Математический вечер
«Мир чисел и знаков» - для 5- 6 классов
Насценувыходитведущий :
Почему торжественность вокруг ?
Слышите ,как быстро смолка речь?
Явилась гостья - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит ,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь ,
Для победы трудностей закалку
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку
И за то , что в творческом труде
Выручаешь в трудную минуту ,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов .
Открывается занавес. Выходит 10 цифр.
Первые пять: Нас не много и не мало
Хватит столько ,сколько есть
Всё, что в мире существует
Мы сумеем перечесть.
Последние : Расскажут птицы великаны
О великом нашем плане
Как растем мы и умнеем
С каждым годом все взрослеем.
1- ые: Цифры расскажут
2-ые: Цифры покажут
1-ые : Шахты и горы угля
2-ые : Школы и жилые дома
1-ые : Автомашины и трактора
2-еы: Корабли и поезда
1-ые : Труды сахара и зерна
2-ые : Тонны мяса и молока
1-ые : Мебель , обувь и шелка
2-ые: И много всякого добра
Разговаривая на сцену выходят два ученика,
Вова : Я сегодня в одной книге прочитал ,что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему : « Как человек без математики жил.»
Саша: Ну и кому удалось получить эту премию?
Вова: Никому. Не нашлось такого человека , который смог бы написать такую книгу.
Саша: Вова! Неужели в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики
Вова : Не знаю! В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятны времен .
Саша: А как считали древние люди?
Вова : Первоначально считали до двух и только конкретные предметы. Предметов было больше , считали один камень, два камня, много камней. Отвлеченного счета без предметов ,как сейчас не было .
Саша: Человек мог считать до двух наверное потому , что у него две руки ,две ноги?
Вова: Может быть и так. От умения считать до двух человек перешёл к расчёту двойками , это на подобии того, как некоторые предметы считают десятками, дюжинами.
Саша: Счёт двойками называют двойной системой.
Вова: А наша система счисления десятками называется десятичной.
Саша: В книгах написано, что современные сложные вычитательные машины пользуются двоичной системой.
Вова: Это верно. А вот в некоторых древних государствах была пятеричная система, это по числу пальцев на одной руке.
Саша: Может отсюда и возникают некоторые особые вычисления на пальцах. Если забудем таблицу умножения можно посчитать на пальцах.
Выходят две девочки
1-ая Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5до 10.
2ая Пусть нам нужно умножить 6х7. На одной руке возьмем столько пальцев на сколько 65 т.е 1, а на другой столько ,на сколько другой множитель 5 т.е 2.
1 п-ц на одной руке и 2 п-ца на другой ,составляют десятки, т.е 3 десятка. К этим трем десяткам + произведение чисел загнутых пальцев. На одной руке 4 загнутых пальца , а на другой 3 их произведение 12. К 3 дес.+12ед. =42 т.е наш счет подтвердил 6х7=42
1-ая Я еще покажу пример умножения 8х8.На одной руке 2 согн.п. на другой 1. Число несогнуых пальцев 7. Это десятки. Произведение пальцев 2. 7 дес. +2ед.= 72
Вова Писать научились не сразу .Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые народы делали узлы. Как долго это продолжалось ,неизвестно.
Саша: В истории сказано ,что древние люди знаками чисел писали на папирусе. Причем обозначаемые цифры очень похожи на своеобразные иероглифы.
А вот запись современных чисел.
Стихотворение Марина С.Я «От одного до десяти» в лицах
1.Вот один, иль единица
Очень грозная ,как спица
2. А вот цифра два
Полюбуйся какова
Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею.
3. За двойкой посмотри –
Выступает цифра три
Тройка –третий из значков –
Состоит из двух крючков.
4. За тремя идёт четыре
Острый локоть оттопыря
5.А потом пошла плясать
по бумаге цифра пять
Руку вправо потянула
Ножку круто изогнула.
6.Цифра 6 - дверной замок
Сверху крюк ,внизу крючок.
7. Вот семёрка кочерга,
У неё одна нога.
8.У восьмёрки два кольца
Без начала, без конца.
9.Цифра девять иль девятка –
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет
Цифрой 6 девятка встанет.
0.Цифра роде буква о
Это ноль иль ничего
Круглый ноль такой хорошенький
Он не знает ничегошеньки.
10.Если ж слева рядом с ним
Единицу поместим
Он по больше станет весить
Потому что это десять.
Ведущий
Сейчас познакомимся с галереей замечательных чисел
2.Число 2 является основанием любопытной системы исчисления. Эта система применяется в современных вычислительных машинах.
