СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие "Дифференциация оптически сходных букв И-Ш"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие по устранению оптической дисграфии учащихся 4 класса коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Дифференциация оптически сходных букв И-Ш"»


КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Конспект логопедического занятия

по устранению оптической дисграфии



«Дифференциация оптически сходных букв и-ш»
















Подготовила: Приведенцева Зинаида Александровна учитель – логопед высшей квалификационной категории





2022

«Дифференциация оптически сходных букв И-Ш»

Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв и-ш изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

• Коррекционно-образовательные: учить детей различать оптически схожие строчные буквы и-ш ; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.

• Коррекционно-развивающие: развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления; внимание, памяти, воображения и мышления; мелкую моторику; развитие фонематического восприятия; навыки чтения и письма.

• Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за речью; воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднениях; воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.

• Здоровьесберегающая: активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы.


Оборудование: печатные и прописные буквы И-Ш, и-ш; геометрические фигуры разного цвета, формы, размера, элементы букв, карточки с буквами, тетради, ручки, цветные карандаши, мнемонические карточки, маркер, картинки к загадкам, буквы и-ш с кармашками.





ХОД ЗАНЯТИЯ:


I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Логопед : Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.


Слова: шишка, камыши, машина

груши, малыши, сушки.



II. Основная часть.

Логопед: Ребята, а какие буквы повторяются в этих словах.

Дети: Буква И- Ш.

Логопед: Правильно. В каждом слове есть буква И и буква Ш. Сегодня мы будем с вами продолжать учиться различать буквы И и Ш на письме.

Логопед: Сегодня мы будем работать с буквами И, Ш. Посмотрите, чем похожи буква И и буква Ш.

Учащаяся: У буквы Ш есть палочки с закруглением внизу и буквы И есть палочки с закруглением внизу.

Логопед: Чем отличаются буква И и буква Ш? Скажите, сколько палочек с закруглением внизу у буквы И?

Учащийся: У буквы И две палочки с закруглением внизу.

Логопед: Посмотрите внимательно и скажите, сколько палочек с закруглением внизу у буквы Ш.

Учащийся: У буквы Ш три палочки с закруглением внизу.

Логопед: Правильно, у буквы И две палочки с закруглением внизу, а у буквы Ш три палочки с закруглением внизу.

Логопед: А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны!

У буквы ш – три элемента (выставляется карточка «ш-3».)

У буквы и – два элемента (выставляется карточка «и-2»)

Конструирование букв из элементов.

У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв И - Ш вперемежку.

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах:

ИГЛА, ШУБА, ШКАФ, ИВА, СЛИВА, ГРУША.


Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы красиво писать нужно разогреть наши пальчики. Возьмите в руки простой карандаш , выполним нашу гимнастику.

Взяли в руки карандаш

Он всегда помощник наш.

Потираем о ладонь,

Добываем мы огонь.


Раз – ступенька, два – ступенька,

Мы идём тихонько вниз.

Раз – ступенька, два – ступенька,

Ты смотри, не оступись!


Нарисую я ладошку

Отдохну потом немножко.



Логопед: На доске записан ряд цифр, запишите на строке ниже под цифрами соответствующие буквы.

3 2 2 3 3 3 2 2 3 2 2 3 3 2 3 2.



3
ш

2
и

2
и

3
ш

3
ш

3
ш

2
и

2
и

3
ш

2
и

2
и

3
ш

3
ш

2
и

3
ш

2
и




Логопед: Найдите буквы И и Ш среди других букв. Букву И подчеркнуть, букву Ш обвести в кружок.

и н ш п к р и г ш т н к и ш и л н ш р ш и



2. Дифференциация букв и – ш в слогах.

Логопед: Прочитайте и запишите слоги:

2н – 3а – 3у – 2р – у3 – к2 – а3 – е3 – л2 – 2с

ин-ша-шу-ир-ки-аш-еш-ли-ис

Проверка выполненного задания.

Развитие фонематического слуха.

Запишите под диктовку слоги, обозначьте буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш.


Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками по В. Ф. Базарному.

Логопед: Наши глазки устали? Давайте немного отдохнем.

На счет «раз» - квадрат.

На счет «два» - круг.

На счет «три» - треугольник.

На счет «четыре» - прямоугольник.

В различных равноудаленных участках кабинета фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки (геометрические фигуры). Логопед просит детей на счет «раз» быстро повернуться в сторону одной метки и зафиксировать взгляд на ней, на счет «два» дети поворачиваются и фиксируют взгляд на другой метке и т. д. Продолжительность гимнастики – 1,5 -2 минуты.


Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед : Нужно поднять руки вверх, если услышите звук И в словах, если услышите звук Ш – присесть.

Слова: ПУШКА, ТИР, СЛИВА, ШАР, ПАВЛИН, ШОКОЛАД, ШКОЛА, ТИГР,

ДЕТИ, ГРУША, АПЕЛЬСИН.


Дифференциация букв и-ш в словах

• Игра «Путаница»

Логопед: Прочитать слова. Переставить местами буквы И-Ш. Записать получившиеся новые слова.

шзбуика рубаика плшта меиок

бабуика дедуика веншк илак

ослшк икола веиалка шва


Логопед: Посмотрите на доску, здесь зашифрованы слова. Расшифруйте слова и запишите в тетрадь.

МАЛЫ32 3УТКА 3АР2К ЛАДО3КА

3П2ОН 323КА 32ЛО У3К2

АФ23А М23КА 2ЗБУ3КА ДЕДУ3КА

/ малыши, шутка, шарик, ладошка, шпион, шишка, шило, ушки, афиша, мишка, избушка, дедушка/


Логопед: Посмотрите внимательно на доску. В словах потерялись все пробелы, необходимо разделить слова. Записать их в тетрадь.


/кисти, шипы, лужи, лист, шуба, игра, шапки, шаги/


Логопед: Вставьте пропущенные буквы И-Ш и прочитайте слова.


Л…ПА КОР…ДОР …ОК

…ЕРСТЬ ….УСТРЫЙ …УБКА

КО…КА ПР…БОР КАЛ…ТКА


Логопед: Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания, соединяя слова из левого и правого столбиков. Запишите их.


Л…СЬЯ …ЕРСТЬ

КО…АЧЬЯ НОРА

Т…ГР….НАЯ ПЕРО

ДЕТСК…Е МАСКА

КУКУ…К…НО ЛАДО…К…


Работа с предложением.

Логопед: Запишите текст в тетрадь. В подчеркните красным карандашом - букву и, синим – букву ш.

Миша — медвежонок

Наступила зима, выпал белый снежок.

Радуется зиме Миша. Весело зимой: снежки и снежные бабы, санки и коньки.

Папа купил Мише лыжи. Мама сшила Мише тёплую шубку. Бабушка связала цветные шапку, шарф и варежки.

Надел всё это Миша и стал похож на смешного медвежонка.


III. Итог.

Логопед: Вот и подошел к концу наш урок.

1. Какие буквы вы учились сегодня различать?

2. Сколько элементов у буквы Ш? Как вы это запомнили? (Ш – три элемента)

3. Сколько элементов у буквы И? Как вы это запомнили? (И – два элемента)

Логопед : Правильно. Мы научились их различать, и больше не будем путать их на письме.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!