Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа№ 9
им. А.П. Гайдара г. Кизляра Республики Дагестан
Тема:
«Цветы для мамы»
(бумагопластика).
Мастер – класс
по художественной обработке бумаги
Подготовила Волошина Любовь Сергеевна
учитель изобразительного искусства и технологии
2017-2018 уч.год
Мастер - класс по художественной обработке бумаги
Тема: «Цветы для мамы».
Цель: передача педагогического опыта по изготовлению изделий из бумаги педагогам технологии и декоративно-прикладного творчества образовательных учреждений.
Задачи:
познакомить педагогов с техникой изготовления художественного конструирования изделий из бумаги;
научить поэтапному выполнению конструирования из бумаги и формообразования выразительной бумажной формы;
формировать интерес к технике изготовления изделий из бумаги.
Участники: педагоги образовательных учреждений города Кизляра
Материалы и инструменты: прямоугольники из крепированной бумаги, заготовки прямоугольников зеленого цвета, розового, ножницы, клей, проволока различной толщины.
Объект мастер-класса: букет из бумажных цветов на основе художественного конструирования формы и украшающих элементов.
Наглядные пособия: выставка разнообразных работ учеников, фотографии.
План мастер – класса (30 минут)
Организационный этап
презентация педагогом своей деятельности (выставка)
введение в тему
применение материалов и инструментов
Основной этап
знакомство с техникой художественного конструирования из бумаги
поэтапное выполнение цветочной композиции из бумаги
Заключительный этап
Конспект мастер – класса
Организационный этап
1.1 Приветствие. Показ педагогом своей деятельности. Презентация.
Сл. 1 Педагог. Здравствуйте! 3 года назад, придя работать в эту школу, я организовала студию декоративного искусства «Страна мастеров», где учащиеся среднего звена познают мир ДПИ.
1.2 Презентация.
В студии ребята лепят из соленого теста различные изделия, панно, картины. Работаем с пластилином. Занимаемся различной вышивкой – крестиком, гладью, бисером, различными швами.Сл.2-4
Занимаемся декорированием различных сосудов: бутылок, плафонов, стеклянных и пластмассовых банок, битой домашней посуды.
Художник во всем видит материал для своих работ, различные пуговицы, веревку, бумагу он превращает в произведения искусства.
На этом же кружке изучаем тему коллажи, изучаем несколько видов мозаики - мозаика из рваной бумаги, стекла, яичной скорлупы, ткани и т.д.
Сегодня хочу Вам рассказать более подробно о работе с бумагой. Это самый простой и доступный материал. Из бумаги мы делаем оригами, папье-маше, киригами, режем вытынанки, украшаем школу к Новому году и другие работы. Используем газету, украшаем ей коробки и плетем корзины.
1.3. Мастер-класс. И так, сегодня я хочу рассказать о некоторых приёмах и методах работы с бумагой.
Сл. 5 Художественное конструирование из бумаги – это один из современных видов скульптуры творчества, искусство формообразования изделий, оригинальных композиций на основе пластической конструкции в результате сгибания листа бумаги.
Бумагопластика – удивительный вид детского творчества, который может увлечь как детей младшего школьного возраста, так и старшеклассников в художественных школах и взрослых. Работа с бумагой используется для конструирования и оформления домашнего интерьера, учебных помещений и изготовления выставочных работ на конкурс.
Полу объёмная бумажная пластика в качестве разновидности объёмной аппликации может органично включаться как на уроках изобразительного искусства, так и в другое время в качестве своеобразного замещения графических работ.
Художественное конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Приобщает детей к целостному видению конкретной создаваемой формы. Помимо перечисленного, занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, на занятиях конструирования наиболее активно развивается пространственное мышление.
Упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий способствуют приобретению навыков, которые могут помочь детям при желании перейти на более высокий уровень работы в технике художественного конструирования.
Я разделила весь курс «Художественное конструирование из бумаги» на несколько разделов. Сл. 6
Сгибание и складывание бумаги (оригами, киригами)
Рельефография (из полосок бумаги) – торцевая аппликация, полоски наклеиваются на ребро.
