Мастер класс по обществознанию в 10 – 11 классах на тему:
«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по обществознанию»
Цель: рассмотреть особенности выполнения заданий по обществознанию обучающимися при подготовке к ЕГЭ 10 – 11 классов.
Задачи:
1. Образовательные:
- проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
- приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;
- обобщить знания, умения.
2. Развивающие:
- учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
- развивать у учащихся умения выделять главное;
- развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.
3. Воспитательные:
- дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи
и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.
Учитель:
Существование экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ на протяжении многих лет показывает, что данный предмет наиболее популярен у обучающихся образовательных учреждений, что подтверждают ежегодные статистические данные. В первую очередь это объясняется тем, что в средних и в высших учебных заведениях, появился довольно большой спектр престижных и востребованных в обществе профессий, где ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию выступает в роли профилирующего предмета. Соответственно и сама подготовка к итоговой аттестации стала не менее важна, чем по математике или русскому языку.
Но, за это время внутреннее содержание ЕГЭ по обществознанию очень сильно изменилось и усложнилось. Выбирая данный предмет для итоговой аттестации, каждый ученик должен обладать целым комплексом знаний по различным сферам жизни общества. Для успешной сдачи экзамена от него требуются глубокие учебные и межпредметные знания. Кроме того, обучающимся необходимо иметь обширный кругозор, чёткие представления о социальных реалиях и умения применять теоретические, и социальные знания на практике. Анализ ЕГЭ по обществознанию показывает, насколько каждый ученик владеет таким комплексом знаний и умений. Безусловно, что для сегодняшнего ученика успешно сданный ЕГЭ – это его будущее завтра, а залогом успешности является хорошее знание предмета в системе. Собственно в этом и заключается сложность подготовки к ЕГЭ по обществознанию, соединение в единое целое обществоведческих знаний и обществоведческой культуры, а не только конкретно знаний по предмету. Обществознание - это наука социальная постоянно подвергающаяся влиянию социальных, политических, экономических, правовых процессов, происходящих как в отдельных государствах, так и в мире. Современному ученику необходимо владеть в той или иной степени этими знаниями.
1.Организация учебного процесса по изучению обществознания
За период работы выстраивается определённая система организации учебного процесса, на протяжении изучения учебного предмета начиная с 5 по 11 класс. Данную систему можно представить в виде различных уровней.
Первое, с чего начинается работа с обучающимися – это знакомство со структурой варианта ЕГЭ по обществознанию, с порядком и правилами работы и подготовки к экзамену. Именно на это и было направлено главное внимание сегодняшнего мероприятия.
С 5-го по 6 классы, когда предмет изучается в рамках школьной программы и обучающиеся получают первоначальные знания в сфере этики, морали, права, социологии. Приобретают навыки работы с тестами, творческими и проблемными заданиями.
В 7-8 классах, происходит углубление знаний по предмету, и вводятся более сложные понятия. Преобладающее значение получает работа с тестовым материалом, и документами. На уроках отрабатываются проблемные и творческие задания.
Уровень 9 класса, прохождение программы опять же в рамках 1 учебного часа как основного, но добавляются ещё консультации, элективные курсы, если таковые есть. В 9 классе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией и особенностью заданий, алгоритмом выполнения каждого задания.
Четвёртый уровень – это 10 -11 класс, обществознание изучается в рамках программы на базовом уровне – 2 часа, на профильном уровне – 3 часа. Кроме того добавляются по 1 часу элективные курсы, в рамках подготовки к ЕГЭ и дополнительные консультации. К выстраиванию такой системы привело изучение потребностей родителей и учащихся, так как в рамках основных часов подготовить учеников к итоговой аттестации очень сложно, имея в виду достойные результаты.
Исходя из этого, подготовка к итоговой аттестации должна осуществляться последовательно и системно, предположительно в три этапа.
2. Подготовка обучающихся к итоговой аттестации
Экзамен по обществознанию в последнее время всё более массовый вид проверки знаний и умений учеников. Следовательно, перед учителем стоит особая задача правильно организовать и провести подготовку выпускников.
