СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Масштаб, его виды. Условные знаки плана местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся получат знания о плане местности, его масштабе и условных топографических знаках. Будут учиться читать масштаб и переводить из одного вида в другой.

Просмотр содержимого документа
«Масштаб, его виды. Условные знаки плана местности»

География

5 класс

Тема. Масштаб, его виды. Условные знаки плана местности.

Практическая работа № 1. Перевод численного масштаба в именованный

Цель: формирование знаний о масштабе и его видах, условных знаках.

Задачи урока:

- образовательные: сформировать у учащихся первичные знания о плане местности, его масштабе и условных топографических знаках, умение читать масштаб и переводить его из одного вида в другой

- развивающие: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.

- воспитательные: воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Как называется угол между направлением на север и направлением на заданный объект?

  2. Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?

  3. Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?

  4. В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?

  5. Как называется модель Земли?

3. Постановка темы и целей урока

Я хочу привести высказывание известного географа Николая Николаевича Баранского: «Карта есть «альфа и омега» (то есть начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается». Таким образом, прежде чем приступить к изучению физической географии, вы должны познакомиться с тем, как изображается наша планета на глобусе и картах, научиться понимать и читать план местности, географическую карту и решать по ним задачи.

Определите тему урока, задачи.

4. Изучение нового материала.

Географический словарь

  1. Масштаб - величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.

  2. Условные знаки – азбука, с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображенной на плане.

Работа с текстом учебника.

  1. Найти в тексте учебника виды масштаба. Прочитать.

Объяснение учителя.

Виды масштаба:

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, 1:10000 (1см карты соответствуют 10000см на местности).

Запомните! В численном масштабе два числа всегда подаются в сантиметрах.

Именованный масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1см на карте, плане, снимке. Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в реальности. Например, в 1см 5км.

Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний. Представляет прямую линию, разделенную на равные отрезки. У каждого деления линии подписываются соответствующие ему расстояния на местности.

  1. Записать виды масштаба в тетрадь.

Мозговой штурм.

  1. Какие единицы измерения длины вы знаете?

  2. Чему равен 1м?

  3. Чему равен 1 км?

  4. Как перевести см в м?

  5. Как перевести м в км?

  6. Дополни цепочку 1000000см = ?м =?км

  7. Дополни цепочку 1000см = ?м

Правила перевода масштаба.

  1. Записываем численный масштаб

1:100000 (в 1см 100000см)

  1. Делим 100000 см на 100, переводим в м (100000:100 = 1000м)

  2. Делим на 1000 м на 1000, переводим в км (1000:1000 = 1км)

  3. Записываем именованный масштаб в 1см 1км

  4. Изображаем линейный масштаб

Запомните! Численный масштаб можно перевести в именованный и линейный, именованный – в линейный и численный, линейный – в именованный и численный.

Работа с условными знаками (на карточках, работа с учебником)

5. Выполнение практической работы № 1

1. Переведите масштаб из численного в именованный

Вариант 1: 1. 1 : 3 000 2. 1 : 75 000 3. 1 : 35 000 000

4. 1 : 500 000 5. 1 : 2 500 6. 1 : 50 000 000

Вариант 2: 1. 1 : 160 000 2. 1 : 4 000 000 3. 1 : 500

4. 1 : 200 5. 1 : 2 500 000 6. 1 : 1000

Работа с картами атласа (устно).

  1. Прочитать название карты.

  2. Определить виды масштаба, которые используются на данной карте.

Определение расстояния на карте по масштабу.

  1. Если необходимо узнать расстояние между двумя точками по прямой линии, измерьте соответствующий отрезок на карте при помощи линейки. 

  2. Найдите на карте указатель масштаба - обычно он расположен в правом нижнем углу.

  3. Измеренное линейкой расстояние, выраженное в сантиметрах, умножьте на указанное на карте или рассчитанное количество метров или километров в одном сантиметре. В результате получится реальное расстояние, выраженное, соответственно, в метрах или километрах.

5. Рефлексия.

Продолжи фразу:

На уроке мне было…

На уроке я узнал…

На уроке мы работали с…

Можно ли полученные знания применить в реальной жизни…

Если можно, то как…

6. Домашнее задание

  1. Прочитать соответствующий материал учебника параграф 9.

  2. Выучить понятия, условные знаки. Ответить на вопросы в учебнике, письменно 7-8.

  3. Дополнительное задание (выполнение по желанию)

Длина Волги – 3100км, Енисея – 3800км, Лены – 4300км. Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе в 1мм 100км.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!