СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская творческого письма 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская творческого письма 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Мастерская творческого письма 5 класс»

Мастерская творческого письма (5 класс) Приложение 3

Тема: «Дождь»

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение темы и цели.

Работа по теме урока

Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

– Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его. Закройте глаза и послушайте.

(Звучит запись на аудиокассете «Ливневый дождь в лесу»).

- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.

(Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

Групповая работа

- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

- Нарисуйте первое найденное вами слово (дождь)

- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.

Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…

В результате записи учащихся дополняются.

- Попробуйте написать определение слова дождь: Дождь – это…

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.

- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.

Творческая работа

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)

Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (дети читают друг другу свои тексты вполголоса). Затем представители групп читают свои работы.

«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. А этого я очень не люблю…»

«Иногда в душе может затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь».

«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь»

«С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ан скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…»

«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки».

- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите ее для себя.

- У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…

- Любое время года надо принимать хорошо.

- Дождь мы должны встречать с добротой.

- Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.

В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.

Дождь и снег – любое время года Надо благодарно принимать.

Работа с текстом. Анализ текста

Всем группам раздаются тексты (одинаковые).

- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).

Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себя, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть…

Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).

Учащиеся читают составленные ими вопросы:

- Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?

- Что надо научиться понимать?

- Чем ценно всё живое?

- А теперь поработаем с учебником – упражнение 808

- Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца – напишите план; определите тип речи. ( Работа в парах.)

Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.

Ночью дождь приходит не слышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда – то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагом гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.

Учащиеся делят текст на абзацы и определяют микротемы:

1. Ночной дождь

2. Утренний дождь.

3. Вечерний дождь.

4. Слепой дождь.

Тип речи – описание.

Творческая работа.

- Напишите письмо себе от имени дождика.

«Здравствуй,Юля. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» (Юля Б.)

«Здравствуй,Лена. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся. (Лена Д.)

Чтение работ. Обсуждение результатов занятия (рефлексия) - Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?


Итоги урока.

Домашние задание- упражнение 809.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!