СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое заключение

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конце логопедического обследования, как правило, пишется  заключение.

В перечень формулировок логопедического заключения возможно внесение различных аспектов

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое заключение»

Логопедическое заключение

В конце логопедического обследования, как правило, пишется заключение.

В перечень формулировок логопедического заключения возможно внесение различных аспектов, в том числе:

  1. Ход речевого развития ребёнка

  • речевое развитие по возрасту

  • без особенностей

  • доречевое развитие с задержкой

  • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой

  • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез

  • поздно начал говорить

  • до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада

  • ранее психомоторное развитие с задержкой

  • фразовая речь – с 3 (4-, 5-..) лет

  • речь отсутствует

  1. Понимание речи

  • речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта

  • речь окружающих понимает на бытовом уровне

  • понимание речи затруднено

  • обращённую речь не понимает

  • выполняет задания по словесной инструкции

  • нуждается в неоднократном повторении задания

  • с опозданием реагирует на обращение учителя

  • речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями

  • понимание речи связано с незнанием русского языка

  1. Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

  • анатомическое строение без особенностей

  • не удерживает позу закрытого рта

  • может достаточное время удерживать артикуляторное положение (2-5-10 сек)

  • движение языка замедленные, с затруднениями

  • основные движения языком, губами выполняет

  • губы толстые, малоподвижные

  • наблюдается замена движений и синкенезии

  • язык вялый, массивный, объем движений неполный

  • переключаемость движений нарушена

  • тонус нормальный, активность движений достаточная

  • кончик языка малоактивный

  • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается

  • прикус – прогения

  • отмечается повышенная соливация

  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму

  • точность выполнения движений сохранна

  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда

  • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы

  1. Фонематические процессы

  • фонематический слух сформирован недостаточно

  • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков

  • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки

  • затрудняется придумать слово на заданный звук

  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы

  • неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина

  • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы

  • при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности

  1. Звукопроизношение

  • имеются недостатки произношения

  • нарушено произношение звуков ..

  • дефектно произносит оппозиционные звуки

  • недостатки произношения звонких согласных (оглушение)

  • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи

  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков

  • полиморфное нарушение звукопроизношения

  • стертая форма дизартрии

  • системное недоразвитие речи

  1. Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

  • навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы

  • допускает ошибки при определении количества звуков в слове

  • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков

  • определение места звука в слове сформировано (не сформировано)

  • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно

  • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале

  1. Воспроизведение слов сложного звукового состава

  • не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных

  • замены, искажения звукового состава слова

  • количество слогов в многосложных словах определяет неправильно

  • переставляет слоги местами

  • слова сложного звукового состава воспроизводит правильно

  1. Словарный запас

  • объем словарного запаса соответствует возрасту

  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой

  • не всегда точно использует слова

  • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов

  • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия, числительные

  • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении

  • часто использует слова не по назначению

  • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству

  • страдает понимание и употребление обобщающих понятий

  1. Грамматический строй

  • недостаточно сформирован для данного возраста

  • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции

  • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций

  • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы

  • неправильно употребляет предлоги, падежи

  • имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число

  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены

  • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов

  • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев)

  • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах

  • есть аграммматизмы при образовании слов, словосочетаний

  1. Связная речь

  • наблюдается недостаточное развитие связной речи

  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий

  • неотчетливо произносит слова

  • оречевление затруднено

  • при ответах пользуется фразой простой (несложной) конструкции

  • наблюдается высокий уровень речевого развития

  • опыт речевого общения беден

  • самостоятельно высказаться затрудняется

  • устная форма речи недостаточно сформирована

  • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа)

  1. Зрительно-моторная координация и пространственная ориентировка

  • недостаточно четкая координация движений

  • затрудняется определить правую, левую сторону

  • зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно

  • причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого

  • неправильно располагает написанное на листе бумаги

  • схема тела не сформирована (сформирована частично)

  • правильно определяет части тела

  1. Состояние мелкой моторики

  • движение рук неточное

  • пробы Хеда выполняет выборочно

  • с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)

  • навыками самообслуживания не владеет

  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук

  • произвольная моторика не сформирована

  • ведущая рука – правая (левая, амбидекстрия)

  • предпочитает работать левой рукой

  • все движения выполняет правильно

  • мышечный тонус повышен

  • неправильно держит карандаш, ручку

  • моторная неловкость при работе с пластилином

  • испытывает трудности при овладении графическими навыками

  • наблюдается замедленный темп письма

  1. Состояние общей моторики

  • двигательно неловок, медлителен (заторможен)

  • ограничен объем активных движений

  • отстает в темпе, ритме, переключаемости движений

  • испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.

  • мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках

  • отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений

  • замен движений и синкенезий не наблюдается

  1. Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

  • навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы

  • допускает ошибки при определении количества звуков в слове

  • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков

  • определение места звука в слове сформировано

  • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно

  • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале

  1. Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания

  • темп высказываний замедленный (быстрый)

  • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих

  • звуки произносятся нечетко

  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый

  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)

  • темп и ритм речи в пределах нормы

  • словесное ударение употребляет правильно

  • интонационная речь недостаточно выразительна

  1. Проявления заикания

  • заикание не наблюдается

  • наблюдается заикание

  • иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике

  • наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных)

  1. Чтение

  • способ чтения: побуквенно – слоговой

  • чтение замедленное, послоговое, словами

  • понимание прочитанного с неточностями

  • понимание с помощью вопросов

  • чтение послоговое, простые слова читает целостно

  • делает запинки при чтении многосложных слов

  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск, замены, перестановки букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.)

  • не отвечает на вопросы по тексту

  • при чтении слова произносит неотчетливо

  • пересказом не владеет

  1. Письмо

  • письмо не сформировано

  • имеются многочисленные ошибки разного характера

  • испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других)

  • при списывании наблюдаются единичные ошибки

  • при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов)

  1. Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

    • ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью

    • мотивация к обучению не сформирована

    • охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения

    • легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе

    • имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам

    • испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку

    • внимание неустойчивое, часто отвлекается

    • значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти

    • с трудом овладевает необходимым объемом знаний

    • запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен

    • инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно

  1. Логопедическое заключение

  • показаний для занятий нет

  • фонематическое недоразвитие речи

  • общее недоразвитие речи ОНР (I, II, III, iV уровня)

  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи

  • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР

  • недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия

  • лексико-грамматическое недоразвитие

  • полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия

  • сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)

  • имеется нерезко выраженная дисграфия

  • аграмматическая дислексия и дисграфия

  • фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

  1. Основные причины трудностей усвоения учебного материала

  • нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности; истощаемость

  • трудности адаптации в школьном учреждении

  • нарушение моторики в виде недостаточной координации движений

  • незрелость эмоционально – волевой сферы

  • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка

  • гиперопека родителей

  • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля

  • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля

  • двигательная расторможенность, гиперактивность

  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.

  • трудности начались со второго полугодия, после болезни

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя

  • трудности овладения учебными терминами, понятиями

  • слабо развито словесно-логическое мышление

  • недостаточное развитие связной речи

  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы

  • определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе)

  • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез, насильственные движения и др.)

  1. Результаты речевого развития

  • динамика речевого развития незначительная

  • при положительной динамике развития выпущен из группы

  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом

  • динамики в развитии не наблюдается

  • логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная

  • положительная динамика в обучении и развитии

  1. Рекомендации

  • диагностическое обследование ребенка и сбор данных

  • избегать интеллектуальные и психологические нагрузки

  • развитие самоконтроля, положительной мотивации в обучении

  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых

  • перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;

в целях компенсации и выравнивания недостатков

  • физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе)

  • систематизировать, обогащать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире

  • пополнение и уточнение имеющихся знаний

  • систематизация умения и навыков

  • рекомендуется консультация у специалистов…

  • во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с .. летнего возраста

  • рекомендован дополнительный отдых

  • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки

  • посещение занятий с психологом и логопедом

  • устранение пробелов в имеющихся знаниях

  • довести до необходимого уровня учебную деятельность

  • стимулировать самооценку

  • создание возможности выбора…

  • повышение личной ответственности

  • создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.

  • оказание помощи в обретении веры в свои силы

  • рекомендован повторный курс обучения

  • проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития

  • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний

  • ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности

  • для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”

  • единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей

  • педагогическая помощь и поддержка

  • индивидуальная помощь