Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы
Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу для обучения детей с нарушением интеллекта, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения я провожу целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы. Целью логопедического сопровождения является создание системы, способствующей выявлению и устранению нарушений устной и письменной речи, препятствующих успешному усвоению адаптированной общеобразовательной программы, формированию предпосылок для успешной социализации и личностной реализации.
Чтобы определить характер изменений в деятельности учителя-логопеда, работающего по ФГОС, расскажу притчу (Об экономии воды)
В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о своих подданных и опасаясь голода, владыка издал указ, в котором говорилось о том, что поливать личные участки можно только два раза в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали указ.
В тот же день с наступлением темноты напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что воды в пересыхающем озере не осталось. Город был обречен на вымирание. Владыка разгневался и приказал арестовать и казнить нарушителей указа.
В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Он сообщил об истощении запасов воды в озере и предложил вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили: «Ограничить полив личных участков двумя днями в неделю». Общее решение принесло желаемые плоды: люди ограничили полив и действовали так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.
Ведь по данным ученых 20% учебного материала учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время как делают; 95%- если исследуют, создают сами.
На примере данной притчи ярко можно сопоставить традиционное и современное логопедическое занятие. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя-логопеда становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова Константина Дмитриевича Ушинского отражают суть современного логопедического занятия, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.
Хочу поделиться со своим опытом в организации каждого этапа современного логопедического занятия.
Мотивационно-целевой этап
Первый этап моего занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда ребёнок видит проблему, несоответствие. Подвожу ученика к видению этой проблемы, а затем – решаю её вместе с ним. Например, выясняем, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытекает сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать.
Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем так же опираться при дифференциации.
Цель этого этапа – обучить ребёнка, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)
На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап провожу в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основную работу на данном этапе направляю на решение вопроса: как научиться различать звуки?
Поисково-исследовательский этап
Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.
Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» предлагаю ребёнку пофантазировать - на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе предлагаю либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).
Отличным материалом для исследовательской деятельности служит набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Предлагаю выбрать только те, которые помогут научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания ученик анализирует, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяет правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: ребёнок сам начинает понимать, для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения ему будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].
Следующий этап- практический -является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим я так организовываю образовательный процесс, чтобы ученик смог обучать сам себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений.
Вот примеры такого вида организации части занятия:
Ребёнок, не испытывающий затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывает из текста слова с изучаемыми буквами.
Ребёнок, не владеющий умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению.
На последнем этапе - рефлексивно-оценочном- провожу заключительную беседу с учеником, направленную на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос - не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Для повышения устойчивости учебных мотивов направляю ребёнка на размышление о том, для чего ему это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:
- Посмотри на наш план и вспомни, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])
- При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего? - Почему?
- Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)
- Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)
- На каких уроках тебе пригодятся сегодняшние знания и умения?
- Оцени свою работу по таблице.
- Посчитай баллы. Что увидел? Молодец!
Спасибо за внимание!
В конце занятия я предлагаю сделать отметки на «Линейке достижений». Ребёнку дается карточка, например, такого содержания:
1) Я научился различать звуки Ж и З (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5 1 5 3 2 4 2) Я старался оценка от 0 до 5 1 5 3 2 4 3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5 1 5 3 2 4 |