Пояснительная записка
1.Промежуточная аттестация по химии в 8 А, Б классах проводится в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ Николаевская СШ
Устав МОУ Николаевская СШ
Учебный план на 2018/2019 учебный год
Календарный учебный график на 2018/2019 учебный год;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утвержденное приказом от 29.12.2014. № 7
2.Содержание и структура работы для промежуточной аттестации по химии разработаны на основе следующих документов:
Учебник О.С. Габриелян Химия 8 класс 2014г (профильный уровень)
Рабочая тетрадь по химии 8 класс под редакцией О.С.Габриелян 2018г.
3.Цель промежуточной аттестации
- контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученному курсу 8 класса «Основы химии»
Форма промежуточной аттестации, время выполнения.
Годовой экзамен составлен в формате тестовой работы по изученному разделу «Основы химии» в 2вариантах.
Общая продолжительность выполнения экзаменационной работы составляет 45 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части 1 – 1-2 минуты;
2) для каждого задания части 2 – до 5 минут.
Работа выполняется на бланках .
Дополнительные материалы и оборудование
−Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
−таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
−электрохимический ряд напряжений металлов.
Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать
непрограммируемый калькулятор.
5.Структура и содержание работы
Экзамен по химии состоит из 15 заданий двух уровней сложности:
1–10 – задания базового уровня сложности, правильное выполнение которых оценивается в один первичный балл, для выполнения задания нужно выбрать один правильный ответ из четырех предложенных;
11 - 15– задания повышенного уровня сложности с выбором ответа, оцениваются в 3 и 2 балла, суммарно могут принести 13 первичных баллов;
Максимальное количество баллов за работу: 23
Задания базового уровня сложности, с кратким ответом, проверяют усвоение элементов содержания раздела школьного курса химии: «Основы химии», «Методы познания в химии. Химия и жизнь».
Задания данной группы имеют сходство по формальному признаку – по форме краткого ответа, который записывается в виде одной или двух цифр или в виде числа с заданной степенью сложности. Между тем наряду с формальным сходством задания имеют между собой различия по формулировкам условия, чем определяется различие в поиске верного ответа, который будет являться результатом выполнения конкретного задания. Так, в одном случае при поиске ответа необходимо применить знания для подтверждения только одного ответа из четырех вариантов или двух ответов из пяти вариантов, предложенных в условии. Причем важно заметить, что предлагаемые варианты ответов являются в равной мере привлекательными для выбора, то есть близки по содержанию и правдоподобны. Поэтому выполнение любых из таких заданий предполагает применение знаний в системе. Например, нужно будет связать воедино знания о принадлежности вещества к определенному классу сознаниями о строении, общих и специфических свойствах этого вещества.
Благодаря такой особенности своего построения задания базового уровня сложности служат целям проверки сформированности ряда общеучебных (метапредметных) умений, в первую очередь умения «самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной и учебно-практической задачи».
Задания повышенного уровня сложности, с кратким ответом, который устанавливается в ходе выполнения задания и записывается согласно указаниям в виде определенной последовательности четырех цифр, ориентированы на проверку усвоения обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии не только базового, но и углубленного уровня.
Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:
– объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением, характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений, взаимосвязь органических веществ
– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям
6.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Часть 1 включает 12 заданий базового уровня (1-12). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания - 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 заданий, на которые надо дать краткий ответ. За выполнение каждого задания – 2-3 балла. За 11-13 задания – по 3 балла, за 14-15 задания – по 2 балла.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимально можно набрать 23 балла.
Перевод баллов в отметку:
Оценка «5» - 18-23 баллов
Оценка «4» - 14-17 баллов
Оценка «3» - 9-13 баллов
Оценка «2» - менее 9 баллов
7. Обобщенный план варианта тестовой работы
Условные обозначения.
