СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предметная неделя
«Путешествие в страну Русского Языка»
Маршрут путешествия:
Понедельник
1.«В городе Чистых Слов» ( открытие недели).
2. Игра « Угадай – ка» (лингвистическая переменка для учащихся 5-11 классов)
Вторник
1.«Лингвистический игродром» ( для учащихся 5 класса).
2.Игра «Грамматические примеры» (переменка для учащихся 5-11 классов)
3.Конкурс на лучшую иллюстрацию эпизодов любимого произведения. (1-4 кл.)
Среда
«В музее Лингвистики» ( для учащихся 6 класса).
Игра «Занимательное словообразование» (переменка для учащихся 5-11 классов)
Конкурс на лучшего чтеца, на лучшее письмо.
Четверг
«Далевский конкурс» ( для учащихся 8 класса)
Игра «Непонятный синтаксис» (переменка для учащихся 5-11 классов)
Викторина по сказкам.
Пятница
«Против сленга! За чистоту языка!» (для учащихся 9 класса)
«Знатоки русского языка» ( конкурсная программа по станциям)
Суббота
1. Закрытие недели. Подведение итогов.
В городе Чистых Слов
(линейка, открытие недели)
Учитель
Дорогие друзья, Мы рады приветствовать ВАС на торжественной линейке, посвящённой открытию Недели словесности.
2 ведущий
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, и изучение её требует большого труда.
1 ведущий
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь.
2 ведущий
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. В истории нашего языка и нашей литературы немало страниц, являющихся предметом гордости для каждого русского человека.
1 учащийся
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Учитель
В город Чистых Слов может попасть любой человек, который любит свой родной язык и выполняет правила.
2 учащийся
Любите свой родной язык!
3 учащийся
Не засоряйте язык словами-сорняками!
1 учащийся
Не засоряйте язык кличками!
2 учащийся
Красиво и точно излагайте свои мысли!
Учитель
На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России.
3 учащийся
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
1 учащийся
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж целых 10 лет.
2 учащийся
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
3 учащийся
Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
Учитель
Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли.
1 учащийся
Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
2 учащийся
И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
3 учащийся
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше…
Хором
Чистоты!
1 учащийся
Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.
Учитель
В течение недели мы будем путешествовать по городу Чистых Слов, но я думаю, что сюда вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй! Идите по жизни только Дорогою добра!
(Исполняется песня “Дорога Добра”)
Лингвистические перемены
(предлагаемые задания выполняются индивидуально желающими, списки победителей вывешиваются ежедневно, благодарности призёрам каждой перемены вручаются в день закрытия недели)
1 перемена (1 день)
Игра «Угадай-ка»
На листе написаны некоторые определения, прочитайте их и определите слово, которое они называют, отгадки запишите.
Бывает горная… Бывает золотая… (цепь).
Есть такой металл… Мифический великан… (титан).
Бывает последний… Бывает телефонный… (звонок).
Живёт в море… Живёт на эстраде… (звезда).
Был такой композитор… Растёт на дереве… (лист).
Бывает Ближний… Дело тонкое… (Восток).
Сельскохозяйственный инструмент… Девичья краса… (коса).
2 перемена (2 день)
Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши»
Каждому желающему выдается список фразеологизмов. Необходимо записать значение каждого фразеологизма.
хоть иголки собирай
заваривать кашу
по чайной ложке
коломенская верста
чуть свет
повесить нос
жить душа в душу
сидеть сложа руки
ни зги не видно
воспрянуть духом
на ночь глядя
от горшка два вершка
как кошка с собакой
одним духом
расхлёбывать кашу
не покладая рук
3 перемена (3 день)
Игра «Грамматические примеры»
Решите грамматические примеры.
+ большой деревянный сосуд = ? (бабочка)
+
БА
пресноводное животное с клешнями = ? (барак)+ приятный полезный напиток = ? (басок)
+ музыкальный звук = ? (батон)
+ хвойный лес = ? (сбор)
+
С
спрятанные ценности = ? (склад)+ сражение = ? (сбой)
+ дом отдыха = ? (сдача)
4 перемена (4 день)
Игра «Занимательное словообразование»
Найдите в стихотворении авторское слово, определите, что оно обозначает и как образовано. Почему автор употребил его в диалоге двух мальчиков?
- Он спрыгнул!
- Ха-ха-ха!
- Он сиганул!
- Хо-хо-хо!
- Ласточкой!
- Хе-хе-хе!
- Солдатиком!
- Хи-хи-хи!
- Храбрец!
- Молодец!
- Хвастец!
В.Драгунский
5 перемена (5 день)
Игра «Непонятный синтаксис»
Подчеркните все слова как члены предложения.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл
Внеклассные мероприятия
2 день
Лингвистический игродром
(внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса)
Учитель Внимание! Внимание! Сегодня в нашей школе в рамках Недели русского языка состоится открытие необычного парка аттракционов «Лингвистический игродром». Первыми посетителями парка станете вы, ученики 6 класса. Только для вас сегодня посещение аттракционов бесплатное, а для тех ребят, которые правильно и быстро выполнят задания, приготовлены небольшие призы.
