Конспект группового логопедического занятия
Тема: Гласные звуки
Цели занятия: создать условия для формирования навыков умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
Задачи:
Образовательные:
-формирование умения различать гласные звуки
-формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;
-закреплять навыки правильного звукопроизношения;
-расширять словарный запас
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, речевое дыхание;
-развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;
-развивать психические процессы: внимание, память.
Воспитательные:
-формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: презентация; зеркало, гласные буквы – объемные; мешочек, фишки красного, зеленого и синего цвета; пазл с изображением яхты, очки с затемненными линзами (темные, через которые не видно), раздаточный материал – карточки с гласными буквами, картинки с изображениями животных, фонарик, карточки с названиями животных с закрытой гласной буквой, тетради детей.
Ход занятия:
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.
Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.
Прослушайте стихотворение:
…Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:
Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!
Вот вернулась Таня в дом, слёзы катятся ручьём:
- О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!
Дали Тане молока. - Это кружка велика! В этой не могу я!
Дайте мне другую! Уу-уу-уу!
Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:
- В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!
- Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?
- гласные
- Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название - гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.
Этот звук всегда поётся,
Этот звук, как песня, льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
Уточнение артикуляции гласных звуков.
- Я вас приглашаю в путешествие. На остров «Гласных». Но прежде чем к ним отправимся, давайте с вами вспомним эти гласные звуки. Давайте произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И.
(Произнесение гласных, уточнение артикуляции).
- Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!
- А на каком транспорте можно путешествовать?
- (на поезде, на машине, пешком и т.п)
- А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно соберете пазл. Сегодня утром был очень сильный ветер и пока я к вам шла он рассыпал все мои листочки. Ребята, помогите их собрать! Собирать будете в парах вместе с соседом.
(Детям раздается пазл, который необходимо собрать в парах. Дети собирают разрезной пазл – яхту с парусами).
- Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения.
- (на яхте с парусами)
- Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему?
- (наш парус повис, потому что нет ветра)
Дыхательная гимнастика
- Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательное упражнение: вдох через нос, выдох через рот. И подуть на наш парус (изображение яхты на экране – стоит на месте).
- (Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз).
- Наша яхта поплыла, и помог нам ветер! Какие вы молодцы (изображение яхты на экране плывет по морю)
Основная часть
Определение начального и конечного гласного звука.
- Назовите гласный звук, с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…
- (дети называют гласные звуки)
- Которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…
- (дети называют гласные звуки)
- Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите.
-(АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ)
- Какие звуки вы слышали и произносили?
- (Гласные звуки)
- Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь?
- (Нет)
- На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело (на экране появляется изображение где гласные буквы находятся в воде и ми нужна помощь).
- Сейчас каждый из вас будет поочередно подходить ко мне и надевать вот эти очки. Зачем вам надо будет достать из моего мешочка какую-то букву и назвать эту букву.
-(Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани и угадывают букву).
- Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)
- Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)
- Кому помог ты? (Я помог гласной У)
- Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)
и т.д.
- Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)
- Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамматика”. Поможем? (Да)
- Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами (детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы)
Игра “Разведчики”
- Я буду называть слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.
(дети показывают гласную букву)
- Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.
(Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы)
- Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
На доске вывешивается правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.
- Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.
-( Дети называют названия животных с подписанными названиями, а учитель-логопед вывешивает эти картинки.)
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)
Динамическая пауза.
- Ой. А посмотрите ка, мы с вами подплываем к какому то острову. Там есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.
( На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.)
- Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками.
( Дети конструируют гласные буквы руками)
Продолжение работы по теме занятия
- Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы просят вас еще им помочь. Расставить их на свои места. Запишите гласные буквы в тетрадь, которые находятся в данных словах.
( На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н.
(Далее проверяем выполненное задание, открывая закрытые окошки).
- Давайте сделаем звуковую схему слова кот.
- Сколько слогов в слове кот? (один)
- Сколько в слове звуков?
- Сколько в слове гласных?
- Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом (дети чертят звуковую схему в тетради).
- Определите место гласного звука в слове, запишите букву в нужную клеточку.
Итог занятия.
Звучит спокойная музыка.
- Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамматика”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.
Раз, два, три, четыре, пять,
В класс вернулись мы опять.
- Как называлась тема нашего занятия? (гласные звуки)
- На чем мы путешествовали? (на яхте)
- Что вам понравилось на занятии больше всего?
- С чем вам было трудно справиться в путешествии?