Овладения детьми с ТМНР элементарными математическими представлениями и навыками счёта.
В коррекционной работе выделим три этапа обучения.
На первом этапе происходит формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятия).
На первом этапе необходимо усилить внимание к развитию общей и мелкой моторики. Можно проделать следующие упражнения.
Работа с красками в пальчиковой технологии, рисование вертикальных и горизонтальных линий, раскрашивание фона для аппликаций (небо, трава и др.), раскрашивание контурных рисунков (шарик, яблоко, помидор, огурец и др.).
Штриховка, соединение точек с использованием цветных карандашей и простого карандаша.
Работа с пластилином: размазывание, раскатывание, сплющивание и др.
Наклеивание готовых форм в аппликационных видах детской деятельности.
Захват, перекладывание предметов.
Работа с крупой, другими сыпучими материалами.
На втором этапе происходит закрепление усвоенных пространственных и временных представлений, а также понятий о размере, цвете, форме предметов, закладываются основы количественных представлений, навыков счёта в доступных пределах числового ряда, умения использовать их в бытовой ситуации.
Третий этап, как и предыдущие, ориентирован на индивидуальный уровень достижений детей, поэтому на этом этапе для каждого ребёнка составляется программа, учитывающий уровень его возможностей, а также темп усвоения материала.
В указанный период может быть предусмотрено знакомство детей со счётом в пределах заданного числового ряда, с простейшими арифметическими операциями: сложение и вычитание, основными единицами измерений стоимости.
К практическим видам упражнений данного этапа можно отнести:
работу с календарём: определение количества дней в неделе, их последовательность, соотнесённость с режимом жизнедеятельности, название месяцев на основе наблюдений за изменениями природы и творческих видов работы, фиксация месяца и даты рождения, известного (ожидаемого) события;
определение времени с помощью игрушечных часов;
оплату небольшой покупки в продуктовом магазине, киоске и др. (на основе игры);
изготовление простых изделий нужного размера.
Примерное содержание первого этапа обучения
Пространственные представления
Ориентация в схеме собственного тела. Узнавание, показ, название частей тела.
Пространственная ориентация в классе, здании, на улице.
Расположение предметов в пространстве (на плоскости): впереди, сзади, вверху, внизу, близко, далеко, над, под и др.
Временные представления
Утро, день, вечер, ночь. Наблюдение за сменой дня и ночи. Режимные моменты в разное время суток.
Времена года: зима, весна, лето, осень. Наблюдения в течение года за изменениями в природе.
Понятие о цвете
Основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, белый, чёрный). Узнавание основных цветов. Соотнесение предметов по цвету. Выбор цвета по словесной инструкции. Закрепление названий цветов в дидактических играх, изобразительной деятельности, конструировании и др.
Понятие о размере
Большой – маленький. Выполнение инструкций педагога (принести, дать, поставь на место большую или маленькую игрушку и др.).
Длинный – короткий, толстый – тонкий, высокий – низкий. Закрепление размеров в игровых, бытовых ситуациях.
Организация игр, изобразительная деятельность.
Понятие о форме предметов
Узнавание геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Конструирование: солнце, цветок, дом, ёлка, машина и др.
Узнавание объёмных форм: шар, кубик (куб), брусок. Выполнение простейших построек из конструктора: домик, ворота, башня и др.
Примерное содержание второго этапа обучения
Количественные представления
Много, мало, один. Сравнение групп предметов: больше, меньше.
Основы счёта.
Узнавание и показ цифр 1 – 9. Практические задания по закреплению образа цифры: раскрашивание, размазывание пластилином по контуру цифры, показ цифр на окружающих предметах.
Соотнесение числа с количеством предметов в пределах изучаемого числового ряда.
Знакомство с монетами, распознавание монет 1 р., 2 р., 5 р. Оборудованные игры на закрепление умений совершать покупку (продажу) с использованием денег.
Переход на третий этап осуществляется с учётом предыдущих этапов. Третий этап может оказаться доступным лишь отдельным детям из той или иной возрастной группы.