2.1. Первый этап. Ни для кого не секрет, что у обучающихся за годы изучения предмета образуются пробелы в знаниях и целесообразно начинать подготовку к итоговой аттестации именно с ликвидации пробелов в знаниях. Для выявления данной проблемы в 10 классе ещё в начале учебного года необходимо провести диагностическое тестирование и разного рода тематическое, которые позволят выявить эти самые пробелы. Проведение такой диагностики позволит выстроить дальнейшую работу с учащимися, направленной на ликвидацию выявленных пробелов, через повторение теоретического материала и отработку сложных вызывающих затруднения вопросов. На данном этапе желательно заранее выявить, кто из учащихся определился с выбором обществознания в качестве ЕГЭ и с этими обучающимися можно начинать выстраивать траекторию подготовки к экзамену. Необходимо подобрать учебные материалы, для повторения всего теоретического курса: учебники, словари, интернет-ресурсы, хорошо зарекомендовали себя справочные учебные пособия, где собраны все темы, по всем направлениям, в виде схем, таблиц, комментариев и текстов в более сжатой форме. Как правило, такие пособия составлены с учётом кодификатора проверяемых элементов экзамена по обществознанию. Таким образом, залогом хорошего результата ЕГЭ является в первую очередь теоретическая подкованность. Не совсем правильно начинать подготовку к ЕГЭ с отработки демоверсий, ведь в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, то есть вразброс, более правильно проверять полученные теоретические знания именно в тематических тестах. Всё же с демоверсией текущего года следует ознакомить сразу, что бы у учеников, было полное представление о содержании, структуре, особенностях и системе оценивания экзаменационной работы. Немаловажно уделять внимание работе с понятийным аппаратом, обществоведческая терминология довольно сложная и необходимо вырабатывать умение объяснять её значение не только банальным заучиванием, а именно через понимание и осмысление теоретического материала.
2.2. Второй этап. Начинается активная отработка первой части экзаменационных заданий. При подготовке используются всевозможные ресурсы: программы - тренажёры типа «Решу ЕГЭ», или «Сдаём Единый экзамен», готовые печатные сборники контрольно-измерительных материалов типовые и тематические, содержащие задания соответствующие требованиям к обязательным результатам обучения, преимущественно с грифом ФИПИ. Все решения непременно разбираются, комментируются, учитываются допущенные ошибки, приводятся типичные примеры и рассматриваются различные варианты аналогичных заданий. Анализ работ позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и своевременно начать дорабатывать их. Не стоит, не учитывать следующее важное обстоятельство, если ученики не работают дома с заданием на повторение материала, с тематическими и иными тестами, с текстами и документами, на хорошие результаты рассчитывать не приходится.
2.3. Третий этап. После того когда уже сформирована достаточная теоретическая база и имеются практические навыки, можно начинать работу со второй частью тренировочных заданий. Самая главная проблема для учащихся состоит в том, что владея теорией, они не умеют применить её на практике. Работа с текстом по прежнему для учеников, трудная задача, поэтому на уроке особенно в старших классах это один из основных видов деятельности. Необходимо как можно больше разнообразить и чередовать тексты различных жанров: научно-популярного, публицистического стиля, правового характера, художественного, философского и др.. При работе с текстом необходимо выделить проблему, определить свою позицию, привести аргументы, хорошо использовать некоторые приёмы:
Внимательно и вдумчиво читайте условия задания, т.е. что у вас конкретно спрашивают, какое задание необходимо выполнить. В данном случае хорошо отрабатывать текст в карандаше, выделяя главные мысли, факты, события, явления, имена, количественные значения, что поможет найти ответ, в соответствии с условием задания.