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень,
В – высокий уровень
Порядковый номер задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору | Коды требований | Уровень слож ности задания | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выпол нения задания (мин.) |
Часть 1 |
1 | Гомологический ряд. Гомологи. Виды изомерии. Номенклатура. | 1.1.1 | 1.2.1 2.3.1 | Б | 1 | 2 |
2 | Классификация органических соединений. Умение устанавливать соответствие между классами органических соединений | 1.2.1 1.2.2 | 1.2.3 2.4.1 | Б | 1 | 2 |
3 | Строение, химические свойства, получение алканов | 1.3.1 | 2.2.2 2.4.2 | Б | 1 | 2 |
4 | Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов | 1.3.2 | 1.1.1 2.2.1 | Б | 1 | 2 |
5 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения | 1.3.3 | 2.2.2 2.4.3 | Б | 1 | 2 |
6 | Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). | 2.1 3.3 | 1.3.1 2.2.6 | Б | 1 | 2 |
7 | Строение, химические свойства, получение непредельных углеводородов. | 2.2 2.3 | 2.3.2 | Б | 1 | 2 |
8 | Генетическая связь непредельных углеводородов с другими классами органических соединений | 2.4 | 2.3.3 | Б | 1 | 2 |
9 | Строение, химические свойства, получение ароматических углеводородов | 2.5 2.6 | 2.3.3 | Б | 1 | 2 |
10 | Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти | 2.7 | 2.3.3 | Б | 1 | 2 |
11 | Взаимосвязь органических веществ | 2.8 | 2.3.3 2.4.3 | Б | 1 | 2 |
12 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 1.4.1 | 2.2.8 | Б | 1 | 2 |
13 | Строение, химические свойства, получение спиртов фенолов | 1.4.3 | 2.4.5 | П | 1 | 2 |
14 | Строение, химические свойства, получение альдегидов. | 1.4.4 | 2.4.5 | П | 1 | 2 |
15 | Строение, химические свойства, получение кетонов | 1.4.2 | 2.4.5 | П | 1 | 2 |
16 | Строение, химические свойства, получение карбоновых кислот | 1.4.3 | 2.4.8 | П | 1 | 2 |
17 | Строение, химические свойства, получение аминов | 1.4.1 | 2.4.7 | П | 1 | 2 |
18 | Строение, химические свойства, получение моносахаридов | 1.4.2 | 2.4.3 | П | 1 | 2 |
19 | Строение, химические свойства, получение дисахаридов | 1.4.5 | 1.1.1 | П | 1 | 2 |
20 | Строение, химические свойства, получение полисахаридов | 1.4.4 | 1.2.3 | П | 1 | 2 |
21 | Полимеры | 1.4.6 | 1.2.3 | П | 1 | 2 |
22 | Генетическая связь альдегидов, кетонов и карбоновых кислот с другими классами органических соединений | 1.4.5 | 1.1.1 1.2.1 2.4.4 | П | 1 | 2 |
23 | Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений Часть 2 | 4.1.1 4.1.2 4.1.4 4.1.5 | 1.3.2 2.2.4 2.5.1 | П | 1 | 2 |
24 | Генетическая связь органических соединений | 4.3.1 | 2.5.2 | В | 4 | 5-7 |
25 | Установление молекулярной и структурной формулы вещества | 4.3.2 4.3.4 | 2.5.2 | В | 5 | 5 |
8.Текст работы (2 варианта)
Вариант 1
Часть 1
1. Символ химического элемента кальция
1. K
2. Ca
3. Сs
4. Сd
2. Физическим природным явлением является
1. образование глюкозы в зеленом растении
2. лесной пожар
3. высыхание дождевых луж
4. процесс квашения капусты
3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают вещество.
1. медь, стол, соль
2. стекло, дерево, железо
3. парта, дерево, стекло
4. стекло, окно, гвоздь
4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только сложные вещества.
1. кислород, ртуть, оксид азота
2. оксид натрия, вода, серная кислота
3. барий, оксид бария, гидроксид бария
4. кислород, водород, барий
5. Число, показывающее число атомов в молекуле называется…
1. индекс
2. коэффициент
3. валентность
4. электроотрицательность
6. Как определяется число электронов атома химического элемента?
1. по порядковому номеру
2. по номеру периода
3. по номеру группы
4. по разнице между атомной массой и порядковым номером.
7. Какое из веществ имеет ковалентный неполярный вид связи?
1. O2
2. H2O
3. CaCl2
4. Ba
8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.
1. H, Na, K
2. O, Mg, Zn
3. Na, Mg, Ca
4. Al, P, Cl
9. Выберите ряд, где указаны только основания
1. H2SO4 N2O5 Cu(NO3)2 Na2O
2. Ca(OH)2 Zn(OH)2 NaOH
3. Li2O H2O Na2O N2O5
4. CaO NaOH Na2O N2O5
10. Определите сумму коэффициентов в уравнении химической реакции:
CH4 + O2 → CO2 + H2O
1. 2
2. 4
3. 6
4. 0
11. Процесс диссоциации соляной кислоты можно выразить уравнением
1. HCl ↔ H+ + Cl -
2. HCl ↔ H2+ + Cl -
3. HCl ↔ H+ + Cl -7
4. HCl ↔ H+ + Cl +7
12. Определите к какому типу химических реакций относится данное уравнение реакции: Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
A) реакции обмена;
B) реакции замещения;
C) реакции соединения;
D) реакции разложения.
