудовое воспитание)
-развитие словесной речи; развитие слухового восприятия; обучение чтению с губ
Проводится работа по:
- Обучению дактильной речи:
1.Формирование речи в связи с организованной деятельностью
2. Использование ситуации, вызывающей потребность в речи
3. Создание ситуаций, вызывающих необходимость речевого общения
4. Проведение дидактических игр, использование игровых приемов.
5. Специальные тренировки и упражнения
6. Проведение работы над знанием слов
II . Обучению устной речи:
1. Обучение чтению с губ
2. Развитие устной речи
III . Обучению грамоте:
1. Чтение
2. Письмо
IV . Коррекции звукопроизношения:
1. Подготовительные (развитие дыхания).
2. Длительное произнесение гласных звуков и тех согласных, которые можно тянуть;
произнесение ряда слогов на одном выдохе; произнесение на одном выдохе слов,
фраз, включающих все большее количество слогов
3. Счет (прямой и обратный), перечисление дней недели, месяцев с одновременным
увеличением количества слов, произносимых на одном выдохе
4. Наращивание фраз, произносимых на одном выдохе
5. Спряжение фраз с произнесением на одном выдохе взятой фразы
6. Чтение вслух с соблюдением слитного произношения слов и с паузами для вдоха
На знаках препинания
7. Чтение вслух текста со слитным произнесением слов, тесно связанных между
собой по смыслу, и с паузами для вдоха, расставленных педагогом
8. Самостоятельная расстановка дыхательных пауз в тексте с последующим чтением
вслух
9. Чтение вслух с правильно распределенной паузацией для вдоха без обозначения
ее в тексте
10. Заучивание правильного распределения дыхательных пауз в связи с чтением
наизусть стихотворений, басен, отрывков прозы и т.д.
V . Работа над словесным ударением:
- Воспроизведение ударения в словах, слогах: на основе подражания; на основе дирижирования учителя; на основе письменного обозначения ударения
- Отхлопывание, отстукивание ритмов за учителем, руководствуясь графическими значками Повторение одного и того же слога «та» в разных ритмах («татакирование»)
- Расстановка ударения в написанных знакомых словах с предварительным и последующим чтением их вслух
- Работа с таблицей слов, сгруппированных по их ритмическому типу
- Подбор учащимися слов на заданный ритм
- Разбор знакомых слов с указанием, сколько в каждом из них слогов и на какой по порядку слог от начала слова падает ударение.
- Работа над переходным ударением в связи с изучением форм склонения и спряжения
- Отработка ударения в словах в связи с заучиванием стихотворений
VI . Работа над орфоэпией:
- Чтение слов, фраз, связного текста с соблюдением орфоэпических норм
2) Расстановка орфоэпических знаков в отдельных словах, фразах и тексте с последующим чтением
3) Ознакомление с орфоэпическими правилами, заучивание их
4) Объяснение случаев расхождения произношения и написания по правилам
5) Подбор примеров на то или иное орфоэпическое правило
VII . Работа над логическим ударением:
- Повторное произнесение одной и той же фразы при ответе на различные связанные с ней вопросы
- Постановка вопроса к фразе, в которой подчеркнуто логическое ударение
- Подчеркивание логического ударения в связном тексте и последующее чтение его вслух
- Соблюдение логического ударения в связи с разучиванием диалогов на уроках развития речи
VIII . Работа над темпом речи:
- Слоговые упражнения
- Произнесение усвоенных слов
- Произнесение фраз из обиходной речи
- Счет, называние дней недели, месяцев
- Спряжение глаголов (во фразах)
- Разучивание стихотворений, прозы
- Повторное чтение вслух
Выводы
- У человека нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более легкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи – тугоухостью
- Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу
- Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха
- Недостатки слуха у ребенка приводят к восприятию речи на слух в искаженном виде
- Создана эффективная система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха, способствующая сглаживанию основного дефекта и получению равного со слышащими уровня образования
- В логопедические задачи входит не только коррекция звукопроизношения, пополнение и расширение запаса, устранение лексико-грамматических несовершенств как в устной, так и в письменной речи, но и развитие умения ребенка чтения с губ
Список использованной литературы
- Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреевна; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с. Бобкова, Ю.И. Организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в третий период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом [Текст] / Ю.И. Бобкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - №4. – С. 68 – 73 Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с
- Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреевна; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
- Бобкова, Ю.И. Организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в третий период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом [Текст] / Ю.И. Бобкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - №4. – С. 68 – 73
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с
Спасибо за внимание!