СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое обследование

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

кузопцщоизуцоизштушпшзцущшуцошзпшцпщшцущгпцугицурмшц3ршцущшпозцуопзоуцщзпошзцуопшзоцзпошцрпш

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое обследование»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ


Ф.И.О. Возраст



Первичное

обследова­

ние

Динамика

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (Ы, с задержкой) Лепет

первые слова фразы



ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:

совершенно не понимает обращенную речь понимание обращенной речи ограниченное (в пределах ситуации) понимание обращенной речи на бытовом уровне выполняет речевые инструкции в полном объеме



ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:

название предметов реальных и на картинках понимание смыслового значения слова понимание действия предметов понимание простого сюжета

понимание лексико - грамматических конструкций



ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова): нарушен сохранный



ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь):

  1. ый уровень речевого развития:

полное отсутствие звуковых и словесных средств общения произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание

Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).

  1. ой уровень развития: пользуется простой фразой

- Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.

  1. ий уровень развития:

Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

  1. ый уровень развития:

Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно (Ы)



ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:

проявляет склонность к эхолалии

наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка вербализм




СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:

(резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный) название предметов и предметных картинок описание сюжетной картинки составление рассказа по серии сюжетных картинок пересказ текста значение стихов, сказок творческий рассказ



СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ (нарушена^):

Нарушения:

парафазии (замены) элизии(пропуски) итерации (повторение)

контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)

персеверации (отсроченное повторение)

перестановка



ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ:

Степень разборчивости речи:

речь невнятная, малопонятная для окружающих разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная разборчивость речи не нарушена (1ч[)

Темп речи (Ы, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)

Ритм речи (Ы, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)



ГОЛОС:

N (сильный, звонкий)

Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)

Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий; гипоназализованный, гиперназализованный; носовая эмиссия

слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или смодулированный; монотонный)



СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ



(нарушена; Ы)

СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:

Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)



ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:

гипомимия

нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, Ь1)

сглаженность носогубных складок

оральные синкинезии

тремор подбородка

асимметрия

гиперкинезы

тонус (гипертонус, гипотония, дистония, Ы) подвижность (малоподвижные, подвижные) наличие расщелины или послеоперационных рубцов



ЗУБЫ:

крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы, N

прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)



ТВЕРДОЕ НЕБО

(готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N )
МЯГКОЕ НЕБО

(подвижное, неподвижное, длинное, короткое)
расщелина или послеоперационные рубцы
увуля

сумбукозная щель

ЯЗЫК: Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная
уздечка

мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, Ы)
гиперкинезы, тремор

девиация (отклонение) языка (вправо, влево)

посинение кончика языка

Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен; неполный;
полный)

язык не выводится из полости рта
произвольное высовывание языка
верхний подъем

боковые отведения (повороты вправо - влево)

пощелкивание

облизывание губ

снижение амплитуды артикуляционных движений
умение удержать артикуляционную позу

способность к переключению

ИМПЕРСАЛИВАЦИЯ

ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу; затруднено; ~Ы)

ГЛОТАНИЕ (поперхивается; не нарушено)

ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:


С

ш

р

к

й

п

А

о

С’

ж

Р’

г

ф

Б

э

У

3

ч

л

X

в

т

ы


3’

щ

Л’

м

д

и



Ц Н

I. Нарушение звукопроизношения


  1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) усредненность гласных (нарушена лабиализация) недостаток произношения звонких соглассных недостаток произношения глухих соглассных недостаток произношения мягких соглассных

недостаток произношения твердых соглассных (палатализация)

  1. Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи

Фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной Ы)


II. Нарушение дифференциации звуков

(замены, смешения)

Форма звукового расстройства у ребенка с дизартрией:

  1. Просодические расстройства + искажения звуков.

  2. Просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но, в целом, слоговая структура остается без изменений.

  3. Просодические расстройства + звукопроизносительные расстройста (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ


Ф.И.О. Возраст





КОНТАКТ (речевой, жестовый, мимический):

в контакт не вступает проявляет речевой негативизм контакт формальный (чисто внешний)

в контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте

контакт избирательный

легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется



ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ СФЕРА:

  1. активен / пассивен деятелен / инертен бодрый / вялый

работает с удовольствием / из подчинения

  1. неадекватное поведение двигательная расторможенность агрессивность избалованность

колебания настроения страхи



СОСТОЯНИЕ СЛУХА

(норма, тугоухость, глухота)



СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ

(норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота)



МО МОТОРИКА:

  1. ведущая рука (правая, левая)

  2. развитие манипулятивной функции рук: отсутствует хватание

резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание)

недостаточная мелкая моторика

сохранная

  1. согласованность действий рук: отсутствует

- N

  1. тремор, гиперкинезы, нарушение координации движений



ВНВ ВНИМАНИЕ (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):

Ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте, низкая концентрация и неустойчивость внимания

Внимание недостаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная



РЕА РЕАКЦИЯ НА ОДОБРЕНИЕ:

адекватная (радуется одобрению, ждет его)

неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему)



РЕА РЕАКЦИЯ НА ЗАМЕЧАНИЕ:

Адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием) Адекватная (обижается)

Нет реакции на замечание Негативная реакция (делает назло)



ОТН ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧЕ:

неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки) отсутствует оценка неудачи

негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку



РАБ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Крайне низкая

Снижена

Достаточная



ХАР ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:



отсутствие мотивации к деятельности работает формально деятельность неустойчивая деятельность устойчивая, работает с интересом



ОБУ ОБУЧАЕМОСТЬ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОМОЩИ (во время обследования):

Обучаемость отсутствует. Помощь не использует. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

Обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен. Ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (Ы).



