СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку по теме мышцы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №  26_______               класс 8                     Дата проведения:               Проверил:    

Тема: Мышцы, типы мышц, их строение и значение.

Цель: Изучить активную часть ОДС

Задачи:  Образовательная: продолжить формирование знаний об опорно-двигательной системе, повторить функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.   Познакомить с основными группами мышц человеческого тела.

Развивающая: продолжить развитие умения работать с учебником, решать проблемные вопросы в ходе самостоятельной работы.

Воспитывающая: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, ценить  здоровье.

Оборудование: презентация, видео, электронный учебник, динамические пособия

Ход:

 

Этап

Деятельность учителя

учащихся

орг момент

Что мы можем сделать за минуту? -Поморгать....-Потянуться, и при этом улыбнуться! -Налево повернуться; -Направо повернуться; -Не забудьте улыбнуться! -Покачаться, повертеться, -Три секунды помолчать.... -Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать!

 

актуализация знаний

1.Тест

2.Определить травму и оказать первую помощь

- Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль ( растяжение)

- Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны (вывих)

- Резкая боль; Изменение положения формы,    длины конечности;

- кровотечение, разрыв мышц, кость оголена

- дыхание затруднено, сопровождается болью, в области грудной клетки - кровоподтеки

индивид

групповая

мотивация

·         В древности говорили: «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм? Что вы уже знаете по этой теме?

·         Что бы вы хотели узнать?    (составление плана на доске)

·         А зачем нужно изучать этот материал?

 

определяют тему

новая тема

Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Название мышца  произошло от слова  мускулюс  – мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, мышцы под кожей перемещаются, как мыши.  

  1. Повторить строение мышечной ткани и её разновидности с использованием ИКТ
  2. 1группа – гладкие
  3. 2группа- поперечно-полосатые
  4. 3 группа-значение мышц
  5. 5 мин работа с учебником, выступление
  6. Основные группы скелетных мышц.

1 группа учащихся изучает мышцы головы

 2 группа – мышцы туловища

 3-я группа – мышцы конечностей

  По окончании работы учащиеся каждой группы докладывают результаты, 

3.   Заполнить таблицу Основные группы мышц и их функции

название мышц

функция

 

Дополниельно:

Мышцы туловища не всегда располагаются там, где прилагается их сила. Так, большая грудная мышца и широчайшая мышца спины могут действовать и как синергисты (при опускании руки вниз), и как антагонисты (грудная мышца поворачивает ключицу и плечо вперед, широчайшая мышца – назад). О различии мышц по выполняемой работе мы поговорим на следующем уроке. В связи с прямохождением, у человека, наиболее сильны мышцы, обеспечивающие эту способность: трапециевидная мышца, поддерживающая голову; глубокие мышцы спины, разгибающие позвоночник; ягодичная и четырехглавая мышцы, обеспечивающие движения бедра; икроножные.

Мышцы, участвующие в дыхании: наружные и внутренние межреберные, диафрагма и мышцы живота.

Мышцы конечностей: бицепс и трицепс плеча, сгибатели и разгибатели пальцев, четырехглавая и двуглавая бедра, икроножная.

4.Регуляция деятельности мышц .

Согласованное чередование сокращения и расслабления разных групп мышц обеспечивается нервной системой и носит рефлекторный характер.

Вспомнить, что такое рефлекс, рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев:

воспринимающие раздражение рецепторы

центростремительный (чувствительный) нейрон

вставочный нейрон, или нервный центр, где происходят анализ и переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные

центробежный нейрон (двигательный)

исполнительный орган, отвечающий на раздражение.

 

 

 

 

 

 

 

беседа

 

 

 

работа в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

Задания.

1.    Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

2.    Вытяните  губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

3.    Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?

4.    Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?  

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

5.    Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

 

групповая

Рефлексия, итог

На ИД – изображение светофора (3 рисунка с разными цветами): расставьте «5», «4», «3» в соответствии со своим настроением, интересом к проведенному уроку

 

дом зад

параграф, выучить типы мышц

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!