Часть 2
13. Чему равна молярная масса K2SО4 :
A) 174 г/моль
B) 126 г/моль
C) 174 г
D) 185 моль
14. Чему равна массовая доля калия в K2SO4 :
A) 44,8%
B) 20,2%
C) 42,5%.
D) 50,6%.
15. По уравнению реакции CaО + H2O=Ca(OH)2 определите массу гидроксида кальция, образовавшегося при взаимодействии 112г оксида кальция с водой.
Вариант 2
Часть 1
1. Символ химического элемента кальция
1. K
2. Ca
3. Сs
4. Сd
2. Определите, что относится к химическим явлениям:
1. кипячение воды
2. растворение соли в воде
3. горение природного газа
4. высыхание асфальта после дождя.
3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают вещество.
1. медь, стол, соль
2. стекло, дерево, железо
3. парта, дерево, стекло
4. стекло, окно, гвоздь
4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только сложные вещества.
1. кислород, ртуть, оксид азота
2. оксид натрия, вода, серная кислота
3. барий, оксид бария, гидроксид бария
4. кислород, водород, барий, угарный газ.
5. Число, показывающее число атомов в молекуле называется…
1. индекс
2. коэффициент
3. валентность
4. электроотрицательность
6. Как определяется число электронов атома химического элемента?
1. по порядковому номеру
2. по номеру периода
3. по номеру группы
4. по разнице между атомной массой и порядковым номером.
7. Какое из веществ имеет ковалентный неполярный вид связи?
1. O2
2. H2O
3. CaCl2
4. Ba
8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.
1. H, Na, K
2. O, Mg, Zn
3. Na, Mg, Ca
4. Al, P, Cl
9. Выберите ряд, где указаны только основания
1. H2SO4 N2O5 Cu(NO3)2 Na2O
2. Mg(OH)2 Cu(OH)2 NaOH
3. CaO H2O Na2O P2O5
4. HCl NaOH Na2O Na2SO4
10. Определите сумму коэффициентов в уравнении химической реакции:
CH4 + O2 → CO2 + H2O
1. 2
2. 4
3. 6
4. 0
11. Процесс диссоциации сульфата калия можно выразить уравнением 4
1. K2SO4 ↔ K+ + SO42 -
2. K2SO4 ↔ 2K+ + SO4 -
3. K2SO4↔ 2K + + SO42 -
4. K2SO4 ↔ K+ + 4SO2 -
12. Определите к какому типу химических реакций относится данное уравнение реакции: 2Na + 2HCl → 2NaCl + H2
A) реакции обмена;
B) реакции замещения;
C) реакции соединения;
D) реакции разложения.
Часть 2
13. Чему равна молярная масса H2SiO3 :
A) 174 г/моль
B) 78, 0996 г
C) 78,0996 г/моль
D) 185 г/моль
14. Чему равна массовая доля калия в K2SO4 :
A) 44,8%
B) 20,2%
C) 42,5%.
D) 50,6%.
15. По уравнению реакции Fe(OH)2 = FeO + H2O определите массу оксида железа (II), образовавшегося при разложении 45 г исходного вещества.
9. Решение и ответы
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант №1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Вариант№2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Номер задания | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Вариант №1 | 1 | В | А | А | 148 |
Вариант №2 | 3 | В | С | А | 36 |
Max балл | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
1 вариант 15.
Дано:
112г Хг
m (CаО) = 112г CаO + H2O=Са(ОН)2
m (Cа(ОН)2 ) = Хг 1моль 1моль
56г/моль 74г/моль
56г 74г
Х = 148г
Ответ: образуется 148г гидроксида кальция
2 вариант 15.
Дано:
45гХг
m (Fe(OH)2) = 45 г Fe(OH)2 = FeO + H2O
m (FeO) = Хг 1моль 1моль
90г/моль 72г/моль
90г 72г
Х = 36г
Ответ: образуется 36г оксида железа
Темы, проверяемые данной работой приведены в таблице.
Вопрос | Проверяемый элемент |
1 | Химические элементы, знаки |
2 | Химические явления |
3 | Основные понятия химии |
4 | Простые и сложные вещества |
5 | Составление химических формул |
6 | Строение атома |
7 | Типы химической связи |
8 | Валентность и степень окисления |
9 | Основные классы веществ |
10 | Составление химических уравнений |
11 | Электролитическая диссоциация |
12 | Типы химических реакции |
13 | Определение молярной массы вещества |
14 | Определение массовой доли элемента в веществе |
15 | Вычисление массы вещества по известной массе продукта реакции |