СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность - одно из направлений в формировании функциональной грамотности.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужна ли математика в жизни? Вся наша жизнь так или иначе связана с математикой. Без математики невозможно познавать природу, невозможно развитие технологий. Значит нужна.

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность - одно из направлений в формировании функциональной грамотности.»

Карабетова Марет Ереджибовна,

Почетный работник общего образования Российской Федерации,

 учитель математики МБОУ СОШ №6 им. Ахмеда Хаткова.


Математическая грамотность -

одно из направлений в формировании функциональной грамотности.

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость и

упорство в достижении цели».

(А. Маркушевич.)

Нужна ли математика в жизни? Вся наша жизнь так или иначе связана с математикой. Без математики невозможно познавать природу, невозможно развитие технологий. Значит нужна.

Математическое образование вносит свой неоценимый вклад в формировании общей культуры подрастающего поколения, способствует эстетическому восприятию ребенка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха при изучении математики является математическая грамотность. В существующих международных программах по оценке образовательных достижений учащихся уделяют внимание четырем основным направлениям, одним из которых является математическая грамотность.

Что же такое математическая грамотность? Математическая грамотность - это способность учащегося мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказать хорошо обоснованные суждения и принимать хорошо продуманные решения, которые необходимы для конструктивных, активных и размышляющих граждан двадцать первого века. (Национальный проект «Образование».) Существенными проявлениями человеческого ума для формирования математической грамотности являются сообразительность, логичность, находчивость, инициативность, гибкость, критичность, Инициативность выражается в желании самому постигнуть проблему, в стремлении к самостоятельным поискам способов и средств решения задач. Гибкость и критичность ума выражаются в придумывании и применении оригинальных приемов решения задач и методов рассуждений с проверкой их правильности, строгости и практической ценности. И все эти существенные элементы математического мышления ученика с волевыми усилиями, упорством и настойчивостью являются элементами математической грамотности.

Существующая система обучения, которая дает определенную базу знаний, не формирует у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций. И важной задачей математического образования является осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. В 5-6 классах происходит усвоение базисных основ математики и на этом этапе надо уделить внимание развитию математической грамотности. Уместно вспомнить слова древнегреческого ученого Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Найти в каждом ребенке архимедову точку опоры- то, что получается лучше, опереться на нее и дать возможность пойти вперед, ощутить интерес и вкус к успеху. Когда ребенок это почувствует, у него возникает стимул, он начинает продвигаться вперед, развивая свои способности. А любовь к творчеству подобна заразной болезни, а, ею можно заразиться от творческого ученика. Так давайте же заразим этой болезнью наших учеников чтобы они творчески подходили ко всему новому понятию. И развитие интереса к одному из труднейших школьных предметов, по мнению родителей, -математике позволяет решать поставленные перед ними задачи.

Сущность математической грамотности можно определить тремя признаками: а) понимание роли математики в реальном мире;

б) высказыванием обоснованных математических суждений;

в) использованием математики для удовлетворения потребности человека.

Развивая математическую грамотность у ученика пятого класса, я включаю постепенно в ход урока задания реальной жизненной ситуации, которые показывают необходимость изучения какого- либо понятия на уроке. Приведу пример: задача №49 из учебника математики «Длина отрезка АВ равна 8 см 9мм, а длина отрезка СВ равна 3см 4мм. Какова длина отрезка АС?» Некоторым ученикам трудно вычислить. Рассматриваем пример из реальной жизни. От Хатажукая до Майкопа 65 км. Доехали до станицы Гиагинской, осталось еще 30 км. Сколько километров проехали? И сразу отвечают. При изучении темы «Площадь прямоугольника» была предложена практическая работа: измерить площадь огорода и площадь сада в квадратных метрах и выразить в арах, т.е. в сотках. Дети с удовольствием выполнили задание, запомнили, что 1ар равен 1сотке.Так как мы живем в сельской местности им знакомы задачи из реальной жизни такого вида (№580, из учебника математики): «Хватит ли 5т. гороха, чтобы засеять им поле, имеющие форму прямоугольника со сторонами 500 м. и 400 м, если на один га земли надо 260 кг гороха?» Я им задала домашнее задание спросить у родителей что они будут выращивать в этом году на своих земельных участках, сколько у них гектаров земли, и сколько на 1 га высеять семян? Потом посчитали сколько тонн семян нужно каждой семье. Такие же практические работы можно выполнить дома. Сколько нужно ящиков кафеля, чтобы облицевать стену кухни, или сколько эмалевой краски, нужно для покраски забора? При изучении темы «Объем прямоугольного параллелепипеда» было задано домашнее задание: найти объем бака, имеющего форму параллелепипеда в кубических метрах и перевести в литрах, найти объем детской комнаты и т. д. В теме «Округление. Прикидки.» мы прикинули хватит ли бензина в топливном баке, если осталось еще 180 км, а в баке 20 литров и расход бензина составляет 9 литров на 100 км. Ученики прикинули и ответили на вопрос задачи. Прикидка нужна еще при покупке, например, канцелярских товаров. Можно прикинуть сколько ручек, карандашей и т.д. купить. При сборе фруктов в саду, овощей в огороде можно использовать знания сложения и умножения десятичных дробей. Задачи на проценты тоже можно использовать и в реальной жизненной ситуации. Таким образом для развития математической грамотности в плане работы указываю задания, которые можно использовать:1) как игровой момент на уроке; 2) как проблемный момент; 3) как задание к созданию гипотезы для исследовательского проекта; 4) как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого- либо понятия на уроке; 5) можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой- то образовательной технологии.

На мой взгляд для математически грамотного современного человека нужен объем знаний и умений такие как : 1) пространственное представление и пространственное воображение; 2)свойства пространственных фигур; 3) умение работать с формулами; 4) умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме; 5) нахождение периметра, площади, объема нестандартных фигур; 6) действия с процентами; 7)использование масштаба; 8) умение выполнять действия с различными единицами измерения ( длины, массы, времени, скорости).

Полученные знания и умения на уроках математики можно применить к решению проблем, возникающих в повседневной практике. Например, в тестах Пиза дано задание: Алисе нужно найти сумму чисел 19,6; 23,8;38,4, округлив их до ближайшего целого числа. Какие числа ей взять?

Математика - наука серьезная. И если есть возможность внести в ее изучении элементы игры, я всегда стараюсь этой возможностью воспользоваться. Для этого можно использовать внеурочные занятия по развитию у школьников интереса к предмету. На этих занятиях изучаем исторический материал к данной теме, решаем задачи практического содержания. Так, например, в шестом классе при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» очень интересно прошло внеурочное занятие, посвященное числу Пи. Ребята узнали много интересного про число Пи, узнали, что четырнадцатого марта День числа Пи, этот день отмечают любители числа Пи, ставят на стол сладости, пироги, названия которых начинаются на П. Решаем на этих занятиях много задач практического содержания.

Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития математического образования, которое должно способствовать тому, чтобы математическая грамотность была на высоком уровне.


Литература:

1) Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

2) Учение с увлечением. Математика.

И. Г. Григорьева.

3) Очерки О математических задачах на смекалку. Б. А. Кордемский.

4) Занимательная математика. А.Шатилова. Л. Шмидтова.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!