Мы уже сказали, что наш парк необычный. Необычен он тем, что весёлые и познавательные аттракционы посвящены изучению нашего языка. А пройдя все предложенные задания, мы на одну ступеньку продвинемся вверх в изучении родного русского языка.
И сейчас я приглашаю вас посетить первую площадку игродрома, которая называется «Орфоэпический микроскоп».
Площадка № 1. «Орфоэпический микроскоп»
Учитель
Задания из какого раздела русского языка будем выполнять на этой площадке?
Что изучает орфоэпия?
Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы должны познакомиться с правилами поведения на аттракционе.
Правило № 1
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Правило № 2
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Правило № 3
Возил не шóфер, а шофёр.
Не фáрфор, а фарфóр.
Был оглашён не прúговор –
Судебный приговóр.
Строгал не стóляр, а столЯр,
Но дóску – не доскý.
И слушал в одиночестве
Не «Тóску», а тоскý.
Как вы понимаете эти правила?
Задание № 1
После чтения стихотворения ответьте на вопросы:
Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте?
Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивéе», «Мы так хóчим»,
«Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,
Квáртал, пóртфель, бюлитéнь»,
«Пóверх плана выполняем»,
«Агент звóнит целый день».
Задание № 2
Трудности часто возникают не только в выборе места ударения в различных формах имени прилагательного, но и в образовании этих форм. Я сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Ха – ха!». Я буду читать имена прилагательные и их формы, вы должны сказать «Ха – ха!» и исправить ошибку.
Строгий – строгайший.
Добрый – добрейший.
Тихий – тихайший.
Храбрый – храбрейший.
Глубокий – глубокайший.
Богатый – богачейший.
Высокий – высочайший.
Скучный – скучнейший.
Редкий – редкейший.
Вечерний – вечернейший.
Древний – древнейший.
(за каждый правильный ответ в заданиях учащиеся получают жетоны)
Учитель
А мы переходим на следующую площадку игродрома, где вас ждёт аттракцион «Морфологический аукцион».
Площадка № 2. «Морфологический аукцион»
Что изучает морфология?
На этом аттракционе прокатятся все ребята, но победителем окажется тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее…
Цвет (белый, зелёный, красный…).
Вкус (солёный, сладкий, горький…)
Размер (Большой, маленький, узкий…)
Качества характера (добрый, злой, весёлый…)
Температуру (холодный, тёплый, горячий…)
(победители получают жетоны)
Учитель
Продолжаем движение по игродрому и оказываемся на площадке № 3. Здесь нас ждёт «Словообразовательный марафон».
Площадка № 3. «Словообразовательный марафон»
Задание № 1. Образуй прилагательное.
В этой игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительного ДВА и данных имён существительных.
З НАК
Л ИЦО
Н ОГА
С
ЛОГ
С
МЫСЛ
В
ЕДРО
ГОД
ЛЕТО
(правильно выполнившие задание получают жетоны)
Задание № 2
Я называю имя прилагательное, а вы образовываете от него имя существительное и называете его хором. Играть нужно в быстром темпе, поэтому будьте внимательны.
Новый – новость.
Суровый – суровость.
Сосновый – сосна.
Полный – полнота.
Чёрный – чернота.
Красный – краснота.
Ясный – ясность.
Учитель
Переходим на площадку № 4. Здесь мы оказываемся на самом подвижном аттракционе «Орфографические пересадки».
Площадка № 4. «Орфографические пересадки»
Правила игры: я называю орфограмму, ученик приводит пример на эту орфограмму и пересаживается на свободное место, следующий называет другой пример и занимает освободившееся место ученика и т. д. В ходе игры я несколько раз буду менять названия орфограмм.
(все участники получают по жетону)
Учитель
А на площадке № 5 мы попадаем на аттракцион «Занимательный синтаксис».
Площадка № 5. «Занимательный синтаксис»
Что изучает синтаксис?
Задание 1
Исправьте ошибки в объяснительной Миши Иванова по поводу пропусков уроков.
… Подхожу до школы, смотрю – двери окрашены. Думаю: наверное, занятия отменили. А тут ребята с окошка кричат, что вход со двора…
(за правильный ответ выдаются жетоны)
Учитель
Переходим на следующую площадку игродрома, где нас ждёт «Грамматическая арифметика».
Площадка № 6. «Грамматическая арифметика»
Задание
Предлагаются карточки с грамматическими примерами, которые нужно решить.
