СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для аттестации на высшую категорию

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь находится презентация для защиты портфолио на высшую категорию в НИРО , содержатся примеры работы в личностно-ориентированной технологии: «Личностно-ориентированная технология на уроках биологии и во внеурочной и внеклассной работе»

Личностно-ориентированное обучение включает:

•Дифференцированный подход •Проектный метод обучения •Обучение в сотрудничестве •Тестовые технологии

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение1 . Виды тестовых заданий первого уровня усвоения:

  1. Тесты на опознания.
    В тесте на опознания учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является».
    Например:
    В организме человека 23 пары хромосом.
    А. Да
    Б. Нет


  1. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
    В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный.
    Например:
    1. Где в растении происходит фотосинтез?
    А. В клетках корня.
    Б. В хлоропластах клеток листа или стебля.
    В. В завязи цветка.
    Г. В сердцевине стебля.
    Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б.



  1. Тестовые задания на знания биологических терминов.
    Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.
    1. Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется:
    А. Дыханием.
    Б. Испарением
    В. Фотосинтезом.
    Г. Размножением.
    Ответ: В.

Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение.
1. Прокариоты - это организмы:
А. Клетки, которых не имеют оформленного ядра.
Б. Осуществляющие фотосинтез на свету.
В. Состоящие из одинаковых клеток.
Г. Содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды.
Ответ: А.


  1. Тестовые задания с частицей «НЕ».
    Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.
    Рассмотрим примеры подобных заданий.
    1. Какую функцию НЕ выполняет стебель?
    А. Передвижение органических веществ.
    Б. Передвижение минеральных веществ.
    В.Опорную.
    Г. Поглощение воды и минеральных солей.
    Ответ: Г.
    2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?
    А. Размножаются с помощью спор.
    Б. Состоят из одной клетки.
    В. Не содержат хлоропластов.
    Г. Не имеют оформленного ядра.
    Ответ: В.


  1. Тестовые задания с использованием рисунков.
    Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированности умения наблюдать. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильного ответа.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2 . Виды тестовых заданий второго уровня усвоения:

  1. Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
    Характер мыслительной деятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти- семи, число же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.
    Рассмотрим примеры подобных заданий.
    1. Какого значение клеточного обмета веществ?
    А. Способствует размножению организмов.
    Б. Обеспечивает организм энергией.
    В. Обеспечивает передачу наследственной информации.
    Г. Снабжает клетку строительным материалом.
    Д. Способствует повышению уровня организации организма.
    Ответ: Б, Г
    2. Какова роль листа в жизни растения?
    А. Осуществляет поглощение воды и минеральных солей.
    Б. В нем происходит фотосинтез.
    В. Выполняет опорную функцию.
    Г. Выполняет функцию испарения воды.
    Д. Используется животными для питания.
    Е. Может выполнять функцию размножения.
    Ответ: Б, Г, Е




  1. Тестовые задания на классификацию объектов и процессов.
    Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты
    в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп. Рассмотрим примеры:
    1. Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.
    А. Происходит во всех клетках.
    Б. Протекает только на свету.
    В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.
    Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ.
    Д. Происходит в клетках с хлоропластами.
    Е. Протекает на свету и в темноте.
    Ж. Органические вещества образуются
    З. Органические вещества расщепляются до минеральных.



  1. Тестовые задания на классификацию объектов и процессов.
    Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты
    в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп. Рассмотрим примеры:
    1. Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.
    А. Происходит во всех клетках.
    Б. Протекает только на свету.
    В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.
    Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ.
    Д. Происходит в клетках с хлоропластами.
    Е. Протекает на свету и в темноте.
    Ж. Органические вещества образуются
    З. Органические вещества расщепляются до минеральных веществ.





Просмотр содержимого презентации
«Сахарова Наталия Сергеевна»

Сахарова Наталия Сергеевна Учитель биологии и химии высшей категории МКОУ Воздвиженская СОШ Воскресенского района Нижегородской области Стаж работы 46 лет Личный девиз: «Обучать надо не всех, а каждого»

Сахарова Наталия Сергеевна

Учитель биологии и химии

высшей категории

МКОУ Воздвиженская СОШ Воскресенского района Нижегородской области

Стаж работы 46 лет

Личный девиз: «Обучать надо не всех, а каждого»

Тема «Личностно-ориентированная технология на уроках биологии и во внеурочной и внеклассной работе»

Тема

«Личностно-ориентированная технология на уроках биологии и во внеурочной и внеклассной работе»

Личностно-ориентированное обучение  – обучение, которое строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса» .

