КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект логопедического занятия
по устранению оптической дисграфии
«Дифференциация оптически сходных букв и-ш»
Подготовила: Приведенцева Зинаида Александровна учитель – логопед высшей квалификационной категории
2022
«Дифференциация оптически сходных букв И-Ш»
Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв и-ш изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные: учить детей различать оптически схожие строчные буквы и-ш ; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.
• Коррекционно-развивающие: развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления; внимание, памяти, воображения и мышления; мелкую моторику; развитие фонематического восприятия; навыки чтения и письма.
• Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за речью; воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднениях; воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.
• Здоровьесберегающая: активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы.
Оборудование: печатные и прописные буквы И-Ш, и-ш; геометрические фигуры разного цвета, формы, размера, элементы букв, карточки с буквами, тетради, ручки, цветные карандаши, мнемонические карточки, маркер, картинки к загадкам, буквы и-ш с кармашками.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Логопед : Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.
Слова: шишка, камыши, машина
груши, малыши, сушки.
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, а какие буквы повторяются в этих словах.
Дети: Буква И- Ш.
Логопед: Правильно. В каждом слове есть буква И и буква Ш. Сегодня мы будем с вами продолжать учиться различать буквы И и Ш на письме.
Логопед: Сегодня мы будем работать с буквами И, Ш. Посмотрите, чем похожи буква И и буква Ш.
Учащаяся: У буквы Ш есть палочки с закруглением внизу и буквы И есть палочки с закруглением внизу.
Логопед: Чем отличаются буква И и буква Ш? Скажите, сколько палочек с закруглением внизу у буквы И?
Учащийся: У буквы И две палочки с закруглением внизу.
Логопед: Посмотрите внимательно и скажите, сколько палочек с закруглением внизу у буквы Ш.
Учащийся: У буквы Ш три палочки с закруглением внизу.
Логопед: Правильно, у буквы И две палочки с закруглением внизу, а у буквы Ш три палочки с закруглением внизу.
Логопед: А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны!
У буквы ш – три элемента (выставляется карточка «ш-3».)
У буквы и – два элемента (выставляется карточка «и-2»)
• Конструирование букв из элементов.
У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв И - Ш вперемежку.
Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах:
ИГЛА, ШУБА, ШКАФ, ИВА, СЛИВА, ГРУША.
Пальчиковая гимнастика
Логопед: Чтобы красиво писать нужно разогреть наши пальчики. Возьмите в руки простой карандаш , выполним нашу гимнастику.
Взяли в руки карандаш
Он всегда помощник наш.
Потираем о ладонь,
Добываем мы огонь.
Раз – ступенька, два – ступенька,
Мы идём тихонько вниз.
Раз – ступенька, два – ступенька,
Ты смотри, не оступись!
Нарисую я ладошку
Отдохну потом немножко.
Логопед: На доске записан ряд цифр, запишите на строке ниже под цифрами соответствующие буквы.
3 2 2 3 3 3 2 2 3 2 2 3 3 2 3 2.
3 ш | 2 и | 2 и | 3 ш | 3 ш | 3 ш | 2 и | 2 и | 3 ш | 2 и | 2 и | 3 ш | 3 ш | 2 и | 3 ш | 2 и |
Логопед: Найдите буквы И и Ш среди других букв. Букву И подчеркнуть, букву Ш обвести в кружок.
и н ш п к р и г ш т н к и ш и л н ш р ш и
2. Дифференциация букв и – ш в слогах.
Логопед: Прочитайте и запишите слоги:
2н – 3а – 3у – 2р – у3 – к2 – а3 – е3 – л2 – 2с
ин-ша-шу-ир-ки-аш-еш-ли-ис
Проверка выполненного задания.
Развитие фонематического слуха.
Запишите под диктовку слоги, обозначьте буквы занятия.
Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш.
Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками по В. Ф. Базарному.
Логопед: Наши глазки устали? Давайте немного отдохнем.
На счет «раз» - квадрат.
На счет «два» - круг.
На счет «три» - треугольник.
На счет «четыре» - прямоугольник.
В различных равноудаленных участках кабинета фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки (геометрические фигуры). Логопед просит детей на счет «раз» быстро повернуться в сторону одной метки и зафиксировать взгляд на ней, на счет «два» дети поворачиваются и фиксируют взгляд на другой метке и т. д. Продолжительность гимнастики – 1,5 -2 минуты.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед : Нужно поднять руки вверх, если услышите звук И в словах, если услышите звук Ш – присесть.
Слова: ПУШКА, ТИР, СЛИВА, ШАР, ПАВЛИН, ШОКОЛАД, ШКОЛА, ТИГР,
ДЕТИ, ГРУША, АПЕЛЬСИН.
Дифференциация букв и-ш в словах
• Игра «Путаница»
Логопед: Прочитать слова. Переставить местами буквы И-Ш. Записать получившиеся новые слова.
шзбуика рубаика плшта меиок
бабуика дедуика веншк илак
ослшк икола веиалка шва
Логопед: Посмотрите на доску, здесь зашифрованы слова. Расшифруйте слова и запишите в тетрадь.
МАЛЫ32 3УТКА 3АР2К ЛАДО3КА
3П2ОН 323КА 32ЛО У3К2
АФ23А М23КА 2ЗБУ3КА ДЕДУ3КА
/ малыши, шутка, шарик, ладошка, шпион, шишка, шило, ушки, афиша, мишка, избушка, дедушка/
Логопед: Посмотрите внимательно на доску. В словах потерялись все пробелы, необходимо разделить слова. Записать их в тетрадь.
/кисти, шипы, лужи, лист, шуба, игра, шапки, шаги/
Логопед: Вставьте пропущенные буквы И-Ш и прочитайте слова.
Л…ПА КОР…ДОР …ОК
…ЕРСТЬ ….УСТРЫЙ …УБКА
КО…КА ПР…БОР КАЛ…ТКА
Логопед: Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания, соединяя слова из левого и правого столбиков. Запишите их.
Л…СЬЯ …ЕРСТЬ
КО…АЧЬЯ НОРА
Т…ГР….НАЯ ПЕРО
ДЕТСК…Е МАСКА
КУКУ…К…НО ЛАДО…К…
Работа с предложением.
Логопед: Запишите текст в тетрадь. В подчеркните красным карандашом - букву и, синим – букву ш.
Миша — медвежонок
Наступила зима, выпал белый снежок.
Радуется зиме Миша. Весело зимой: снежки и снежные бабы, санки и коньки.
Папа купил Мише лыжи. Мама сшила Мише тёплую шубку. Бабушка связала цветные шапку, шарф и варежки.
Надел всё это Миша и стал похож на смешного медвежонка.
III. Итог.
Логопед: Вот и подошел к концу наш урок.
1. Какие буквы вы учились сегодня различать?
2. Сколько элементов у буквы Ш? Как вы это запомнили? (Ш – три элемента)
3. Сколько элементов у буквы И? Как вы это запомнили? (И – два элемента)
Логопед : Правильно. Мы научились их различать, и больше не будем путать их на письме.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.