Логопедическое занятие
2 класс
Тема: Глагол.
Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели и задачи:
- Закрепление знаний о глаголе как о самостоятельной части речи.
- Развитие умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета.
- Повторение вопросов, на которые отвечают слова-действия.
- Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.
- Развитие зрительного восприятия.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить умение отличать глаголы от других частей речи.
Метапредметные:
Познавательные: интегрировать полученную информацию в имеющийся запас знаний; преобразовывать, структурировать и применять ее с учётом решаемых задач.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему и цели занятия, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: формировать умение работать с информацией на занятии, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем-логопедом.
Личностные: создание ценностных ориентиров; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Оборудование: 1) компьютерная презентация;
2) картинки с изображением животных;
3) мяч; Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой.
Л.: Чтобы грамотно писать
Надо очень много знать.
- Я желаю, чтобы занятие принесло вам радость. Чтобы урок был радостным для всех, какими вы должны быть?
(Быть активными, внимательными).
I).Развитие логического мышления
Л. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенных клетках. Подумайте, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает это слово? (презентация)
1
2
3
4
5
6
Что делает пугало?
Что делает собака, когда подает голос?
Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга? Что делает гусь, когда подает голос?
Что делает бычок рожками?
Что делает птица, когда питается?
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске: Глагол.
Л.: Что такое глагол?
Основная часть. Называние действий по предъявляемым картинкам.
Л.: Подберите как можно больше действий к предметам, ответив на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?
Картинки: медведь, автобус, рак, самолет.
Запись на доске и в тетрадях слов, обозначающих действия предмета.
Развитие слухового внимания и логического мышления.
Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом. Отгадайте загадки. Подберите и запишите как можно больше действий к каждому отгаданному предмету.
В поле мчится, Он живет в лесу дремучем.
В дверь стучится, Сам он серый и колючий.
Ворота отворяет. Ночью ходит, днем он спит.
Пыль поднимает. Если сердится – ворчит.
(ветер) (ежик)
1Развитие слуховой памяти.
Л.: Вспомните слова, обозначающие действия предметов и запишите их (запись на доске), устно задайте вопрос к каждому слову.
Физкультминутка с мячом. Игра «Скажи наоборот».
Плачет - смеется, стоит - бежит, придет - уйдет, встанет - ляжет, выйдет - войдет, кричит - молчит.
Назвать профессии и слова, отвечающие на вопрос «Что делает?»
Например: Повар варит. Парикмахер стрижет.
Изображения в презентации: водитель, учитель, портной, воспитатель, пожарный. Запись с комментированием.
2Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Л.: Соберите слово из букв и подберите к нему как можно больше слов-действий. Например: птица – клюет, сидит, высиживает, летает, порхает, поет, прилетает, вьет…. (слайд презентации).
Буквы:
П, И, Т, А, Ц, - птица С, О, А, К, Б, А – собака
М, К, И, Ч, Я – мячик Д, Р, Е, О, В, Е – дерево
Работа по активизации словаря действий на уровне текста.
Л.: Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Спишите текст.
ЛЕТО (2 класс)
Вот … лето. Митя с отцом … за город. Весь день мальчик и папа … . Они … ягоды в лесу, … рыбу в ближайшем пруду. Вечером они … домой. Счастливый Митя с жаром … обо всем маме.
Итог занятия
Л.: Назовите слова, которые вы вставили в текст. Как одним словом можно их назвать?