«Гласные звуки и буквы»
Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
Логопед.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия. Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка).
Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)
1) Артикуляционная гимнастика
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
• [А] — Откройте шире рот,
Как огромный бегемот!
Подразнить его охота –
Пошутим над бегемотом. («Окошко»)
• [И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Вот понравится лягушкам -
Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)
• [У] — Надул капризно губки,
Подними скорее руки!
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! («Трубочка»)
• [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так,вот так:
Тик-так, тик-так. («Часики»)
• [Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Язычок вдруг разленился,
На крылечке развалился. («Блинчик»)
• [О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
На качелях О катался:
Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)
2) Работа над развитием дыхания и голоса.
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
А, У, О, Ы, Э, И –
Вот такие все они.
3) Объявление темы занятия.
- Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки - буквы»).
- Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)
- Что мы читаем и пишем? (Буквы.)
- Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)
- Каким цветом они обозначаются? (Красным.)
- Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)
4) Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»
- На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:
а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.
5) Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»
- Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.
Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:
ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
Логопед. Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали да и начали дома мастерить.
– А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался очень доволен (логопед выкладывает из липучек на панно букву «И»).
Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
– О увидело колесо, оно ему и подошло(логопед выкладывает из липучек на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.
– Света, найди домики звуков [О, Э]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
– У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает из липучек на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед выкладывает из липучек на панно букву «Ы»).
– Катя, найди домики звуков У, Ы.
– Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.
– Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).
– Верно, у звука А – домик-буква А.
– Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).
– У звука У – домик-буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).
– У звука О – буква О.
– Кто ещё хотел бы показать нам букву?
– У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).
– У звука Э – буква Э (ребёнок показывает букву).
– У звука Ы – буква Ы (показ буквы).
– С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.
– Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву [А]. Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы!
Физминутка.
Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
- Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру. Посчитайте сколько букв А (О, У, И, …) находятся в рисунке. Обвести буквы красным карандашом.
Игра «Вагончики».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в середине слова.
Оборудование. Поезд с двумя вагончиками, в каждом вагончике по 3 кармашка. На кармашках написаны буквы А, У, О, И, Ы, Э. Картинки: мак, лук, дуб, слон, кит, бык, сыр, мышь, морж, шарф, гусь, шар, сэр.
Проведение игры.
Логопед показывает детям картинку с поездом и говорит, что в этом поезде едут слова, в середине которых есть гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э. У каждого гласного есть свое окошко в вагончике.
Гласных звуков 6 всего.
Три вначале: А, У, О.
И еще есть три в конце.
Называем: И, Ы, Э.
Дети по очереди должны брать картинку и помещать ее в нужное окошко.
Итог.
– О чем вы услышали сегодня сказку? (О звуках и буквах).
– О каких звуках? (Ответы детей).
– Все ли звуки нашли себе дом? (Ответы детей).
– Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)
– Как называются дома звуков? (буквы)
– Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).