Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Заика Л.Т. п. Красный Октябрь
Рассмотрено Руководитель ШМО / / | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________/Исакова З.Н./ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ им. Заика Л.Т. п. Красный Октябрь» _________ /Кельзин И.Е./ |
ПАКЕТ
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Составила:
учитель биологии
Студеникина И.В.
2016-2017 год
п.Красный Октябрь
Спецификация работы для промежуточной аттестации в 8 классе.
Цель работы: оценить уровень подготовки учащихся по биологии.
Условия применения: работа рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательной школы.
Документы, определяющие содержание работы:
обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО №1236 от 19.05.1998г.);
Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования (Приказ № 1089 от 05.03. 2004г.);
программа под редакцией И.Н Пономаревой по биологии для общеобразовательных школ;
оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии;
кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
Структура и содержание:
Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 содержит 10 заданий базового уровня с выбором одного верного ответа из трех. Часть 2 включает 4 задания повышенного уровня с выбором нескольких ответов из шести или на последовательность событий
. Часть 3 включает 2 задания высокого уровня со свободным развернутым ответом.
Структура заданий по типу задания.
Тип задания | Число заданий |
Выбор одного ответа из четырех | 10 |
Выбор нескольких ответов из шести | 4 |
Свободный ответ на вопрос | 2 |
итого | 16 |
Работа проверяет усвоение учащимися содержательных блоков «Биология — наука о живой природе. Вклад ученых в ее развитие», «Многообразие организмов», «Организм как биологическая система», «Человек и его здоровье».
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют большую часть работы, соответствуют минимуму содержания биологического образования и представлены тестом закрытого типа. Эти задания требуют воспроизведения знаний путем выбора одного верного ответа из четырех. Задания повышенного уровня требуют более сложных видов учебной деятельности, связанных с выбором трех верных ответов из шести предложенных. Задания высокого уровня рассчитаны на более сложный вид познавательной деятельности, проверяют умения учащихся работать с текстом и таблицами.
Кодификатор элементов содержания по биологии
для составления контрольных измерительных материалов (КИМ)
промежуточной аттестации учащихся 8 класса.
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (№1069 от 05.03.2004).
задание | Контролируемый вопрос содержания | Уровень сложности задания |
1 | Биология — наука о живой природе. | Б |
2 | Сходство человека с животными и отличие от них | Б |
3 | Многообразие организмов. Систематические категории. | Б |
4 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | Б |
5 | Свойства живых организмов. Обмен веществ. | Б |
6 | Опора и движение | Б |
7 | Питание. Дыхание | Б |
8 | Органы чувств | Б |
9 | Психология и поведение человека | Б |
10 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм | Б |
11 | Умение проводить множественный выбор. | П |
12 | Умение устанавливать соответствие | П |
13 | Биологические процессы, явления, объекты | П |
14 | Пропущенные термины и понятия из числа предложенных | П |
15 | Работа с текстом биологического содержания | В |
16 | Определение энерготрат и составление рациона | В |
Проверяемые виды деятельности:
1.Знать и понимать основные положения биологических законов, теорий, закономерностей,
правил, гипотез; строение и признаки биологических объектов; сущность биологических процессов и явлений.
2.Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения
живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила.
3. Уметь выявлять отличительные признаки отдельных организмов.
4. Уметь сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий).
5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Инструкция для учителя по проверке
проверочной работы по биологии для учащихся 8 класса.
Прежде чем проверять работы учащихся, внимательно прочитайте инструкцию по проверке
За верное выполнение заданий 1 – 10 выставляется 1 балл.
За верное выполненное задание 11-14 выставляется 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, то выставляется 1 балл, и 0 баллов во всех других случаях.
За верное выполненное задание 15-16 выставляется 3 балла.
Ответы:
Вариант 1.
15. 1) Амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы.
2) Среда в желудке кислая (за счет соляной кислоты).
3) С помощью фистульной методики учёный В. А. Басов установил состав чистого желудочного сока без примеси пищи, механизм работы желез желудка, изменения состава и количества желудочного сока в зависимости от вида пищи и на разных этапах пищеварения.
16. Верно указаны следующие элементы ответа:
1) Энергозатраты тренировки — 900 ккал.
2) Рекомендуемые блюда: мороженое с шоколадным наполнителем, двойной МакМаффин, салат овощной, чай с сахаром (две чайных ложки).
