СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое обследование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое обследование»

Логопед в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка.

Варианты речевых карт для дошкольников — Н.В. Нищева, О.И. Крупенчук, может быть своя карта.


Материалы для обследования:

1. Е. М. Косинова «Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту»
Тесты в пособии представлены по возрастам (понимание речи, словарный запас, навыки словообразования, навыки звукового анализа и синтеза, звукопроизношение).
Данное пособие удобно брать с собой на выездную диагностику.

2. Демонстрационный материал к речевой карте О. И. Крупенчук по возрастам. 

3. И. А. Смирнова Логопедические альбомы

4. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда»
Нужный картинный материал из этого альбома можно для себя разобрать по файлам.

1. Начинаем диагностику с беседы. Беседа настраивает на взаимодействие.

  • Как тебя зовут?

  • Сколько тебе лет?

  • Ходишь ли ты в детский сад?

  • Есть ли у тебя друзья?

  • Как зовут друзей?

  • Есть ли у тебя любимая игрушка?

  • Расскажи стихотворение.


2. Обследование артикуляционного аппарата.

  • Подвижность нижней челюсти.

  • Состояние прикуса и зубного ряда.

  • Состояние языка.

  • Подвижность и точность движений языка.

  • Состояние подъязычной уздечки.

  • Высота и состояние твердого и мягкого неба.

  • Состояние мимической мускулатуры.

  • Тип глотания.


3. Обследование звукопроизношения.

Звуки диагностируем по картинному материалу в начале, середине и в конце слова. Смотрим звуки и изолированно: свистящие, шипящие, соноры.

4. Фонематические процессы.

4 года Есть ли звук Р в слове? Бобы, горох, капуста, помидор.

5 лет Назови первый звук в слове: Аня, Оля, ухо, Ира.

6 лет Назови все звуки в слове МАК.

Сколько звуков в слове СУП?

Составь слово из звуков: Д, О, М.

Покажи на картинках: рак-лак, мишка-миска, Марина-малина, коза-коса, жевать-зевать, вечер-ветер, мажет-машет.

При онлайн-диагностике закрываем рот книгой и произносим звуки, чтобы ребенок не считывал с губ ( так как может быть снижение слуха).

5. Обследование слоговой структуры.

Обследовать слоговую структуру слов более подробно можно по А. К. Марковой.

Ребенок должен сам называть слова по картинке, если возникают затруднения, повторяет по образцу.

Пример диагностики из речевой карты О. И. Крупенчук.

4 года — пуговица, мостик, капуста, дружба, свисток.

Ребята слепили снеговика.

Вероника ест помидоры.

Мотоциклист ездит на мотоцикле.

5 лет — лекарство, скворечник, сковорода, велосипед, сквозняк.

Водопроводчик чинит водопровод.

Всеволод едет на велосипеде.

Волосы подстригают в парикмахерской.

6 лет — сухофрукты, сыворотка, простокваша, парикмахер, комбинезон, инструменты.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

У парикмахера расчёска и ножницы.

Экскурсовод проводит экскурсию.

6. Обследование словаря.

  • Обобщающие слова

  • Номинативный словарь (назови детёнышей)

  • Антонимы (скажи наоборот)

  • Глагольный словарь (Кто что делает?)

7. Грамматический строй речи.

Словоизменение

  • Преобразование единственного числа во множественное

  • Согласование с числительными

  • Согласование падежных окончаний

Словообразование

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм

  • Согласование с предлогами

  • Образование прилагательных (с 6 лет)

  • Префиксальное словообразование (с 6 лет)

8. Обследование связной речи.

4 года: составление предложений по предметной картинке.

5 лет: составление рассказа по сюжетной картинке.

6 лет: составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Для диагностики связной речи можно использовать книги:

1. Н. Э. Радлов «Рассказы в картинках»

2. В. Г. Сутеев «Сказки и картинки»

9. Состояние общей и мелкой моторики.

Обследование общей моторики:

  • «Постой на одной ноге: левой, правой»

  • «Попрыгай на двух ногах с продвижением»

  • «Подбрасывай и лови мяч»

  • «Походи на одном месте»

  • «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы»

Обследование мелкой моторики:

  • Соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо

  • Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»

  • 2 и 3 пальцы — «коза-дереза»

  • Поиграть с мелкими предметами, мозаикой.

10. Анамнез.

  • Сведения о беременности и родах

  • Наследственные заболевания

  • Особенности раннего развития ребенка (во сколько поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова)

  • Состояние слуха

  • Состояние зрения

  • Перенесенные заболевания, травмы, операции

  • Наблюдения специалистов

Краткие анамнестические данные заполняются на основании медицинских справок, заключений, беседы с родителями.

Если это онлайн-диагностика, родители заполняют заранее подготовленную логопедом анкету. Также предоставляют видео-записи речевой и игровой игровой деятельности ребенка. Логопед готовит презентацию для онлайн-диагностики.

Продолжительность диагностики определяется исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого ребенка.