+ большой деревянный сосуд = ? (бабочка)
+
БА
пресноводное животное с клешнями = ? (барак)+ приятный полезный напиток = ? (басок)
+ музыкальный звук = ? (батон)
+ хвойный лес = ? (сбор)
+
С
спрятанные ценности = ? (склад)+ сражение = ? (сбой)
+ дом отдыха = ? (сдача)
(ученикам, выполнившим правильно задание, выдаются жетоны)
Учитель
Площадка № 7 называется «Этимологическая сказка»
Площадка № 7. «Этимологическая сказка»
На что обратим внимание на этой площадке?
Задание
В качестве домашнего задания детям предложено придумать и инсценировать сказку о цветах. Учителем предложен следующий состав действующих лиц:
Незабудка – девушка, красота которой незабываема;
Мать-и-мачеха – злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки;
Подснежник – поэт, влюблённый в Незабудку;
Гладиолус – благородный чужестранец (с лат. – «меч», имеет русское название Шпажник);
Флокс – приятель Гладиолуса, отважный рыцарь (с греч. – «пламя»);
Герань – добрая волшебница в образе журавля (с греч. – «журавль»).
(в основу сюжета сказки должны быть положены толкования имён героев, всем участникам инсценировки раздаются жетоны)
Учитель
Вот и закончилось наше посещение необычного игродрома. Необычного потому, что, играя, мы изучали разные явления русского языка и доказали количеством собранных жетонов, что каждый достоин носить звание «Знаток русского языка»
(подсчитывают жетоны, сдают учителю, взамен получают разноцветные удостоверения Знатока русского языка (цвет зависит от количества жетонов)
Надеюсь, что эти удостоверения станут пропуском на другие аттракционы, изучающие наш родной язык!
3 день
В музее лингвистики
(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе)
Учитель Сегодня у нас интересное событие. Мы совершим экскурсию по музею лингвистики. Лингвистика – это наука о языке, поэтому в музее вы увидите множество интересных экспонатов, услышите занимательные рассказы о языке. «О языке – занимательно!» – это наш девиз. Экспонаты музея в живой форме познакомят вас со многими вопросами языка – его жизни, развития. Но сначала мы услышим ответ на вопрос: почему же сегодняшняя экскурсия посвящена русскому языку?
(выходят 4 ученика)
1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чуткий слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни.
2. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная.
3. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку.
4. Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.
(ученики уходят)
Учитель Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь. А поможет нам в сегодняшней экскурсии настоящий знаток русского языка, хранитель уникального музея.
(представление хранителя музея)
Учитель Мы оказываемся в первом зале, который называется «Фонетика».
(выходят ведущий, Иван Иванович, фотограф)
Ведущий Одному человеку, Ивану Ивановичу, захотелось сфотографироваться.
Иван Иванович Здравствуйте! Я хотел бы у вас сфотографироваться.
Фотограф Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее.
Иван Иванович Только, товарищ фотограф, у меня рот очень большой. Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?
Фотограф Отчего же! Всё можно. Когда буду фотографировать, вы тихонько говорите: изюм, изю-ум.
Ведущий Сел Иван Иванович и забыл, что нужно говорить. И вдруг вспомнил! Стал твердить.
Иван Иванович Кишмиш, кишмиш.
(все уходят)
Учитель Как вы думаете, понравился ли снимок Ивану Ивановичу и почему?
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило, входят ведущий, доктор и Иван Иванович)
Ведущий Однажды Иван Иванович оказался на приёме у врача ларинголога.
Иван Иванович Здравствуйте, доктор. У меня уже несколько дней горло болит.
Доктор Не волнуйтесь. Сейчас проверим, что случилось. Откройте рот, скажите «а-а-а»
(все уходят)
Учитель Скажите, пожалуйста, почему врачи, осматривая горло больного, просят произнести именно звук [а]?
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель А прежде чем перейти в следующий зал, мы должны выполнить фонетическое задание. Прослушайте вредный совет Г.Остера и найдите фонетическую ошибку.
Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Всё, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе.
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
«Заберите всё бесплатно,
Только пусть он замолчит».
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель А мы уже во втором зале. Здесь представлена орфография. В этом зале мы услышим интересную историю о влюблённом глаголе и гордой частице НЕ. История эта называется «Сила любви»
(выходит ведущий, глагол и частица)
Ведущий Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.
Глагол Я тебя люблю!
Частица А я тебя не люблю!
Ведущий Вот однажды НЕ говорит Глаголу.
Частица Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь.
Ведущий Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком.
Частица Негодую! Ненавижу!
Ведущий И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.
(все уходят)
Учитель О каком орфографическом правиле шла речь в этой сказке? Расскажите его, и мы перейдём в другой зал
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель Этот зал называется «Морфология». Здесь мы встретимся со странными безымянными экспонатами, имена которых вы должны будете назвать.
(выходят 3 девочки)
1. Начну я, самое главное из трёх, самое понятное и распространённое. Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Я даже заглядывало в словарь. Моё имя означает ВЫСКАЗАТЬ, ВЫРАЗИТЬ. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причём непременною Я реально существую, в отличие от моих родственников, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем или будущем. А теперь слово моим родственникам.
