СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер - класса:

Цель мастер - класса: раскрыть понятие «функциональная грамотность», повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников,  повышение уровня самообразования.

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников»»

 «Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Цель мастер - класса:

Раскрыть понятие «функциональная грамотность», повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников повышение уровня самообразования.


Уважаемые коллеги! Начать мастер – класс мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

Задание 1

  1. Прочитайте притчу т ответьте на вопрос: «Что было сформировано у последнего ученика?

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


- Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»


В конце мастер – класса каждый решит для себя -…

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.

- Что такое «функциональная грамотность»?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание 2

(Участникам предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)

Задание для 1 группы: 

Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

(2 мин, высказывают своё мнение)

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность

 Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность  — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

 (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

-Так что же такое функциональная грамотность?

Готовность успешно взаимодействовать с окружающим миром и с самим собой.

Способность решать учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности (обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности);

Способность строить социальные отношения в соответствии с ценностями социума;

Владение рефлексивными умениями (умение взглянуть на себя со стороны).

Компоненты функциональной грамотности

Интегративные Предметные

Читательская Языковая

Информационная Литературная

Коммуникативная Математическая

Социальная Естественнонаучная


Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими компетенциями у школьников большие проблемы.

Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Функциональная грамотность подразумевает способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Она включает:

  • - читательскую грамотность. Основы закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки и организацию внеклассной деятельности

- естественнонаучная грамотность (способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений);

- математическая грамотность (способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы)

- финансовая грамотность (это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими);

  • - глобальные компетенции;

  • -креативное мышление.


Задание 3.

Прочитайте внимательно информацию, заполните таблицы и схемы.

Функциональная грамотность:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- финансовая грамотность;

- глобальные компетенции;

- креативное мышление.

Читательская грамотность включает навыки технического чтения (скорочтение) и навыки смыслового чтения (работа с текстом: нахождение, извлечение , интегрирование, интерпретация информации, осмысление и оценка)

Математическая грамотность включает: контекст задания (ситуация, общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность и научная деятельность), математическое содержание (пространство и форма; изменение и зависимости; количество; неопределённость и данные) и мыслительная деятельность(рассуждать, формулировать, применять, интерпретировать)

Естественнонаучная грамотность включает компетентность в выполнении заданий (научное объяснение, понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов);

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

тип естественно научного знания (содержательное знание, процедурное знание);

контекст

- группы (здоровье, природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий)

- уровни (личностный (связанный с самим учащимся, его семьей, друзьями), местный/национальный (связанный с проблемами данной местности или страны) и глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)

познавательный уровень или степень трудности заданий (низкий, средний, высокий).

Финансовая грамотность включает содержание (деньги и денежные операции, планирование и управление финансами, риски и вознаграждения, финансовая среда), познавательные процессы (выявление информации, анализ информации, оценка финансовых проблем, применение финансовых знаний), контекст (образовательный, профессиональный, домашний и семейный, личностный, общественный).

Глобальные компетенции- включают знание и понимание (глобальных проблем, межкультурных различий, взаимопонимание) и умения (аналитическое мышление, критическое мышление)

Креативное мышление включает художественные средства и решения проблем

Проверка

Игра с мячом

Составить задание на Знание/ Применение/ Функциональность

Задание 4

Заполни таблицу

Знание/понимание

Применение

Функциональность













  1. Назвать подлежащее в предложении «мама мыла раму».

  2. Сформулировать формулу нахождения площади квадрата.

  3. Назвать жанры фольклора.

  4. Сшить для куклы платье.

  5. Узнать, на какой из предложенных фотографий изображена ворона.

  6. Написать друзьям приглашение на празднования дня рождения.

  7. Перечислить природные зоны.

  8. Выполнить морфологический разбор существительного.

  9. Найти для комнатного растения подходящее место в квартире (с учётом его тене - или светолюбивости)

  10. Рассчитать стоимость поездки на 3 членов семьи разными видами транспорта, выбрать бюджетный вариант.

- Давайте подведем итоги нашей плодотворной работы

Что же такое функциональная грамотность?

III. Заключительный этап.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.


Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма

Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.

А вот пример применения приёма «Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев (приём «Яркое пятно»). Или на уроке письма в 1 классе учитель спрашивает детей, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»)

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Удивить ребят (приём «Удивляй») можно, если собрать их творческие работы (рассказы, сказки, сочинения) и создать в программе PDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например. Электронную книгу можно создавать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности

Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.

Способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

«Метод кейсов»

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

- Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

.Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.

- Предлагаю составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол» (тема изучена, идёт закрепление знаний)

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!