Буквально каждый учитель сталкивается с проблемой как научить учеников запомнить текст Конституции РФ. Конституция - это неотъемлемый проверяемый элемент правового блока, заучить её наизусть сложно, а для некоторых учащихся вообще невозможно, а знать её надо. Все знают, что на некоторые экзамены ЕГЭ по выбору, можно взять с собой дополнительные материалы: на химию таблицу Менделеева, на математике и физике разрешён непрограммируемый калькулятор, на географии атлас. К сожалению, Конституция это тоже своеобразная таблица Менделеева, но на экзамен взять её нельзя.
Исходя из практики подготовки видно, что обучающиеся лучше всего запоминают главу 1. Основы Конституционного строя и главу 2. Права и свободы человека и гражданина. Гораздо сложнее научить выполнять задания на соотношение органов власти и их функций, например, что относится к ведению Государственной Думы, а что к ведению Совета Федерации, какие полномочия имеет Правительство РФ и какими обладает Президент РФ. Всегда вызывает затруднение задание на вопросы совместного ведения субъектов РФ и Федерации, и разграничения полномочий. Выполнить такие задания без знания Конституции, практически невозможно. Единственно правильным будет, решение таких заданий в системе непосредственно с текстом Конституции РФ. Хорошим подспорьем являются таблицы, в которых распределены Органы власти и их функции. Эти таблицы, как и многие другие справочные материалы, раздаю ученикам (у каждого есть папка для подготовки к ЕГЭ по обществознанию) к концу 11 класса у выпускников они довольно объёмные. Многие положения и определения из Конституции надо знать практически наизусть, например: республика, федерация, федерализм, Конституция, референдум и многое др..
Для лучшего запоминания содержания Конституции РФ, хорошо зарекомендовал себя приём, «сто раз увижу – обязательно запомню». Практически Конституцию надо превратить в настольную книгу и ненавязчиво прочитывать по несколько страниц или одной главе, один-два раза в неделю, в данном случае срабатывает визуальная память.
Работа с обществоведческой терминологией это основа основ, без знания обществоведческих терминов и их толкования, невозможно сдать экзамен. Поэтому важно каждому школьнику вести терминологический словарь. Ещё в начале подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обучающиеся получают перечень терминов, которыми они должны владеть и обществоведческий словарь в электронном виде, печатным вариантом ученики пользуются на занятиях в классе. Кроме того, в ходе подготовки к экзамену всплывает много новых малознакомых терминов, они отрабатываются дополнительно и фиксируются в лекциях. Хорошо практиковать задания на составление понятий и определений к терминам, своеобразный словарный диктант.
Понятно, что для того чтобы научиться составлять развёрнутый план от обучающегося требуются обширные теоретические знания, владение терминологией и умения эти знания отразить на практике. Для того чтобы научить составлять план не надо заставлять учеников заучивать сложные планы наизусть, здесь предстоит большая и кропотливая работа. Необходимо проводить тренинг на составление плана если не на каждом уроке, то как можно чаще и в качестве самостоятельной работы. Например, предложить ученикам составить план по изученному материалу урока, отработанной теме, или конкретному пункту в параграфе. Можно в плане отражать различные явления по следующей схеме: понятие, признаки, структура, многообразие, роль, современное состояние, перспектива и стратегия развития. При составлении плана необходима конкретизация, а не абстрактность и размытость. Тем более надо учитывать, что всё больше формулируются темы с двумя совмещёнными понятиями. В конкретном случае необходимо учитывать взаимовлияние и взаимосвязь данных явлений, а также сходства и различия между ними.
Заключение
Для системной и целенаправленной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, необходима вдумчивая и последовательная работа над каждым тематическим блоком. Постоянное повторение пройденного теоретического материала, отработка терминов, тренинг по написанию творческих работ и типовых тестовых заданий. Без чётко спланированной работы, добиться хорошего результата, как учителю, так и учащимся невозможно, а для этого надо много и упорно работать. В заключение хотелось бы сказать, что если у учащегося не будет собственной мотивации в получении хорошего результата, например: - «Я сдаю обществознание, потому, что это надо моим родителям», то все усилия учителя будут малоэффективными, ведь научить можно только того, кто хочет учиться. Только совместная целенаправленная работа может дать в итоге хороший качественный результат.