Квиллинг – бумагокручение (белая и цветная бумага)
Гофропластика – из гофрированной бумаги и картона.
Бумагопластика – представляет собой систему рёбер жесткости, получаемых в результате сгиба или продавливания листа по прямой или криволинейному надрезу, на половину толщины бумаги с лицевой стороны – такой приём называется РИЦОВКА.
Изделия, которые можно выполнить
с учащимися общеобразовательной школы:
Бумажные рамки,
Простые и сложные формы цветов и листьев
Объёмные ёлочные игрушки, подарочные упаковки различной формы
Поздравительные открытки
Изделия на основе конуса и цилиндра
Бутафория для спектакля – шапка, борода, очки, детали костюма, декорация, муляжи
Модели машин, самолетов, военной техники
Объёмные птицы, животные
А журные решётки
Макет дома, замка, сцены
Элементы архитектуры
Упражнения:
сминание бумаги
прищипывание
разрывание, продавливание
закрутка бумаги
надрезание, прорезание
гармошка, криволинейная гармошка, перфорированная гармошка
выпуклые и вогнутые формы
плетение бумаги
склеивание и соединение в замок бумагу
Практическая работа:
Инструменты и материалы:
Для изготовления цветов потребуются крепированная бумага - желтая, розовая, зеленая, ножницы, клей флористическая проволока фломастеры.
О трезаем небольшой прямоугольник гофрированной бумаги розового цвета 5*12 см.
Сложить гармошкой на 5 равных частей для лепестков. Вырезать лепестки в форме капли.
Каждый лепесток у основания верхушки слегка расширяем. Далее берем фломастер на тон темнее и у нижней части лепестка рисуем сердцевинку. Это проделываем со всеми лепестками.
Теперь делаем тычинку. Для этого берем небольшой прямоугольник желтой бумаги 2*8 см, разрезаем на тонкие язычки дорезая до середины, прокручиваем слегка все язычки. Берем проволоку, готовую заготовку проклеиваем и заворачиваем на проволоку, слегка спускаясь вниз, распушить.
Сборка цветка. Наносим клей на край лепестка и накладываем на него другой. Следующие лепестки так же проклеиваются по краю и накладываются внахлест друг на друга. Далее соединяем крайние лепестки, вставляя в середину тычинку. Приклеиваем чашелистики.
Цветок поворачиваем к себе и расширяем слегка все лепестки. После этого по краям по кругу лепестки сгибаем на себя по немного, таким образом растягивая бумагу. Делаем 4 цветка.
Для нашего цветка нужны бутоны двух видов. Берем обрезки бумаги и формируем комочек, обворачиваем зеленой бумагой, нанизываем на проволоку, закрепляем, клеим чашелистик. Далее берем склеиваем по кругу между собой 3 лепестка розового цвета, крепим к проволоке, слегка прокручиваем, крепим чашелистик.
Л истья вырезаем из гофрированной бумаги и крепим к проволоке, предварительно смазав клеем.
Сборка цветка. На столе в виде пирамидки укладываем предварительно нашу заготовку начиная с 4 бутонов (3 зеленых 1 с лепестком) добавляем 2 листика далее цветок и лист наращиваем стебель вставляя проволоку в середину предыдущего стебля далее фиксируем 3 цветка. Все детали обматываем лентой из гофрированной бумаги, предварительно проклеив ее, так же пропуская ее между бутонов, цветов и листьев до самого конца проволоки (стебля).
Наш цветок готов. Собрав несколько таких цветов в букет можно использовать как интерьерную композицию или преподнести в подарок, в нашем случае ко дню матери.
Как вы поняли из сегодняшнего мастер-класса бумагопластика, как разновидность творчества, не претендует на признание ее как полноценного вида искусства. Недолговечность материала предполагает создание вещей временного учебного характера, выставочных работ, но, в то же время, в значительной степени способствует активизации творческого развития учащихся.
Заключительный этап.
Показ готового изделия. Обсуждение мастер-класса. Подведение итогов.
Спасибо за внимание. Сл. 7