2. Да, мы родственники. Но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имён. Они означают, что я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как собачка или верный паж, всегда частица БЫ. Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени, как морфологического признака, у меня нет. Ведь у того, что не существует, и времени быть не может.
3. Ну, и мне слово, наконец, дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите… Пусть я не существую в реальности у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. И не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются. Тогда я сначала прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.
(девочки уходят)
Учитель Назовите имена этих экспонатов.
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель А чтобы перейти в следующий зал, нужно выполнить ещё одно задание. Послушайте вредный совет Г.Остера и назовите количество глаголов в форме повелительного наклонения.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты ж во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель Тем временем мы оказываемся в последнем зале, в сказочном королевстве «Синтаксис».
(входят ведущий, король Синтаксис, Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Второстепенный член)
Ведущий Однажды на приём к королю Синтаксису явилось Предложение.
1. Подлежащее МЫ
2. Сказуемое ЛЮБОВАЛИСЬ
3. Дополнение ДОМОМ
Синтаксис Дорогое Предложение, мы очень рады, что вы посетили наше королевство с дружественным визитом (увидел форму У ДОРОГИ), а вы почему стоите? Занимайте скорее место.
4. А я не знаю, куда садиться.
Синтаксис Как не знаете? Вы же отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете МЕСТО – садитесь на стул Обстоятельства.
4. Но я же отношусь к слову ДОМ и отвечаю на вопрос КАКОЙ? и поэтому являюсь ещё и Определением, ведь слово ДОМ – предмет, а не действие.
Синтаксис Вот загвоздка. Это, действительно, спорный вопрос. А садитесь-ка вы на два стула!
Ведущий Так и сидят теперь на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения. Одно значение член предложения имеет сам, а второе даёт слово, к которому он относится.
(все уходят)
Учитель Скажите, а может ли определение быть выражено именем существительным?
(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)
Учитель Вот и подошла к концу наша занимательная экскурсия по музею лингвистики. Надеюсь, что сегодня многие из вас по-новому взглянули на некоторые вопросы русского языка и заинтересовались изучением родного языка, ведь не изучая и не любя язык, человек останавливается в своём развитии.
Успехов вам, ребята, в овладении самого важного школьного предмета!
Примерные ответы для хранителя музея
Фонетика
1. Уважаемые экскурсанты, зрители, я сейчас дам лингвистическое толкование представленного здесь явления.
Иван Иванович не мог быть доволен своей фотографией, потому что забыл совет фотографа. Ведь слово ИЗЮМ сокращает ширину губ, так как [У] – звук огублённый, а произнесение слова КИШМИШ вызвало обратный эффект, так как звук [И] – неогублённый.
2. Ларингологу мы говорим «а-а-а», потому что при произнесении этого звука язык не двигается, а значит не мешает доктору осмотреть горло больного.
3. В этом вредном совете допущена фонетическая ошибка в строке «И кричите букву «А»!», потому что буквы пишут, а звуки произносят.
Орфография
1. Речь идёт о правописании частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ пишется отдельно всегда, кроме тех случаев, когда глагол без частицы НЕ не употребляется.
Морфология
1. Речь идёт о морфологических признаках глагола: изъявительном, условном и повелительном наклонениях.
2. В стихотворении 7 глаголов повелительного наклонения.
Синтаксис
1. Действительно, в русском языке определение может быть выражено именем существительным, глаголом и т.д. И если оно не согласуется с существительным в роде, числе и падеже, его называют несогласованным.
4 день
Далевский конкурс
Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, - знают имя Владимира Ивановича Даля. Сегодня в рамках проведения Недели русского языка мы проводим «Далевский конкурс», в ходе которого мы ближе познакомимся с творческим наследием великого собирателя слов.
(звучат фанфары, выходят трое ведущих)
1 ведущий
Во Бурле во славной,
Во палате белокаменной
Собирались гости званые,
Гости званые и желанные.
2 ведущий
Дорогие гости, здравствуйте!
Не всех назовём по имени,
А всем низко кланяемся!
Здравствуйте!
3 ведущий
О гости достопочтенные!
Пройдёт пусть встреча светлая
По сказкам века нашего.
1 ведущий
Скрепите ум силою своею,
Поострите сердце мужеством,
Быть празднику великому.
2 ведущий
А потому, пора уже
К беседе приступить.
3 ведущий
О великом муже Земли Русской,
О создателе Словаря толкового,
Живого великорусского языка,
О Владимире Ивановиче Дале.
1 ведущий
Так отправимся же в путешествие
По следам деяний Далевых.
Спешить не спешите, зазывал послушайте,
Чтобы путь себе верный, прямоезжий избрать.
(выходят зазывалы)
1 зазывала
Солнце яркое встаёт,
Идёт на игрище народ!
Подходи посмелей!
Играть с нами не робей!
На станции «Фольклорной» не зевайте,
Загадки, поговорки разбирайте.
2 зазывала
Не ходи никуда, а подходи вот сюда!