3) Калорийность рекомендованного обеда (325+425+60+68) = 878 ккал, количество белков — 48 г.
Вариант 2
15. 1) Стимуляторы, наркотические средства, обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства.
2) Психические расстройства, почечная недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых желез, а также потеря прочности связок системы опоры и движения.
3) В случае равенства результатов в расчёт берётся вес спортсмена. Побеждает тот атлет, который имеет на момент взвешивания меньший вес. Мочегонные препараты позволяют снизить вес спортсмена на период соревнований.
16. 1. Каждый из пары потратил 810 ккал.
2. Сергею стоит заказать двойной МакМаффин (425 ккал), маленькая порция картофеля-фри (225 ккал) и газировка (170 ккал).
Возможно любое сочетание продуктов, но двойной МакМаффин должен присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.
3. Даше стоит заказать салат Цезарь (250 ккал), картофель по-деревенски (315 ккал) и апельсиновый сок (225 ккал). Возможно любое сочетание продуктов без мяса, мороженого и сладкого чая, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.
Максимальное количество баллов за всю работу - 24
оценка | Баллы, полученные за выполнение работы |
«5» | 21-24 |
«4» | 17-20 |
«3» | 10-16 |
«2» | Менее 10 |
Промежуточная аттестация по биологии учащегося 8 класса __________________ Вариант 1.
Выберите в заданиях 1-10 ответ, который считаете наиболее полным и правильным. Обведите его кружком.
1. Анатомия человека изучает:
взаимодействие человека с окружающей средой;
строение организма человека;
процессы жизнедеятельности организма человека;
здоровье человека.
2. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?
1) Срослись кости предплюсны.
2) Сформировались своды.
3) В большом пальце появились две фаланги.
4) Большой палец приобрёл подвижность.
3. Ноmo sapiens — это обозначение систематической категории:
рода;
типа;
класса;
вида.
4
. Основой какой системы является изображённая на рисунке клетка?
1) мышечной
2) кровеносной
3) выделительной
4) нервной
5. Комплекс процессов в живом организме: питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование, выделение вредных продуктов жизнедеятельности, называется:
обменом веществ и превращением энергии;
ростом и развитием организма;
размножением;
регуляцией деятельности органов.
6. Какая кость в скелете человека является самой крупной?
1) большая берцовая
2) лучевая
3) бедренная
4) локтевая
7. Выберите верное утверждение.
1) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только липиды и углеводы
2) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление только белков
3) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление всех пищевых веществ
4) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только углеводы
8
. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?
1) звук
2) свет
3) вкус
4) запах
9. Во время завтрака между двумя уроками по школьному радио сообщили о том, что ученик 10 класса должен срочно явиться в кабинет директора. В каком нервном центре у учащегося возникнет торможение?
1) дыхательном
2) сердечно-сосудистом
3) пищеварительном
4) двигательном
10. В каком случае используется промывание раны 1%-ным раствором уксусной кислоты?
1) ожог кислотой
2) термический ожог
3) ожог щёлочью
4) порез
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) под высоким давлением
6) под низким давлением
12. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро | 1) эритроциты |
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы | 2) лейкоциты |
В) образуют антитела | |
Г) имеют форму двояковогнутого диска | |
Д) содержат гемоглобин | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
13. Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу
2) стекание из почек мочи по мочеточникам
3) поступление мочи в мочевой пузырь
4) прохождение крови по кровеносным сосудам почечной капсулы
5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи
14. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя | 2) внутренняя | 3) фермент | 4) гормон |
5) антитело | 6) селезёнка | 7) надпочечник | 8) поджелудочная железа |
15. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?
2) Какая среда в желудке здорового человека?
3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок, не смешанный с частицами пищи. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.
Ответ:
16. Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.
В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Ответ:
1) Энергозатраты тренировки — _____ккал.
2) Рекомендуемые блюда:
3) Калорийность рекомендованного обеда (____________________________) = _____ ккал, количество белков — _____г.
Таблица 1

Таблица 2

Промежуточная аттестация по биологии учащегося 8 класса __________________ Вариант 2.
Выберите в заданиях 1-10 ответ, который считаете наиболее полным и правильным. Обведите его кружком.
1. Физиология человека изучает:
взаимоотношения с окружающей средой;
строение организма человека;
процессы жизнедеятельности организма человека;
здоровье человека.
2. Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека служит доказательством их
1) родства
2) жизни в одинаковых условиях
3) происхождения от земноводных
4) возникновения в одно и то же историческое время
3. Человек относится к царству:
1. млекопитающие;
2. животные;
3. хордовые;
4. позвоночные.
4. Нервные импульсы поступают непосредственно к железам по
1) аксонам двигательных нейронов
2) аксонам вставочных нейронов
3) серому веществу спинного мозга
4) белому веществу спинного мозга
5.Раздражимость — это свойство, характерное для:
всех живых организмов;
человека;
растений;
животных.
6
.Какой цифрой на рисунке обозначены мимические мышцы?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
7. Выберите верное утверждение.
1) в желудке не происходит переваривания белков
2) в желудке перевариваются белки, жиры и углеводы
3) в желудке перевариваются жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты
4) в желудке перевариваются только белки
8. Какую функцию выполняет зрачок глаза?
1) преобразует энергию света в нервный импульс
2) регулирует световой поток
3
) фокусирует изображение на сетчатку
4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС
9. На рисунке изображена схема условного рефлекса у собаки. Какой цифрой на ней обозначен слюноотделительный центр продолговатого мозга?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
10. Мужчина болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой осторожностью?
1) яйца
2) молоко
3) конфеты
4) говядина
11. Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чихание
2) письмо
3) мигание
4) ходьба
5) мышление
6) подводное плавание
12. Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу | 1) артерия |
Б) кровь движется от сердца | 2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток | 3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен | |
Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
13. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двигательный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) спинной мозг
4) рецепторы сухожилия
5) четырёхглавая мышца бедра
14. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ткань | 2) часть тела | 3) нервы | 4) кишечник |
5) желудок | 6) почки | 7) продукт обмена | 8) непереваренные остатки пищи |
15. Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) О каких группах запрещённых препаратов говорится в тексте (перечислите эти группы)?
2) К каким последствиям для здоровья спортсмена может привести приём анаболиков?
3) С какой целью принимает запрещённые мочегонные средства штангист, если известно, что по правилам соревнований побеждает тот, кто поднимет наибольший вес при наименьшей собственной массе тела спортсмена?
ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА
Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.
Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.
Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печёночную недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.
Ответ:
16. Сергей и Даша поехали в выходные кататься на велосипедах за город. На обратном пути после трехчасовой небыстрой прогулки они решили заехать перекусить в один из ресторанов быстрого питания. Какое меню Вы им предложите, чтобы компенсировать их энергозатраты, если Даша старается есть только растительную пищу и курицу и ограничивает себя в сладком, а Сергей любит мясные блюда?
В ответе укажите энергозатраты прогулки и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.
1. Каждый из пары потратил ______ккал.
2. Сергею стоит заказать
Даше стоит заказать
Таблица 1

Таблица 2

Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа состоит из трех частей и включает 16 заданий.
К каждому заданию 1-10 приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий этой части обведите кружком номер, которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Если вы выбрали не тот ответ, то зачеркните его и затем укажите номер правильного ответа. За каждый правильный ответ вы получаете один балл.
При выполнении заданий 11-14 запишите ответы так, как указано в тексте задания. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Максимальное количество баллов за каждое из двух заданий - 2.
Задания 13-14 - это наиболее сложные задания, которые требуют записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали ответ. Полный ответ оценивается в 3 балла.
Следует выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один, два или три балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Максимальное количество баллов – 24.
Желаю успеха!
Инструкция по проведению
проверочной работы по биологии для учащихся 8 класса.
Назначение проверочной работы – оценка уровня освоения государственного образовательного стандарта по биологии учащимися 8 класса. Общее время выполнения проверочной работы - 40 минут.
Проверочная работа состоит из трех частей и включает 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть А содержит 10 заданий (1 – 10). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий этой части обводится кружком номер, которой соответствует номеру выбранного ответа. Если выбран не тот ответ, то он зачеркивается и указывается номер правильного ответа.
За каждый правильный ответ учащийся получаете один балл.
Часть В включает 4 задания с кратким ответом .При выполнении задания записывается ответ так, как указано в тексте задания. В случае записи неверного ответа он зачеркивается и рядом записывается новый.
Максимальное количество баллов 2 за каждое задание.
Часть С включает 2 задание со свободным ответом . Это задание требует записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос на обратной стороне листа.
Полный ответ оценивается в два балла.
Этапы проведения работы:
инструктаж учащихся (текст приводится) - 2 мин;
выполнение заданий – 40 мин.