5.Число 5 ,мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того ,5 –самая желанная оценка для учеников.
9. Число 9 ,оно нам помогает в правильности арифметических действий.
12. Всем известно число 12. Его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеет 12 месяцев в году, 2 дюжины часов в сутки. Час делится на 5 дюжин –минут , минута делится на дюжин секунд. Круг имеет 30 дюжин градусов.
13.Число 13 сосед 12.тЕго называют «чёртовой дюжиной». Оно ни чем не замечательно , разве тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13 номер , не дают ни трамваям ,ни автобусам. 13 числа не отправляют в путь корабли. Это мы знаем предрассудки.
365. Одну особенность числа 365 вы знаете ( обращается к публике). Кто скажет ,чем замечательно это число.( это число дней в году)
А ещё оно замечательно тем, что является суммой квадратов , трёх последних чисел 10,11,12 т.е 122+112+122=365.Это свойство числа изображено а картине «трудная задача»
1001Это число называется числом Шахерезады. Оно делится без остатка на три последних числа 7,11 ,13 и является и является произведением этих чисел. Если трёхзначное число умножить на 1001 ,то в произведении получается шестизначное число написано дважды множителем.
893*1001=893 893
Ведущий.
Существует ещё много замечательных чисел, но обо всех за раз не расскажешь.
Величина
Позавидовала единица десятке.
«Конечно, с такой кругленькой суммой как этот нуль я бы тоже кое- что значила!» Поэтому ,когда единице удалось наконец обзавестись нулём ,она не поставила его сзади себя, как Десятка ,а выставила наперёд –пусть мол все видят!
Получилось очень внушительно : 01. Потом какими - то путями единица добыла ещё один ноль. И тоже выставила его на перёд. Глядите, дескать , какие мы: 0,01.Единица стала входить во вкус. Она только и думала ,как бы скопить побольше нулей , и , после долгих и мучительных усилий ей удалось собрать их в большом количестве. Теперь единицу не узнать. Она стала важной, значительной –куда до неё какой-то Десятке! Теперь единица выглядит так? 0,000001
Вот какой стала Единица!
Простая дробь
У Числителя и Знаменателя вечные дрязги. Никак не поймешь кто из них прав. Числитель толкует одно, а знаменатель перетолковывает по-своему. Числитель говорит : «У меня положение выше, почему же я меньше знаменателя?» А Знаменатель своё ,- « я то число побольше ,с какой стати мне ниже числителя стоять?» Поди рассуди их, попробуй! И ведь , что вы думаете, - была такая попытка. Целое число, которому надоело это брюзжание , сказало им напрямик:
- Склочники несчастные , чего вы не поделите? В то время ,когда у нас столько нерешённых задач, столько прекрасных примеров!
- тебе ,Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель ,и Числитель - в первый раз - согласился с ним.
-Замечательно!- Воскликнул Числитель- замечательно, что именно целое число делает нам замечание. - А кто вам мешает стоять целым числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.
-Ладно, обойдёмся без ваших задач и примеров,- сказал Числитель ,а знаменатель придвинувшись к целому числу , выразил эту мысль более категорично
-Проваливай ,пока цело!
Он был из низов ,поэтому не особо выбирал выражения. Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.
А Числитель и Знаменатель призадумались. Потом числитель нагнулся, постучал в чёрточку.
-Послушайте, - говорит – может нам и впрямь с другой дробью сложиться?
-Э, шалишь, брат,- возразил Знаменатель – хватит с меня и одного Числителя.
-Если уж на то пошло, - обиделся Числитель, - мне тоже одного знаменателя предостаточно.
Ещё подумали.
Потом Знаменатель стал на цыпочки, постучал в чёрточку:
-Слыш, ты !А если нам так стать целым числом, без другой дроби?
-Можно попробовать,- согласился Числитель. Стали они пробовать, Числитель умножается на два , и Знаменатель ,- не отставать же!- тоже на два. Числитель на три – Знаменатель на столько же. Умножались ,умножались, совсем изнемогли, толку никакого. Та же дробь, ни больше , ни меньше прежней.
-Стой !- Кричит Знаменатель,- хватит умножаться. Делиться давай. Так оно вернее будет.
Стали делиться. Знаменатель на два и Числитель. Знаменатель на три и Числитель на три. А дробь всё прежняя. Так ничего из этих действий и не получилось. Каждый остался при своём: Числитель в верху, Знаменатель – внизу. Знаменатель больше, Числитель меньше. И опять ссорятся, опять помириться не могут. Видно, разделяет их не только чёрточка.