Гляди не моргай, рот не разевай.
Ворон не считай, быстрей повыше залезай!
Сумеешь – награду получай!
(зазывалы уходят)
1 ведущий
«Собрание пословиц – это свод народной опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа», - пишет В.И.Даль.
2 ведущий
Собирать пословицы для Даля, всё равно что ходить «по грибы».
1 ведущий
Даль по свои грибы ходил недаром, не зря десятки лет до земли кланялся: в его собрании больше 30 тыс. пословиц, а точнее – 30130.
2 ведущий
В сборнике Даля они расположены не в азбучном порядке, а по содержанию и смыслу. Его 180 тетрадей – это 180 разделов, по которым распределены пословицы.
(ведущие уходят)
Учитель
И первый наш конкурс называется «Закончи пословицу». Зачитывается начало пословицы, а ваша задача – продолжить её. Команда, которая быстрее и правильнее даст ответ, получает жетон.
Задания
Петь хорошо вместе, а … (говорить порознь);
Не спеши языком, … (торопись делом);
На чужой роток … (не накинешь платок);
За правое дело … (стой смело);
За словом в карман … (не полезешь);
Меньше говори, … (больше делай).
(выполняют задание)
Учитель
Посмотрите, к нам пожаловали коробейники.
(выходят коробейники)
1 коробейник
Мы коробейники. Ходим с коробами, торгуем мелким товаром.
2 коробейник
У нашего Якова товара всякого.
1 коробейник
И про ваш праздник мы наслышаны. И товарец у нас к этому случаю есть. Продаём мы загадки, что В.И.Даль много лет собирал.
(передают загадки учителю)
Учитель
Второй конкурс называется «Загадки». Кто быстрее и правильнее даст ответ на загадку, та команда получит жетон за каждую отгадку.
Задания
Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила);
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой);
Скручен, связан, по избе скачет. (Веник);
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок);
Белая кошка лезет в окошко. (Свет);
Чёрная корова весь мир поборола. (Ночь);
Черно, как жук, бело, как снег, провёртка в лес, тараторит, как бес. (Сорока);
Не князь по породе, а ходит в короне. (Петух).
(выходят коробейники)
1 коробейник
Подходи, бедный, подходи, богатый, подходи, тонкий, подходи, пузатый, подходи, слепой, подходи, горбатый. Всем товар раздаю почти задаром.
2 коробейник
У нас шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селёдочные кадушки, банки с помадой и дёгтем, кому надо, красные платочки, мелкие гвоздочки. Есть старые башмаки, покупайте, молодые и старики.
(передают учителю товар)
Учитель
Следующий конкурс «Вспомни пословицу или поговорку».Вы должны подумать и назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются предметы:
Нитка;
Яблоко;
Хлеб;
Лук.
(В течение определённого времени выполняют задание, отвечают, команда, записавшая наибольшее количество пословиц и поговорок получает жетон)
1 коробейник
Вот и кончился наш товар, уж не обессудьте, добры молодцы и красны девицы!
2 коробейник
Прощаемся мы с вами до следующего праздника!
(коробейники уходят)
Учитель
Следующий конкурс «Собери рассыпанные пословицы». За каждую правильно собранную пословицу команда получает жетон.
Не, горя, не, узнав, и, радости, узнаешь.
Не, беда, ходит, по, а, людям, лесу.
Умирают, да, живут, их, люди, дела, добрые.
Натаскает, немного, одна, мёду, пчела.
Никакое, до, не, худо, доведёт, добра.
Обидеть, худое, соседа, дело.
(в течение определённого времени выполняют задание, отвечают, получают жетоны)
Учитель
И последний конкурс «Растолкуй слово». За каждый быстрый и правильный ответ команда получит жетон.
Студёная;
Тужить;
Торкнулся;
Ухом не ведёт;
Куда глаза глядят.
(отвечают, получают жетоны, выходят ведущие)
1 ведущий
Где тесно, там и место. Где теснее, там и дружнее. А мы снова с вами. Сколько нового и интересного узнали вы сегодня о великом сыне Земли Русской.
2 ведущий
Об учёном, писателе и великом подвижнике В.И.Дале, главным подвигом жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского языка».
3 ведущий
Вы услышали о самом важном деле его жизни – о собирании слов. Так подведём же итоги.
(ведущие уходят, учитель считает собранные командами жетоны, поздравляет победителей)
Учитель
Как говорил В.И.Даль, на сегодня прощаемся да не на всю жизнь. Счастливого пути в стране русского языка! До новых встреч!
5 день
Дискуссия «Против сленга! За чистоту языка!»
(внеклассное мероприятие для 9 класса)
Цель: обобщить и систематизировать материал по указанной теме, обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов, формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.
Ход дискуссии:
Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Сегодня в этом зале собрались те, кто считает, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?
Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции. Какими они будут?
