СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое представление на обучающегося

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое представление на обучающегося»

Логопедическое представление

на обучающегося


Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________

_______________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________

Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи и социальные условия.)_______________________________________________________________

  • речевая среда без особенностей;

  • двуязычие в семье;

  • у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

  • ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

  • не уделяется достаточного внимания внешнему виду;

  • недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается);

Устная речь:

фонематическое восприятие

нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез);

  • дифференциация звуков (не нарушена, неустойчивый навык, единичные или множественные ошибки, невозможность выполнения заданий);

  • правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот – кит, крыша – крыса).

  • при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные (множественные) ошибки;

  • затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).

  • способность выделить звук на фоне слова сформирована, определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки, допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.

  • способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована, допускал многочисленные ошибки (в слове коза звук «з» слышится перед звуком «к»)

  • наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

  • фонематический синтез сформирован. правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, п-а-с-т-а, в-о-р-о-н-а).

  • фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы; придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков).


звукопроизношение Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм, боковой сигматизм свистящих (шипящих), увулярный ротацизм.

  • Звукопроизношение не нарушено.

  • Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм…


состояние словаря

Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.

  • Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.

  • Пассивный словарь детей шире активного.

  • Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)

  • Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.

  • Недостаточен объём знаний об окружающем мире.

  • Знаком с редкоупотребляемой лексикой.

  • Несформированны отношения антонимии и синонимии.

  • Низкий уровень практических обобщений.

  • Трудности понимания и употребления лексики.


грамматический строй речи

а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании:

  • ошибки в употреблении сложных предлогов;

  • в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

г) Грубые нарушения:

  • в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

  • составляет предложения по опорным словам;

  • сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и );

  • сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

  • ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

  • наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прилагательных с существительными (у девочки красная платье);

  • неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на деревьев пожелтели листья);

  • отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце);

  • аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок);

  • неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

  • соответствует особенностям умственного развития детей младшего школьного возраста.

  • понимает и употребляет предлоги;

  • использует приставки при образовании существительных и глаголов;

  • общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка;

  • примитивность синтаксических конструкций;

Виды нарушений:

    1. изменение существительных по падежам;

    2. согласование существительных с числительными 1,2,5.

    3. образование множественного числа существительных,

    4. образование прилагательных от существительных,

    5. образование приставочных глаголов;

    6. понимание предложно-падежных конструкций (другие)


связная речь


Рассказ по серии сюжетных картинок.

  • Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

  • Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.

  • Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.

  • Отсутствует описание ситуации.


Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

  • Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

  • Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.

  • Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.

  • Рассказ не оформлен.




Письменная речь:

чтение

Не сформировано.

  1. Техника чтения:

    • побуквенное;

    • по слоговое;

    • соответствует / не соответствует возрасту;

    • автоматизированное / неавтоматизированное;

  2. Дыхание при чтении:

  • правильное /неправильное;

  • с интонациями;

  • нарушение ритма дыхания.

  1. Выразительность.

  • Монотонное / выразительное.

  1. Понимание прочитанного.

В полном объёме /затруднено.

письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • не сформировано;

  • отсутствие орфографических ошибок;

  • при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

  • в диктантах и изложениях многочисленные ошибки;

  • графические ошибки:

      • пропуск элементов или лишние элементы;

      • сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;

      • трудности в удержании строки;

      • постоянные колебания наклона и высоты букв;

      • несоответствие элементов букв по размеру;

      • раздельное написание букв внутри слова;

      • трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (к – н);

      • замены рукописных букв печатными;

      • необычный способ написания букв, особенно прописных;

      • устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с;

      • замены букв у – ч, д - б, д - в.

      • контаминации (слипание) слов;

      • отсутствие выделения начала предложения;

      • пропуск и замена гласных, в том числе ударных;

      • нарушение порядка букв;

      • тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»);

      • трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно, позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

  • орфографические ошибки

  • умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).

  • темп письма медленный.


Заключение:

Первое полугодие: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.

Второе полугодие: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.

Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР :

Нарушение чтения и письма.

Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.

Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.


Рекомендации:

На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

Занятия с логопедом, направленные на

развитие слухового восприятия.

развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.

развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).




коррекция звукопроизношения:

развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

развитие грамматического строя речи.

развитие понимания речи.

развитие слухо-зрительного внимания.

развитие памяти (слухоречевой, зрительной).

формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

формирование элементарных математических представлений.

развитие крупной /мелкой моторики.















. учитель-логопед: Горбатенко Ю.Н


Дата