Знаки
Стоит Пятёрка в задачниках ,что то тихонько подсчитывает. Вокруг много знакомых цифр, они то и дело окликают пятёрку, справляются о здоровье, желают всего наилучшего . И вдруг :
-Стой! отдай половину! Пятёрка растерялась
-Я стою,- забормотала она,- но почему вы так со мной разговариваете?
-А как с тобой разговаривать? Сказано, гони трояк и баста! Или не узнала меня?- я Минус!
Пятёрка попятилась и упала. Она много слыхала об отчаянном и жестоком Минусе, атамана разбойников, которые держали в страхе весь задачник.
- Ну, давай ,а то отниму!- сказал атаман свирепо шевеля усами. Но пятёрка от испуга не могла двинуться. Тогда Минус отнял у неё три единицы и пошёл себе, как ни в чём не бывало. ОН шёл и пел свою атаманскую песню:
Я считаю
Нечего считать
Я предпочитаю
Вы- чи- тать!
-Эй, да я вижу ,с прибытком!- вдруг окликнули его. – Ну-ка , что там у тебя, выкладывай!
Бравый атаман разбойников сразу узнал этот голос. Он съёжился и хотел было проскочить мимо, но его бесцеремонно взяли за шиворот.
-Ты никак спешишь?- ласково спросил толстый Плюс, для верности дав Минусу по загривку. Известный в задачнике Коммерсант и делец, Плюс сам ни у кого ничего не отнимал, он только складывал то, что отнимал минус.
-да нет, куда мне спешить, сказал, оправдываясь, Минус, - Просто не заметил вас, извините..
- ладно,- сказал Плюс, - давай ,сколько там у тебя?
Он взял три единицы отнятые Минусом у Пятёрки ,отпустил атамана на все четыре стороны и пошёл себе напевая:
Я за цифрами слежу
Все они у меня в услужении
Всё, что хочешь я сложу
Я ничем не дорожу
Потому что я служу сложению
Потом он остановился, чтобы прибавить новый заработок к прежней сумме, но ему помешали.
-Рад вас приветствовать!- сказал подходя к нему знак Деления. Кажется, у вас есть что разделить?
-Какое там есть!- несмело запротестовал плюс.
-Жалкие три единицы.
-Всякое деленье благо,- сказал знак Деления.
-Делитесь и умножайтесь ,как сказано в чистописании, то бишь в арифметике
-Но нас двое,– всё ещё сопротивлялся Плюс,- а три на два не делится.
-Не печальтесь,поделим, дайте ка сюда, эту троицу.
Он взял три единицы и оставил Плюс в полном недоумении, каким же образом тройка делится на два
Мать –и – матика,- тянул знак Деления, уходя,- мать –и –ма…
-у вас отличное настроение, сухо сказал знак умножения.
-О, я счастлив ва… начал было знак Деления, но знак Умножения его не слушал
-тут ко мне приходила двойка, продолжал он,- она была Пятёркой , но её ограбили.
- Позаботьтесь о ней, это по вашей части. И кроме того, у вас что –то есть ко мне?
-Да так., ничего особенного, замешкался знак Деления- пустяк, три единицы.- Давайте их сюда,- сказал знак умножения и затянул свою песенку:
Богатство нужно так нажить
Чтоб никого не потревожить
Умножить – значит умно жить
А умно жить – умножить!
И пряча полученные три единицы ,крикнул вдогонку знаку Деления:
- так не забудьте об этой Пятёрке! О той, которую ограбили.
Знаете ли вы
Первая книга по математике в России под названием «Книга считания удобного» появилась в 1682 году.
Первая книга по арифметике «Краткое полезное руководство в арифметике» появилась в 1699году.
В 1705 году по велению Петра I в Москве был напечатан первый русский учебник по арифметике под заглавием «Арифметика - есть наука числения». Автор учебника Л.Ф Мажицкий. Был учителем в Московской школе математических наук
Первая книга по геометрии «приёмы циркуля и линейки» появилась в 1709 году. Здесь впервые вводится в литературу русская математическая терминология.
Н.Е Муравьев автор первой русской алгебры (1752 )
25 января 1724 года Пётр I утвердил план учреждения Академии наук в Петербурге (открыта 1725)
Всем кто любит математику, всем кто хочет знать математику был посвящён наш вечер математики. И какие открытия в 21 веке зависит от нас ,от того , как мы будет знать математику. На этом наш вечер закончен