Чтец 1
РУССКИЙ ЯЗЫК (Ярослав Смеляков)
У бедной твоей колыбели,
Ещё еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг, слова…
Ты шел на разбитых копытах,
В кострах староверских горел,
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
Лукаво запрудивши лик,
На мельнице русской мололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Учёная важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и чёрной лучиной,
И белым лебяжьим пером
Ты выше цены и расценки –
В году сорок первом , потом
Писался в немецком застенке
На слабой извёстке огнем.
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На самую суть языка.
Ведущий: Обратите внимание на предложенную тему и скажите, о какой проблеме она позволяет задуматься? (Ответы детей)
Так, что же такое сленг? (Ответы детей)
Молодёжный сленг – это особая форма языка. С определённого возраста многие из нас окунаются в её стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка.
Сленг – это буквально “испорченный язык”, цель которого - обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Например, заимствования из арго. Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной музыкой, блатом или феней.
Щеголяют сленгом подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость, самостоятельность. Они употребляют слова общенародного языка в особом значении
«Хеллоу, пипл! Я Раиса Ивановна, и в эфире программа “Шоу-Тайм” – шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в “Шоу-Тайм” мы перетрем о том. Эта байда и куча другого фуфла в нашей программе “Шоу-Тайм”...» – такими словами начинается каждый выпуск программы «Шоу-Тайм» на радиостанции «Ultra». Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает? (Ответы детей)
Как нужно реагировать на использование сленга в средствах массовой информации? Прочитайте цитаты и сделайте выводы (работа в группах):
9 класс «Если ты, крендель, не втыкаешься в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то ещё одна тюлька – эти ребята интервью не дают никому» (из журнала «Хулиган»);
«Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания «зелёного» и уверены, что населению всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты «Московский комсомолец»).
10 класс «Путин рассказал, как мы пытались выиграть тендер на производство вертолётов, но всё равно «пролетели» (из газеты «Комсомольская правда»);
«Можно ли вызвать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП – подстава?» (из газеты «Комсомольская правда»).
11 класс «Реклама оказалась настолько удачной, что вместе с «Кока-колой» раскрутили и Санта-Клауса» (программа «Сегодня» телеканал НТВ);
«Кто не в PRADA, тот лох» (Реклама в витрине ЦУМа)
(ответы детей)
Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? (ответы детей)
А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? (ответы детей)
Ведущий: Рассказывают, что в годы ВОВ к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!”
Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей)
А могут ли произведения, написанные на сленге стать великими? Почему? (ответы детей)
Прочитайте переводы на сленг некоторых произведений и скажите, хотели бы вы читать такие произведения и учиться по таким учебникам? (работа в группах):
1 ученик Ну вот, приехал он в деревню и увидел там девушку (не помню, как её звали). Решил он её соблазнить. А у девушки парень был Ленский, как сейчас помню. Ну, она поначалу, как порядочная девушка, поломалась, а потом влюбилась в него, как дурра. Ленский тут ему дуэль забивает. На дуэли Онегин Ленского пострелял и завалил, тут девка к Онегину. А он ей ручкой делает и уезжает на север бананы рубить. Ну вот, сразу и видно, что он эгоист: сначала влюбил в себя девку, прицепом ещё и парня её завалил. Ну, какой нормальный пацан так сделает.
2 ученик Хаммурапи стал гнуть пальцы. Рам-Син прикинулся шлангом, но получил по рогам и припух. Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он был просто лохом и быстро заглох. Правда, он еще пытался рыпаться, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба.
Короче, при Хаммурапи вавилоняне устраивали разборки, и все в Междуречье линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Но когда Хаммурапи откинул копыта, началась полная лажа. Наследник Хаммурапи Самсуилуна еще пытался качать права, но всем это было уже параллельно. Положение в Междуречье стало стремным: аристократов косила шиза, а пипл качал права. Крутой наезд хеттов в 1660 году кончился полным обломом вавилонян.
3 ученик И сказал вскоре Иисус братушкам: вступаем в Иерусалим! А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали под ноги. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших... Но те, кто был поумней, поняли, что это не тема… Приступили к нему лохи иерусалимские и решили его напрячь, спрашивая: платить ли бабки кесарю или послать?
(ответы детей)
Считаете ли Вы, что язык меняется не в лучшую сторону?
Важен ли для Вас русский язык?
Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?
Размышляя над вопросами, ребята пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Они считают, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее. Они обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята гордятся тем, что могут “круто” разговаривать. Живя в стране, стыдно не знать язык. Учащиеся нашей школы приходят к выводу, что необходима пропаганда языка: следует проводить устные журнала, вечера вопросов и ответов, лингвистические журналы. Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.
