Сахарова Наталия Сергеевна
Учитель биологии и химии
высшей категории
МКОУ Воздвиженская СОШ Воскресенского района Нижегородской области
Стаж работы 46 лет
Личный девиз: «Обучать надо не всех, а каждого»
Тема
«Личностно-ориентированная технология на уроках биологии и во внеурочной и внеклассной работе»
Личностно-ориентированное обучение – обучение, которое строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса» .
Актуальность
Современное общество требует нас находить все новые подходы к обучению и воспитанию детей.
Личностно-ориентированная технология имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений учителя и ученика.
Дидактические цели
- познавательные умения и навыки у учащихся в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать и интегрировать знания из различных областей наук ;
- умение критически мыслить.
- трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов;
- прививать навыки аккуратности у учащихся;
отношение к биологии как к части общечеловеческой культуры.
Личностно-ориентированное обучение включает:
- Дифференцированный подход
- Проектный метод обучения
- Обучение в сотрудничестве
- Тестовые технологии
Дифференцированный подход
«Мера всех вещей – человек» Протагор
«Мера всех вещей – человек» Протагор
Пример. Даны экологические цепи питания в неправильном порядке: «травяная растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»
1 уровень - репродуктивный
Восстановить порядок в цепи питания, с указанием теоретических связей.
2 уровень – пользовательский
Восстановить порядок в цепи питания с указанием всех трофических связей, а также определить консультанты разных порядков, продуценты, редуценты.
3 уровень – конструктивный
Выполните задание для второй группы. Придумайте свои несколько вариантов.
Проектный метод обучения
Типы проектов
1 - исследовательские проекты
2 - творческие проекты
3 - практико – ориентированные проекты
Задачи:
- Организация учебной деятельности в форме самостоятельной работы учащихся;
- Обучение исследовательским умениям на уроках и во внеурочное время.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь» Китайская пословица
Обучение в сотрудничестве
Три принципа Ш. Амонашвили:
- Любить ребенка;
- Очеловечить среду, в которой он живет;
- Прожить в ребенке свое детство
Применение на уроках:
1 - метод обучения в команде
2 - «Встреча экспертов»
3 – «Учимся вместе»
Тестовые технологии
Классификация тестов по уровням усвоения:
- 1. Тесты первого уровня усвоения:
- - Тесты на опознания - Тестовые задания с выбором одного правильного ответа - Тесты с частицей «НЕ» - Тестовые задания на задания биологических терминов - Тестовые задания с использованием рисунков.
- 2. Тесты второго уровня усвоения: - Тесты с выбором нескольких правильных ответов - Тест «на подстановку» - Тестовые задания на классификацию объектов и процессов - Тестовые задания на определение последовательности событий
3. Тесты третьего уровня: Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.
Вывод
- Использование личностно – ориентированных технологий , позволяет каждому ученику принимать активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью товарищей и самостоятельно применять на практике полученные знания.
Результаты обученности и качество знаний обучающихся
Результаты ЕГЭ
Вывод: отмечается рост мотивации школьников к изучаемому предмету. Так, как на протяжении ряда лет для государственной (итоговой) аттестации за курс средней школы учащиеся выбирают биологию.
Список литературы
- Якиманская И. С./ «Технология личностно – ориентированного образования»/ М.: /2000 г.
- Прошагин М. И./ «Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации».// Ж. «Воспитание школьников», №11, 2008 г.
- Идрисов А. Е./ «Личностно – ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе»,// Завуч №8, 2000 г.
- Жук Н./ «Личностно – ориентированный урок: технология проведения и оценки.»// Директор школы №2, 2006 г.
- Разина Н. А./ «Технологические характеристики личностно – ориентированного урока»// Завуч №3, 2004 г.
- М. М. Поташник, М. В. Левит// «Как подготовить и провести открытый урок (современные технологии)», М., 2012г.