СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха
   
   
   

 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха»

Логопедическая работа  с детьми  с нарушениями слуха Выполнила: учитель-логопед Бова И.П.

Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха

Выполнила: учитель-логопед Бова И.П.

Нарушение слуха  — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушения слуха у детей в 82% случаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е. в доречевой период или в период становления речи. Причины нарушения слуха: Первая группа  Включает причины наследственного генеза, которые приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа  Ее составляют эндо- или экзогенные патологические воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), которые обусловливают появление глухоты или тугоухости Третья группа  Объединяет приобретенные нарушения слуха, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

Нарушение слуха  — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

Нарушения слуха у детей в 82% случаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е. в доречевой период или в период становления речи.

Причины нарушения слуха:

  • Первая группа

Включает причины

наследственного генеза,

которые приводят к изменениям

в структурах слухового аппарата

и развитию наследственной

глухоты или тугоухости.

  • Вторая группа

Ее составляют эндо- или экзогенные патологические воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), которые обусловливают появление глухоты или тугоухости

  • Третья группа

Объединяет приобретенные нарушения слуха, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

Классификация  Р.М. Боскис, Л.В. Неймана и Б.С. Преображенского. Неслышащие(глухие) По форме :  - Тотально глухие  - Практически глухие По времени: Ранооглохшие Позднооглохшие Слабослышащие(тугоухие) 1 степень – лёгкое снижение слуха 2 степень – умеренное снижение слуха 3 степень – значительное снижение слуха 4 степень - тяжелое снижение слуха В детском возрасте нарушение слуха влияет на весь ход развития человека, приводит к возникновению ряда вторичных нарушений — речи, мышления, познавательной деятельности в целом.

Классификация Р.М. Боскис, Л.В. Неймана и Б.С. Преображенского.

Неслышащие(глухие)

По форме :

- Тотально глухие

- Практически глухие

По времени:

  • Ранооглохшие
  • Позднооглохшие

Слабослышащие(тугоухие)

  • 1 степень – лёгкое снижение слуха
  • 2 степень – умеренное снижение слуха
  • 3 степень – значительное снижение слуха
  • 4 степень - тяжелое снижение слуха

В детском возрасте нарушение слуха влияет на весь ход развития человека, приводит к возникновению ряда вторичных нарушений — речи, мышления, познавательной деятельности в целом.

Развитие речи у детей У глухих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется Общение глухих детей дошкольного возраста с окружающими взрослыми (чаще всего с родителями) осуществляется с помощью предметных действий, естественных жестов, мимики и других неречевых средств в сочетании с голосовыми реакциями, неотнесенным лепетом. В раннем возрасте различия в речи глухих и детей с тяжелой тугоухостью не выражены, более заметны они становятся после четырех лет. В общении слабослышащие дети также широко пользуются указаниями на предметы и предметными действиями, естественными жестами, мимическими средствами.

Развитие речи у детей

  • У глухих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется
  • Общение глухих детей дошкольного возраста с окружающими взрослыми (чаще всего с родителями) осуществляется с помощью предметных действий, естественных жестов, мимики и других неречевых средств в сочетании с голосовыми реакциями, неотнесенным лепетом.
  • В раннем возрасте различия в речи глухих и детей с тяжелой тугоухостью не выражены, более заметны они становятся после четырех лет.
  • В общении слабослышащие дети также широко пользуются указаниями на предметы и предметными действиями, естественными жестами, мимическими средствами.
Уровень речевого развития детей с нарушением слуха различный и зависит от ряда факторов: От степени нарушения слуха 2. От времени возникновения дефекта 3. От времени начала специальных занятий 4. От индивидуальных способностей ребёнка Нарушения речи   Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью У детей наблюдаются:   Фонетико-фонематические нарушения Нарушения лексического и грамматического строя речи Нарушения письменной речи

Уровень речевого развития детей с нарушением слуха различный и зависит от ряда факторов:

  • От степени нарушения слуха

2. От времени возникновения дефекта

3. От времени начала специальных занятий

4. От индивидуальных способностей ребёнка

Нарушения речи

Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью

У детей наблюдаются:

Фонетико-фонематические нарушения

Нарушения лексического и грамматического строя речи

Нарушения письменной речи

Современная система образования детей с нарушениями слуха Система школьного образования: Школы I вида (для глухих): 1 ступень – начальное общее образование 2 ступень – основное общее образование 3 ступень – среднее (полное) общее образование Школы II вида (для слабослышащих и позднооглохших): I отделение – для детей с легким недоразвитием речи; II отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи. Ступени: 1 ступень – начальное общее образование 2 ступень – основное общее образование 3 ступень – среднее (полное) общее образование Система дошкольного образования: Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей. Детский сад комбинированного вида. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Дошкольные группы или отделения в специальных (коррекционных) школах для детей с недостатками слуха. Школа – сад (образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста компенсирующего вида).