СЛОВО (Н.Гумилёв)
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
6 день
Конкурс « Знатоки русского языка»
Форма проведения мероприятия: игра- путешествие по станциям Аудитория: учащиеся 6-9-х классов. Задачи внеклассного мероприятия: - расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся; - развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку; - воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять. Подготовительная работа и оборудование: - формирование команд из учащихся 6-9-х классов; - подготовка судей для различных станций - подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами; - подготовка вступительного слова для открытия игры; - почетные грамоты и призы для победителей.
|
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п. в маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно. Помимо этого команда получает лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде. Состав команд –5- 10 человек, количество команд – 5. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 3 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.
СТАНЦИИ
«ГРАМОТЕЙ» – выполняются задания, связанные с орфографическими и пунктуационными умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
«АЗ, БУКИ, ВЕДИ» - перед участниками карточки с буквами русского алфавита (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку или строку из известного стихотворения, которая начинается на эту букву.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» - на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.
«ОРФОЭПИЧЕСКАЯ» - прочитать слова с верным ударением.
«В МИРЕ СЛОВ» - выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
ХОД ИГРЫ:
ОТКРЫТИЕ ИГРЫ
Звучат фанфары
1-й чтец: Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
2-й чтец: По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
4-й чтец:
У торговцев, у послов (да в любой газете) Появилось много слов, Непонятных, умных слов, Вот таких, как эти: Брифинг, картридж, фитнес, Модем, файтер, клиринг, Селинг, лизинг, дилер, Пейджер, рэкет, киллер… Нет от них покоя мне Наяву, да и во сне, И никак я не пойму, Что к чему и почему.
|
1-й чтец:
О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой!
|
2-й чтец:
Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной – Его для внуков сохраните! |
3-й чтец: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
1-й чтец: Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
2-й чтец: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…
Ведущий: Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных станциях вы выполните задания по русскому языку и не только.… И в конце игры, встретившись вновь в этом зале, мы определим, кто из наших старшеклассников – знаток русской речи.
Ведущий объясняет правила следования по маршруту. Проводится жеребьёвка, раздаются маршрутные листы, и путешествие начинается.
СТАНЦИЯ «ГРАМОТЕЙ»
1 задание: найти ошибки и исправить их. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор. | Коммерсант, количество, коллега, коллоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, коллизия, колонтитул, командор, комедия, комментарий, коммерческий, коммивояжер, коммутатор. |
2 задание: восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины. Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) |
| Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) |
|
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
СТАНЦИЯ «АЗ, БУКИ, ВЕДИ»
Перед участниками карточки с буквами русского алфавита (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку, скороговорку, загадку, которая начинается на эту букву.
( подсказки для судей)
А | А ну-ка, друзья, кто угадает: На десятерых братьев двух шуб хватает.(Перчатки) |
Б | Бомбардир бомбардировал Бранденбург. |
В | Водовоз вёз воду из-под водопровода. |
Г | Гуляю в поле, гуляю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу, Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. (Ветер) |
Д | Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. |
Е | Ели – потели, работали – замёрзли. |
Ж | Жутко жуку жить на суку. |
З | Зелёный луг, Сто скамеек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих Рыбацкие сети.(Футбольное поле) |
И | Избушка новая, для всех столовая, Зовёт обедать, крошек отведать.(Кормушка) |
К | Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. |
Л | Лес рубят – щепки летят. |
М | Медный ковш упал на дно: и обидно, и досадно, ну да ладно – всё одно! |
Н | Не велика птица синица, да умница. |
О | От топота копыт пыль по полю летит. |
П | Протокол про протокол протоколом запротоколировали. |
Р | Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза раскрывает. |
С | Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. |
Т | Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. |
У | У семи нянек дитя без глаза. |
Ф | Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. |
Х | Хороши в дорожку пирожки с горошком. |
Ц | Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. |
Ч | Чужим добром не разбогатеешь. |
Ш | Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли два гроша. |
Я | Язык до Киева доведёт. |
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. Оценивается правильность и количество выполненных заданий
СТАНЦИЯ « ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»
на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.
( подсказки для судей)
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
( К.Г.Паустовский)
Перед вами громада – русский язык.
(Н.В.Гоголь)
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
(А.П.Сумароков)
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…
(Н.М.Карамзин)
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных мыслей.
(В.Г.Белинский)
Без языка и колокол нем.
(пословица)
Живое слово дороже мёртвой буквы.
(пословица)
На великое дело – великое слово.
(пословица)
Язык мал, а великим делом ворочает.
(пословица)
…Как вы поймёте без любви
Всю прелесть русской речи?
(И.Сельвинский)
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»
1 задание: прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. Судьи оценивают правильность ответов.
Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.
|
| ДиспансЕр, апострОф, добелА, мизантрОп, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фронтЫ, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты.
|
2 задание: фраза «Теперьяподнимитетоже» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
Теперь я, под ними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Судьи оценивают правильность ответов. 17-20 правильных ответов – красный лепесток, 13-16 – жёлтый, 9-12 – синий, 1-8 – зелёный.
СТАНЦИЯ « В МИРЕ СЛОВ»
выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?
( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)
2 задание: объясните значения устаревших слов.
