СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие: Гласные звуки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Гласные звуки

Цели занятия: создать условия для формирования навыков  умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие: Гласные звуки»

Конспект группового логопедического занятия


Тема: Гласные звуки

Цели занятия: создать условия для формирования навыков умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

Задачи:

Образовательные:

-формирование умения различать гласные звуки

-формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

-закреплять навыки правильного звукопроизношения;

-расширять словарный запас

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;

-развивать психические процессы: внимание, память.

Воспитательные:

-формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: презентация; зеркало, гласные буквы – объемные; мешочек, фишки красного, зеленого и синего цвета; пазл с изображением яхты, очки с затемненными линзами (темные, через которые не видно), раздаточный материал – карточки с гласными буквами, картинки с изображениями животных, фонарик, карточки с названиями животных с закрытой гласной буквой, тетради детей.



Ход занятия:

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Прослушайте стихотворение:

Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Таня в дом, слёзы катятся ручьём:

- О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Тане молока. - Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:

- В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!


- Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?

- гласные

- Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название - гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!


Уточнение артикуляции гласных звуков.


- Я вас приглашаю в путешествие. На остров «Гласных». Но прежде чем к ним отправимся, давайте с вами вспомним эти гласные звуки. Давайте произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И.

(Произнесение гласных, уточнение артикуляции).

- Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!

- А на каком транспорте можно путешествовать?

- (на поезде, на машине, пешком и т.п)


- А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно соберете пазл. Сегодня утром был очень сильный ветер и пока я к вам шла он рассыпал все мои листочки. Ребята, помогите их собрать! Собирать будете в парах вместе с соседом.

(Детям раздается пазл, который необходимо собрать в парах. Дети собирают разрезной пазл – яхту с парусами).

- Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения.

- (на яхте с парусами)

- Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему?

- (наш парус повис, потому что нет ветра)


Дыхательная гимнастика

- Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательное упражнение:  вдох через нос, выдох через рот. И подуть на наш парус (изображение яхты на экране – стоит на месте).

- (Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз).

- Наша яхта поплыла, и помог нам ветер! Какие вы молодцы (изображение яхты на экране плывет по морю)


Основная часть

Определение начального и конечного гласного звука.

- Назовите гласный звук, с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

- (дети называют гласные звуки)

- Которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

- (дети называют гласные звуки)

- Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите.

-(АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ)

- Какие звуки вы слышали и произносили?

- (Гласные звуки)

- Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь?

- (Нет)

- На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело (на экране появляется изображение где гласные буквы находятся в воде и ми нужна помощь).

- Сейчас каждый из вас будет поочередно подходить ко мне и надевать вот эти очки. Зачем вам надо будет достать из моего мешочка какую-то букву и назвать эту букву.

-(Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани и угадывают букву).

- Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)

- Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

- Кому помог ты? (Я помог гласной У)

- Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)

и т.д.

- Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)

-  Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамматика”. Поможем? (Да)

- Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами  (детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы)


Игра “Разведчики”

- Я буду называть слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.

(дети показывают гласную букву)

- Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.

(Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы)

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

На доске вывешивается правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.

- Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.

-( Дети называют названия животных с подписанными названиями, а учитель-логопед вывешивает эти картинки.)

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)


Динамическая пауза.

- Ой. А посмотрите ка, мы с вами подплываем к какому то острову. Там есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.

( На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.)

- Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками.

( Дети конструируют гласные буквы руками)


Продолжение работы по теме занятия

- Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы просят вас еще им помочь. Расставить их на свои места. Запишите гласные буквы в тетрадь, которые находятся в данных словах.

( На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н.

(Далее проверяем выполненное задание, открывая закрытые окошки).

- Давайте сделаем звуковую схему слова кот.

- Сколько слогов в слове кот? (один)

- Сколько в слове звуков?

- Сколько в слове гласных?

- Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом (дети чертят звуковую схему в тетради).

- Определите место гласного звука в слове, запишите букву в нужную клеточку.


Итог занятия.

Звучит спокойная музыка.

- Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамматика”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.

Раз, два, три, четыре, пять,
В класс вернулись мы опять.

- Как называлась тема нашего занятия? (гласные звуки)

- На чем мы путешествовали? (на яхте)

- Что вам понравилось на занятии больше всего?

- С чем вам было трудно справиться в путешествии?