Современная система образования детей с нарушениями слуха

Система школьного образования:

Школы I вида (для глухих):

  • 1 ступень – начальное общее образование
  • 2 ступень – основное общее образование
  • 3 ступень – среднее (полное) общее образование

Школы II вида (для слабослышащих и позднооглохших):

  • I отделение – для детей с легким недоразвитием речи;
  • II отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи.

Ступени:

  • 1 ступень – начальное общее образование
  • 2 ступень – основное общее образование
  • 3 ступень – среднее (полное) общее образование

Система дошкольного образования:

  • Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей.
  • Детский сад комбинированного вида.
  • Детские сады (группы) общеразвивающего вида.
  • Дошкольные группы или отделения в специальных (коррекционных) школах для детей с недостатками слуха.
  • Школа – сад (образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста компенсирующего вида).
Логопедическое обследование При наличии у слабослышащих речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи  В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии  Во всех этих случаях логопедическое обследование слабослышащих не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом  Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования)  При сильном снижении слуха средства могут быть комбинированными  Для слабослышащих с выраженным недоразвитием речи наиболее существенным будет обследование нарушений слуховой  дифференциации звуков речи

Логопедическое обследование

  • При наличии у слабослышащих речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи
  • В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии
  • Во всех этих случаях логопедическое обследование слабослышащих не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом
  • Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования)
  • При сильном снижении слуха средства могут быть комбинированными
  • Для слабослышащих с выраженным недоразвитием речи наиболее существенным будет обследование нарушений слуховой

дифференциации звуков речи

Логопедическая помощь В работе по развитию и коррекции речи специалистами решаются как общие, так и специфические задачи: -всестороннее развитие личности ребенка (физическое, эстетическое, нравственное, сенсорное, умственное и трудовое воспитание) -развитие словесной речи; развитие слухового восприятия; обучение чтению с губ Проводится работа по: Обучению дактильной речи:   1.Формирование речи в связи с организованной деятельностью 2. Использование ситуации, вызывающей потребность в речи 3. Создание ситуаций, вызывающих необходимость речевого общения 4. Проведение дидактических игр, использование игровых приемов. 5. Специальные тренировки и упражнения 6. Проведение работы над знанием слов II . Обучению устной речи: 1. Обучение чтению с губ 2. Развитие устной речи III . Обучению грамоте: 1. Чтение 2. Письмо

Логопедическая помощь

В работе по развитию и коррекции речи специалистами решаются как общие, так и специфические задачи:

-всестороннее развитие личности ребенка (физическое, эстетическое, нравственное, сенсорное, умственное и трудовое воспитание)

-развитие словесной речи; развитие слухового восприятия; обучение чтению с губ

Проводится работа по:

  • Обучению дактильной речи:

1.Формирование речи в связи с организованной деятельностью

2. Использование ситуации, вызывающей потребность в речи

3. Создание ситуаций, вызывающих необходимость речевого общения

4. Проведение дидактических игр, использование игровых приемов.

5. Специальные тренировки и упражнения

6. Проведение работы над знанием слов

II . Обучению устной речи:

1. Обучение чтению с губ

2. Развитие устной речи

III . Обучению грамоте:

1. Чтение

2. Письмо

IV . Коррекции звукопроизношения: 1. Подготовительные (развитие дыхания). 2. Длительное произнесение гласных звуков и тех согласных, которые можно тянуть; произнесение ряда слогов на одном выдохе; произнесение на одном выдохе слов, фраз, включающих все большее количество слогов 3. Счет (прямой и обратный), перечисление дней недели, месяцев с одновременным увеличением количества слов, произносимых на одном выдохе 4. Наращивание фраз, произносимых на одном выдохе 5. Спряжение фраз с произнесением на одном выдохе взятой фразы 6. Чтение вслух с соблюдением слитного произношения слов и с паузами для вдоха На знаках препинания 7. Чтение вслух текста со слитным произнесением слов, тесно связанных между собой по смыслу, и с паузами для вдоха, расставленных педагогом 8. Самостоятельная расстановка дыхательных пауз в тексте с последующим чтением вслух 9. Чтение вслух с правильно распределенной паузацией для вдоха без обозначения ее в тексте 10. Заучивание правильного распределения дыхательных пауз в связи с чтением наизусть стихотворений, басен, отрывков прозы и т.д.

IV . Коррекции звукопроизношения:

1. Подготовительные (развитие дыхания).