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо | горе |
3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Волнователь | Агитатор |
Глазоём | Горизонт |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | маршрут |
4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение. (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Тинейджер | Английск. «человек в возрасте от 10 до 19 лет» |
Тайфун | Китайск. «большой ветер» |
Фол | Английск. «нечестный, подлый» |
Карате | Японск. «голыми руками» |
Шабаш | Еврейск. «суббота» |
5 задание: исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Деньги выпускаются в трубу | Вылетают в трубу |
Душа кровью обливается | Сердце кровью обливается |
Похоронить на корню | Загубить на корню |
Власть предержащие | Власть предержащая |
Скрепя зубы | Стиснув зубы, скрепя сердце |
Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь | Не ударить лицом в грязь |
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
ЗАКРЫТИЕ ИГРЫ
Подводятся итоги игры: на большом стенде размещаются плакаты о русском языке, созданные командами во время игры, здесь же команды создают цветок из полученных лепестков, определяется команда знатоков русского языка – та команда, в цветке которой больше всех красных и жёлтых лепестков. Победителям вручаются грамоты и призы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.-М.,1982.
2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.
4. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.
5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.
СЛОВАРИ:
6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. - М. : Рус. яз., 1987.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус.яз.,1985.
8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.:Азбуковник,1998.
9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.-М.:Рус.яз.,1986.
10. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М.Шанский, Т.А.Боброва.-М.:Дрофа,2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1
Станция | «Грамотей» | «Аз, буки, веди» | «Художественная» | «Орфоэпическая» | «В мире слов» |
Время |
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2
Станция |
«Аз, буки, веди»
|
«Художественная» |
«Орфоэпическая» |
«В мире слов» | «Грамотей» |
Время |
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3
Станция |
«Художественная» |
«Орфоэпическая» |
«В мире слов» | «Грамотей» |
«Аз, буки, веди»
|
Время |
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 4
Станция |
«Орфоэпическая» |
«В мире слов» | «Грамотей» |
«Аз, буки, веди»
|
«Художественная» |
Время |
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 5
Станция |
«В мире слов» | «Грамотей» |
«Аз, буки, веди»
|
«Художественная» |
«Орфоэпическая» |
Время |
|
|
|
|
|
оценка |
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 задание
Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.
2 задание
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.
Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке.
(по К.Г.Паустовскому)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 задание
Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.
|
|
2 задание
«Теперьяподнимитетоже»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
3 задание
Волнователь |
Глазоём |
Ловкосилие |
Подобень |
Сине-алый |
Дальнеразговорня |
Путевик |
4 задание
Тинейджер |
Тайфун |
Фол |
Карате |
Шабаш |
ИГРА-КОНКУРС "ЗНАТОКИ СКАЗОК"
(игра-конкурс для учащихся начальных классов)
Оформление: а) портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);
б) иллюстрации и поделки к сказкам;
в) выставка книг.
Эпиграф.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик).
Задание 1. Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
(Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. " Сказка о золотом петушке".)
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе.
(П.. П. Ершов. "Конек-горбунок".)
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
(А. Я. Гайдар. "Горячий камень".)
Награждаются победители медалью "Лучшему знатоку зачина сказок".
Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
(Василиса Премудрая — Русская народная сказка. "Царевна-лягушка".)
Княгиня-диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёнка.
(Царь-девица - П. П. Ершов. "Конек-горбунок".)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
(Зверь лесной, чудо морское - С. Т.Аксаков. "Аленький цветочек".)
Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: "Здравствуйте, меня зовут..."
(Пьеро — А. Н. Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...
(Незнайка - Н. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей".)
Вручается медаль "Лучшему знатоку героев сказок".
Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.
(Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".
)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама - доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. "Айболит".)
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. — С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев".)
В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.
(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. –
Э. Н. Успенский. "Крокодил Гена и его друзья".)
Вручается медаль "Лучшему почтальону".
Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поёт: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. - Русская народная сказка "Колобок".)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. - Русская народная сказка "Волк и коза".)
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо -
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстой "Золотой ключик, .или Приключения Буратино".)
Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. — С. В. Михалков "Три поросенка".)
Кто и в какой сказке "при честном при всем народе" поет песню
"Во саду ли, в огороде"?
{Белка. -А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".)
Вручается медаль "Участнику сказочного концерта".
Ведущий. Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие.
(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка "Царевна-Лягушка".)
Наварила манной каши и размазала по тарелке:
- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!
(Лиса - журавлю, -г Русская народная сказка "Лиса и журавль".)
- Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!
(Пгчка - девочке. - Русская народная сказка "Гуси-лебеди".)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей — царевну. - А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас "по усам текло, а в рот не попало", но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. —А. С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. -А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут...
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов. "Конёк-горбунок".)
Ведущий. Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они?
(Дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов.)
Если останется время, - лучшие сказочники класса читают свои сказки.
Подводится итог, награждаются победители.
Игра окончена.
Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.