Мастер-класса Субоч Р.И. "Пойми меня"
По итогам проверки итогового сочинения в 11 классе некоторые выпускники получили неудовлетворительную отметку. Как вы думаете, кто несёт ответственность за "незачёты" выпускников? Только ли учителя русского языка и литературы?
В комментариях Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ к данному виду работы отмечено, что сочинение должно быть написано с опорой на литературный материал. Вероятно, именно этот фактор и определяет отношение к оценке работы учителей-филологов. Крайне недальновидно, на мой взгляд, не учитывать надпредметный характер сочинения, то есть нацеленность работы на проверку общих речевых компетенций обучающихся, на выявление уровня их речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. А теперь каждый задайте себе вопрос: как я работаю над речевой культурой обучающихся на своих уроках?
Нужно чётко понимать, что положительный результат возможен только при согласованных действиях учителей отдельных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, география, биология...) по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех в ступенях обучения – единого режима работы школы с текстовой информацией. При создании ООП ООО в программу развития универсальных учебных действий многие школы включают программу «Формирование основ смыслового чтения и работу с текстом". Как обстоит дело у вас?
Не буду останавливаться на видах чтения, потому что об этом есть много публикаций, в том числе и мои статьи, в методических журналах. Отмечу только, что из всех видов чтения ученики основной школы должны овладеть в ходе обучения следующими видами: ознакомительным, направленным на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающим (смысловым, критическим), имеющим целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковым (просмотровым), направленным на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительным. А какими видами чтения овладели ваши ученики?
Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в начальной школе, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. В настоящее время это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть таких качеств человека, которые совершенствуются на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения – грамотность чтения.
Грамотность чтения характеризуется четырьмя главными умениями, которыми должен овладеть ученик:
• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
• нахождение информации;
• интерпретация текста;
• рефлексия на содержание текста или на форму текста.
Что поможет нам выполнить требование стандарта, сформировать грамотность чтения у учащихся?
Прежде всего, это целенаправленная, кропотливая работа с текстом. Отсюда и название мастер-класса, фраза-обращение "Пойми меня".
Учителя-филологи сразу определят, что главным словом в словосочетании будет слово "пойми". Что значит понять? Это значит осмыслить, выявить существенное, правильно использовать. Понимание стоит на первом месте. "Меня" - в данном словосочетании символически означает любого адресата: учебник, учителя, любой текст.
Как я провожу работу с текстом, покажу на конкретных примерах. Понимая ограниченность времени мастер-класса, обращусь к самой маленькой форме текста - пословице. Предлагаю вам принять участие в выполнении следующих заданий, ответив на вопросы:
Понравилась ли вам пословица?
Каков её смысл?
Каковы значения слов, входящих в пословицу?
Предлагаю вашему вниманию разные пословицы в их современном звучании (чудеса в решете; в своём деле он собаку съел; губа не дура; лиха беда начало; дорога ложка к обеду; живём, хлеб жуём; в семье не без урода; Федул, что губы надул; на чужой каравай рот не разевай). Осмысливаем их содержание, обсуждаем значения слов, входящих в пословицу, оцениваем их.
А теперь познакомьтесь с продолжением пословиц (чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда; в своём деле собаку съел, а хвостом подавился; губа не дура, язык не лопатка, знают, что горько, что сладко; лиха беда начало: есть дыра, будет и прореха; дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку; живём, хлеб жуём, а ино и посаливаем; в семье не без урода , а на урода всё не в угоду; Федул, что губы надул - не на мать губы-то надувать; на чужой каравай рот не разевай , а пораньше вставай да свой затевай) и поразмышляем: как изменился смысл пословицы в её целостном звучании и почему?
Чем вызвано изменение смысла понимания пословиц? Вторая часть пословиц конкретизирует, уточняет смысл высказывания. Вот почему так важно понять, что заложено в целостном высказывании, а не её части.
Что же помогает решить поставленные задачи, справиться с проблемами? Безусловно, понимание значения слов, внимательное чтение, работа с целостным высказыванием и его смыслом.
Вот почему, отмечая результаты итогового сочинения, мы должны говорить о том, как обстоят дела в конкретном учебном заведении с работой над текстом. И здесь будет важно, насколько грамотно учителя-предметники ведут эту работу, объединены ли они общей стратегией смыслового чтения, ведь задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы. Именно поэтому ФГОС ООО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров".
Уроки, на которых проводится работа с текстом, направлены в первую очередь на развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Наша задача не столько дать школьникам как можно больше предметных знаний, сколько обеспечить их такими универсальными способами действий, которые помогут им и самореализоваться и самосовершенствоваться в постоянно развивающемся обществе.
Тексты должны быть «содержательными, интересными, личностно значимыми, затрагивающими серьёзные проблемы, расширяющими кругозор учащихся» [1, с.12]; но при этом совсем не стоит использовать упрощённые или адаптированные тексты, потому что в преодолении сложностей, с которыми будут сталкиваться школьники, они и приобретут те самые прочные знания, о которых мы говорим. Если тексты учебников не совсем соответствуют этим требования, можно самим поработать над подборкой таких текстов. Думаю, у каждого предметника свои пути решения этой проблемы. Например, работа по развитию речи по русскому языку и литературе направлена не только на написания сочинений, но и изложений. Сегодня изложение как метод контроля используется на государственной итоговой аттестации за курс основной школы. Изложение и сочинение сохраняют баланс между информативной и коммуникативной составляющими школьного курса русского языка, организуя речевую деятельность современных школьников.
Насколько важно понимать то, что мы читаем, думаю, всем стало понятно. Что нам поможет? Среди современных технологий особо выделю смысловое чтение. Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Средняя и высшая школа должна обучать думать над текстом, понимать текст, а не только воспринимать его. В связи с этим актуальным становится высказывание Бахтина М.М.: «Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другой субъект» [2, с.75].
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что читатель постигает ценностно-смысловые моменты текста, то есть интерпретирует его, извлекает главную идею, критически ее осмысливает, интегрирует в собственную картину мира, при необходимости практикует. Так достигается основная цель чтения – «личностное развитие учащегося на материале художественной литературы» [3, с. 60].
Литература
Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.сост. О.А.Дюжева.. –Волгоград: Учитель, 2014
Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность. Размышление в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Н.Н. Сметанникова // Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник. –
Москва: МЦБС, 2007. – С. 53-61.
Приложение
Приложение
Приложение

Приложение

Чтение
смысловое, продуктивное
пробуждает, обогащает, побуждает,
способствует развитию культуры речи
текст!
Приложение
Сравнительная таблица пословиц
чудеса в решете… | дыр много, а выскочить некуда |
в своём деле он собаку съел… | а хвостом подавился |
губа не дура.. | язык не лопатка, знают, что горько, что сладко |
лиха беда начало… | есть дыра, будет и прореха |
дорога ложка к обеду… | а там хоть под лавку |
живём, хлеб жуём… | а ино и посаливаем |
в семье не без урода… | а на урода всё не в угоду |
Федул, что губы надул… | не на мать губы-то надувать |
на чужой каравай рот не разевай... | а пораньше вставай да свой затевай |