Математика для всех и для каждого
О чём говорит всем известная фраза «Математика - королева и служанка наук»? (Слайд 1)
Как эти два совершенно противоположных статуса могут относиться к одному и тому же объекту?
Королева, потому что, по словам М.В. Ломоносова, «Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным».
Служанка наук, потому, что Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремёсла и уменьшить труд людей. (Р. Декарт)
Значит математика служит всем независимо от статуса, математических способностей, профессиональных склонностей. Каждый в своей жизни, так или иначе, использует свои познания в математике.
Математика для всех – это миф или реальность? (Слайд 2)
Для всех - это значит, что в будущем каждый человек, независимо от того связана ли его профессиональная деятельность непосредственно с математикой, мог однозначно сказать: «Математика мне помогла в дальнейшей жизни, в профессиональном становлении, она научила меня думать, анализировать, творить». А этими качествами каждый человек должен и может обладать, будучи специалистом в любой области.
Может ли математикой овладеть каждый?
Может ли каждый ученик освоить математические знания и что для этого необходимо предпринять?
Посмеем утверждать, что каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей можно обучить предмету, знание математики поможет стать ему более успешным в жизни.
Успешность важна для каждого ученика. Одним из важных способов создания успешности является мониторинг обученности, который, по нашему мнению, проводить необходимо на разных этапах обучения.
Важной составляющей мониторинга является тематический контроль. В нашей школе он проходит в виде дифференцированных зачетов. Обучающимся предлагаются задания трех уровней. (Слайд 3)
Перед учащимися ставятся различные цели: одни должны достичь базового уровня, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. Возможен переход из одной группы в другую.
В 5-8 классах мы практикуем дифференцированную зачетную систему после каждой пройденной главы. Для каждого класса разработаны системы задач для поведения дифференцированного зачета. (Слайды 4,5, 6)
С целью диагностирования результатов тематических контрольных работ используем такую форму, в которой хорошо прослеживаются уровни обучения: базовый, оптимальный, повышенный. (Слайд 7)
При проведении дифференцированного зачёта по теме каждый ученик имеет индивидуальный зачетный листок, где отмечаются темы, которые зачтены, работа над невыполненными заданиями продолжается в течение некоторого отведённого времени. (слайд 9)
Такая система позволяет выделить разделы программного материала, которые вызвали у ученика трудности. Учителю, родителю, самому ученику видно над чем еще необходимо поработать.
Мониторинг по отслеживанию уровня обученности по основным линиям арифметики, алгебры, геометрии, таким как натуральные числа, дроби, рациональные числа, алгебраические преобразования и др. проводится 2 раза в год, в конце полугодий и в течении продолжения данной математической линии. (Слайд 10,11)
При подготовке к выпускным экзаменам систематически проводятся диагностические контрольные работы. (Слайд 12)
В индивидуальных листах сопровождения виден результат по каждому заданию КИМ в сравнении с предыдущим. (Слайд 13).
На основании чего продолжается систематическая индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. (Слайд 14)
Результаты данного мониторинга помогают наблюдать развитие (по времени и характеру), мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Стало традиционным проводить так называемую зимнюю сессию, во время которой производится промежуточный мониторинг знаний, умений по отдельным разделам первого полугодия и своевременное отслеживание пробелов в знаниях учащихся.
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль).
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения.
Заинтересовать предметом на уроке и во внеурочной деятельности помогают различные формы и методы.
Вместе с традиционными формами организации учебного процесса рассматриваются такие как:
* урок-практикум,
* урок-экскурсия,
* урок-дискуссия;
* урок-консультация;
* интегрированный урок,
* урок-соревнование;
* урок с дидактической игрой
* урок — деловая игра; и другие.
В ходе урока учителя нашей школы включают в такие игровые моменты как составление или заполнение кроссворда, Математическое лото. (Слайды16-17)
Групповая работа на уроке, использование пар сменного состава, позволяет уч-ся почувствовать себя не только в роли ученика, но и в роли консультанта, учителя, что так же развивает чувство ответственности, удовлетворённости, уверенности в себе, а значит и повышает комфортность уч-ся на уроке и его мотивацию к предмету.
Уже в начальных классах и далее при изучении различных тем эффективно используются всем известные изображение различных фигур на плоскости, что вызывает интерес и создаёт интригу у уч-ся. (Слайды 18-19)
Заинтересовать ребят и развитвать их творческие способности помогает и выполнение практических работ по созданию различных образов, которые только могут позволить себе представить уч-ся. (Слайд 20)
Развитие интереса к предмету так же происходит при традиционном, ежегодном проведении предметной недели. Во время которой во вне урочное время так же многие мероприятия проводятся в форме игры. Вот некоторые из них, которые проводились в нашем Лицее. (Слайд 21) Такие мероприятия особенно помогают почувствовать себя значимым и успешным.
В создании положительной мотивации являются хорошо нам всем знакомые межпредметные связи. Во время проведения ярмарки методического мастерства не только учителя, но и уч-ся показывают свои проектные исследования на различные темы, где тесно перекликаются такие предметы, как математика и физика, биология, литература и искусство, живопись и др. (слайды 25-30)
В рамках проведения ежегодного долгосрочного проекта «Люди, события факты» одно из направлений было посвящено году световых технологий, где уч-ся разрабатывали проекты о Внедрении лазерных систем в индустрию развлечений (Слайд 31)
Ребята и учителя нашей школы принимают активное участие в Вишняковских чтениях. Здесь конечно большую роль играет привлечение Информационных компьютерных технологий. (Слайд 32)
Вузовская наука : «Условия эффективности социально- экономического и культурного развития региона»». Использование ресурсов образовательных порталов при создании единой образовательной среды школы»)
Участие детей в очных, заочных и он-лайн олимпиадах «Кенгуру», Меташкола», «Фоксфорд» и др. так же прививают интерес к предмету и служат развитию умственного и творческого потенциала учащихся. (Слайд 33)
Во внеурочной деятельности так же большую роль в создании положительной мотивации и заинтересованности уч-ся предметом играют кружки и дополнительные курсы. Такие как « Математика в играх и задачах 1-4 классы, «Занимательная математика» 5 класы, курс «Наглядная геометрия» 6 классы, «Решение логических задач» 5-6 классы, «Решение нестандартных задач по математике»- 7-8 классы.
В заключение хочется сказать - для жизни в современном информационном обществе важным является формирование математического стиля мышления, которое проявляется в умении обобщать и конкретизировать, анализировать , классифицировать и систематизировать, проводить аналогии. Для того чтобы уверенно чувствовать себя в современном мире, человек должен уметь проанализировать возникающую проблему, учесть все и сделать правильный выбор. Занятия математикой служит средством развития мышления, путь к осознанию окружающей действительности, тропинка к пониманию мира.