МАСТЕР – КЛАСС САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА В ДОУ
Самообразование — способность человека самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.
Самообразование педагога ДОУ предполагает решение задач:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
- владение новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающих высокое качество образования;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- развитие в дошкольном образовательном учреждении инновационных процессов;
- накопление опыта проведения научно-методической и опытно экспериментальной работы;
- организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.
Формы самообразования педагога детского сада:
- изучение нормативно - правовых документов, научно-методической и специальной литературы;
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе дошкольного образования;
- посещение открытой образовательной деятельности коллег с последующим их анализом;
- разработка программ, дидактического материала, методических пособий;
- участие в различных формах методической работы на различных уровнях;
- практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания;
- анализ своей работы и ее результатов;
- обучение на курсах повышения квалификации.
- Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации:
- методическая папка (в нее педагог собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и т.д.)
- план работы по самообразованию на год (помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему).
В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:
- с воспитанниками (ОД);
- с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
- с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
- о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).
Требования к оформлению документации по самообразованию
- Полное наименование учреждения
- «Материалы по самообразованию»
- Ф.И.О педагога, квалификационная категория
- Тема
- место разработки (например, г. Нижний Тагил)
- Содержание
- Актуальность (почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности).
- Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы).
- Задачи работы (пути достижения поставленной цели).
- Ожидаемые результаты .
- План работы (составляется на учебный год)
План работы на -------------- учебный год
- Выход темы (представление практического применения)
Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:
- провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
- подготовить (участвовать, провести) семинар;
- провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
- оформить папку-передвижку;
- составить сборник консультаций для родителей;
- составить отчёт о проделанной работе за учебный год.
- Список литературы ( указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке)
№ п/п
Форма работы
Содержание
Срок
Ответственный
Результат
Этапы работы по самообразованию
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный):
- Изучение научно-методической литературы и периодической печати;
- Посещение библиотек;
- Знакомство с работами других педагогов;
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
Практический этап:
- Составление картотек игр, упражнений и т.п. по теме самообразования;
- Разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования;
- Разработка конструктов занятий;
- Разработка рекомендации, памяток для педагогов и родителей;
- Подготовка консультаций по теме;
- Разработка и апробирование системы работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;
- Разработка проекты;
- Составление опросников для диагностирования;
- Создание фотоальбомов, видеофильмов по проблеме, над которой работает педагог;
- Создание собственных методических пособий, атрибутов и т.п.;
- Участие в работе конференций, семинаров и т.д..
Формы отчета:
- Презентация проекта;
- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;
- Мастер – классы;
- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;
- Неделя педагогического мастерства;
- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов;
- Выставки работ педагогов и детей по теме самообразования.
направления в тематике для самообразования:
- какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
- вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
- углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.
Опорная таблица формулирования темы по самообразованию
Процесс
Цель
Развитие
Связующее слово
Качества
Формирование
Способности
Через
Повышение
Процесс
Систематизация
Внедрение
На основе
Средство
Культура
Путём
Технология
Мотивация
Использование
Место, группа
Активизация
С помощью
Применение
Психические
Метод
Возраст
Актуализация
детей, вид
Коррекция
процессы
В процессе
Приём
Апробация
Форма
Реализация
В
деятельности
Организация
Интерес
Роль
Программа
Потребность
На
Подход
Компетентность
Влияние
Как условие
+ Конкретизация
Способ
Пособие
Фактор
Система
ТСО, ИКТ,
Механизм
Наглядный, дидактический материал
Как условие
+ Конкретизация
Способ
Фактор
Механизм
ПРИМЕР:
1. Повышение педагогической компетенции у родителей через использование ИКТ технологий в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Формирование духовно-нравственной личности через применение дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Развитие самостоятельности и инициативы в процессе реализации сюжетно-ролевых игр.