2. Длительное произнесение гласных звуков и тех согласных, которые можно тянуть;

произнесение ряда слогов на одном выдохе; произнесение на одном выдохе слов,

фраз, включающих все большее количество слогов

3. Счет (прямой и обратный), перечисление дней недели, месяцев с одновременным

увеличением количества слов, произносимых на одном выдохе

4. Наращивание фраз, произносимых на одном выдохе

5. Спряжение фраз с произнесением на одном выдохе взятой фразы

6. Чтение вслух с соблюдением слитного произношения слов и с паузами для вдоха

На знаках препинания

7. Чтение вслух текста со слитным произнесением слов, тесно связанных между

собой по смыслу, и с паузами для вдоха, расставленных педагогом

8. Самостоятельная расстановка дыхательных пауз в тексте с последующим чтением

вслух

9. Чтение вслух с правильно распределенной паузацией для вдоха без обозначения

ее в тексте

10. Заучивание правильного распределения дыхательных пауз в связи с чтением

наизусть стихотворений, басен, отрывков прозы и т.д.

V . Работа над словесным ударением:

  • Воспроизведение ударения в словах, слогах: на основе подражания; на основе дирижирования учителя; на основе письменного обозначения ударения
  • Отхлопывание, отстукивание ритмов за учителем, руководствуясь графическими значками Повторение одного и того же слога «та» в разных ритмах («татакирование»)
  • Расстановка ударения в написанных знакомых словах с предварительным и последующим чтением их вслух
  • Работа с таблицей слов, сгруппированных по их ритмическому типу
  • Подбор учащимися слов на заданный ритм
  • Разбор знакомых слов с указанием, сколько в каждом из них слогов и на какой по порядку слог от начала слова падает ударение.
  • Работа над переходным ударением в связи с изучением форм склонения и спряжения
  • Отработка ударения в словах в связи с заучиванием стихотворений

VI . Работа над орфоэпией:

  • Чтение слов, фраз, связного текста с соблюдением орфоэпических норм

2) Расстановка орфоэпических знаков в отдельных словах, фразах и тексте с последующим чтением

3) Ознакомление с орфоэпическими правилами, заучивание их

4) Объяснение случаев расхождения произношения и написания по правилам

5) Подбор примеров на то или иное орфоэпическое правило

VII . Работа над логическим ударением: Повторное произнесение одной и той же фразы при ответе на различные связанные с ней вопросы Постановка вопроса к фразе, в которой подчеркнуто логическое ударение Подчеркивание логического ударения в связном тексте и последующее чтение его вслух Соблюдение логического ударения в связи с разучиванием диалогов на уроках развития речи  VIII . Работа над темпом речи: Слоговые упражнения Произнесение усвоенных слов Произнесение фраз из обиходной речи Счет, называние дней недели, месяцев Спряжение глаголов (во фразах) Разучивание стихотворений, прозы Повторное чтение вслух

VII . Работа над логическим ударением:

  • Повторное произнесение одной и той же фразы при ответе на различные связанные с ней вопросы
  • Постановка вопроса к фразе, в которой подчеркнуто логическое ударение
  • Подчеркивание логического ударения в связном тексте и последующее чтение его вслух
  • Соблюдение логического ударения в связи с разучиванием диалогов на уроках развития речи

VIII . Работа над темпом речи:

  • Слоговые упражнения
  • Произнесение усвоенных слов
  • Произнесение фраз из обиходной речи
  • Счет, называние дней недели, месяцев
  • Спряжение глаголов (во фразах)
  • Разучивание стихотворений, прозы
  • Повторное чтение вслух
Выводы У человека нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более легкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи – тугоухостью  Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу  Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха  Недостатки слуха у ребенка приводят к восприятию речи на слух в искаженном виде Создана эффективная система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха, способствующая сглаживанию основного дефекта и получению равного со слышащими уровня образования  В логопедические задачи входит не только коррекция звукопроизношения, пополнение и расширение запаса, устранение лексико-грамматических несовершенств как в устной, так и в письменной речи, но и развитие умения ребенка чтения с губ

Выводы

  • У человека нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более легкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи – тугоухостью
  • Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу
  • Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха
  • Недостатки слуха у ребенка приводят к восприятию речи на слух в искаженном виде
  • Создана эффективная система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха, способствующая сглаживанию основного дефекта и получению равного со слышащими уровня образования
  • В логопедические задачи входит не только коррекция звукопроизношения, пополнение и расширение запаса, устранение лексико-грамматических несовершенств как в устной, так и в письменной речи, но и развитие умения ребенка чтения с губ

Список использованной литературы

  • Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреевна; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с. Бобкова, Ю.И. Организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в третий период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом [Текст] / Ю.И. Бобкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - №4. – С. 68 – 73 Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с
  • Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреевна; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
  • Бобкова, Ю.И. Организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в третий период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом [Текст] / Ю.И. Бобкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - №4. – С. 68 – 73
  • Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
  • Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  • Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!