УРО УВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Проявляет ли интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес. Насколько игровой интерес стоек (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):

Интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует, в совместную игру со взрослыми не включается, самостоятельной игры не организует).

Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам.

Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.

  1. Адекватность употребления игрушек:

Совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия).

Игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).

  1. Характер действий с предметами - игрушками:

Неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно - постукивает, тянет в рот, сосет, бросает).

Специфические манипуляции - учитывает только физические свойства предметов. Предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением.

Процессуальные действия.

Цепочка игровых действий.

Игра с элементами сюжета.

Сюжетно - ролевая игра.



ЗАП ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ:

низкий, ограничен ограниченный несколько снижен соответствует возрасту (К)



ЗНА ЗНАНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА И ЛИЦА

(визуальная ориентация)



ЗРИ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

  1. Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует сличает цвета

различает цвета (выделяет по слову)

знает и называет основные цвета (Ы - в 3 года)

  1. Восприятие величины: представление о величине отсутствует соотносит предметы по величине

дифференцирует предметы по величине (выделение по слову) называет величину (Ы - в 3 года)

  1. Восприятие формы:

нет представления о форме соотносит предметы по форме

различает геометрические формы (выделение по слову)

называет геометрические формы (плоскостные и объемные) (К — в 3 года)



РАБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРУШКАМИ



СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЕШКИ (3-хсостовная - от 3-х до 4-х лет; 4-хсостовная - от 4-х до 5-х лет; 6-хсостовная - от 5-ти лет):

Действия неадекватные / адекватные Способы выполнения задания:

Действие силой Перебор вариантов

Целенаправленные пробы (Ы - до 5-ти лет)



Примеривание

Зрительное соотнесение (с 6-ти лет обязательно)



ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (6-тисоставная матрешка) - с 5-ти лет: Действия неадекватные / адекватные Способы выполнения задания:

Без учета величины

Целенаправленные пробы (Ы - до 6-ти лет)

Зрительное соотнесение (с 6-ти лет обязательно)



СКЛАДЫВАНИЕ ПИРАМИДКИ: (до4-х лет - 4 кольца; с4-х лет - 5-6 колец) Действия неадекватные / адекватные Без учета величины колец С учетом величины колец:

  1. Пробы

  2. Примеривание

  3. Зрительное соотнесение (Ы с 6-ти лет обязательно)



КУБИКИ - ВКЛАДЫШИ

(пробы, перебор вариантов, примеривание, зрительное соотнесение)



ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК (сЗ-х лет):

действие силой (допустимо до 3,5 лет)

перебор вариантов

пробы

примеривание

Зрительное соотнесение (ТЧ с 6-ти лет обязательно)



ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

(с 2-х лет; выбор по образцу 2-х, 4-х, 6-ти картинок)



КОНСТРУИРОВАНИЕ:

конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению)

складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению)



ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИИ:

  1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение

  2. Дифференцирование пространственных понятий (выше - ниже, дальше - ближе, справа - слева, впереди - сзади, в центре)

  3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из2-6 частей; разрез: по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией)

  4. Понимание и использование логико - грамматических конструкций (Ы с 6-ти лет)



ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

части суток (К с 3-х лет) времена года (74 с 4-х лет) дни недели(Ы с 5-ти лет)

Понимание и использование логико - грамматических конструкций (74 с 6-ти лет)



КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Порядковый счет (устно и пересчет предметов)

Определение количества предметов

Выделение нужного количества из множества

Соотнесение предметов по количеству

Понятия: «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»

Счетные операции



ПАМЯТЬ:

  1. механическая (в пределах возрастной 1, снижена)

  2. опосредованная (вербально - логическая) ("Ы, снижена)



МЫШЛЕНИЕ:

Уровень развития мышления: наглядно - действенное наглядно - образное

элементы абстрактно - логического мышления



КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ (ИЗОБРАЖЕНИИ)



«ЧЕТВЕРТЫЙ - ЛИШНИИ» (исключение не подходящих к группе предметов и понятий)



ПОНИМАНИЕ КАРТИН С НЕЛЕПЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ СЮЖЕТОМ



ПОНИМАНИЕ КАРТИН СО СКРЫТЫМ СМЫСЛОМ



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИИ (серия сюжетных картин)



ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!