Личностно-ориентированное обучение  – обучение, которое строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса» .

Актуальность Современное общество требует нас находить все новые подходы к обучению и воспитанию детей. Личностно-ориентированная технология имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений учителя и ученика.

Актуальность

Современное общество требует нас находить все новые подходы к обучению и воспитанию детей.

Личностно-ориентированная технология имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений учителя и ученика.

Дидактические цели Развивающая: Развивать: - познавательные умения и навыки у учащихся в информационном пространстве; самостоятельно конструировать и интегрировать знания из различных областей наук ; умение критически мыслить. Воспитательная: Воспитывать: - трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов;  - прививать навыки аккуратности у учащихся;  отношение к биологии как к части общечеловеческой культуры.

Дидактические цели

  • Развивающая:
  • Развивать:

- познавательные умения и навыки у учащихся в информационном пространстве;

  • самостоятельно конструировать и интегрировать знания из различных областей наук ;
  • умение критически мыслить.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать:

- трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов;

- прививать навыки аккуратности у учащихся;

отношение к биологии как к части общечеловеческой культуры.

Личностно-ориентированное обучение включает:

Личностно-ориентированное обучение включает:

  • Дифференцированный подход
  • Проектный метод обучения
  • Обучение в сотрудничестве
  • Тестовые технологии
Дифференцированный подход   «Мера всех вещей – человек»  Протагор «Мера всех вещей – человек»  Протагор Пример. Даны экологические цепи питания в неправильном порядке: «травяная растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы» 1 уровень - репродуктивный Восстановить порядок в цепи питания, с указанием теоретических связей. 2 уровень – пользовательский Восстановить порядок в цепи питания с указанием всех трофических связей, а также определить консультанты разных порядков, продуценты, редуценты. 3 уровень – конструктивный Выполните задание для второй группы. Придумайте свои несколько вариантов.

Дифференцированный подход

«Мера всех вещей – человек» Протагор

«Мера всех вещей – человек» Протагор

Пример. Даны экологические цепи питания в неправильном порядке: «травяная растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»

1 уровень - репродуктивный

Восстановить порядок в цепи питания, с указанием теоретических связей.

2 уровень – пользовательский

Восстановить порядок в цепи питания с указанием всех трофических связей, а также определить консультанты разных порядков, продуценты, редуценты.

3 уровень – конструктивный

Выполните задание для второй группы. Придумайте свои несколько вариантов.

Проектный метод обучения   Типы проектов 1 - исследовательские проекты 2 - творческие проекты 3 - практико – ориентированные проекты  Задачи: Организация учебной деятельности в форме самостоятельной работы учащихся; Обучение исследовательским умениям на уроках и во внеурочное время.  «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»   Китайская пословица

Проектный метод обучения

Типы проектов

1 - исследовательские проекты

2 - творческие проекты

3 - практико – ориентированные проекты

Задачи:

  • Организация учебной деятельности в форме самостоятельной работы учащихся;
  • Обучение исследовательским умениям на уроках и во внеурочное время.

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь» Китайская пословица

Обучение в сотрудничестве Три принципа Ш. Амонашвили:  Любить ребенка;  Очеловечить среду, в которой он живет; Прожить в ребенке свое детство   Применение на уроках: 1 - метод обучения в команде 2 - «Встреча экспертов» 3 – «Учимся вместе»

Обучение в сотрудничестве

Три принципа Ш. Амонашвили:

  • Любить ребенка;
  • Очеловечить среду, в которой он живет;
  • Прожить в ребенке свое детство

Применение на уроках:

1 - метод обучения в команде

2 - «Встреча экспертов»

3 – «Учимся вместе»

Тестовые технологии Классификация тестов по уровням усвоения:

Тестовые технологии

Классификация тестов по уровням усвоения:

  • 1. Тесты первого уровня усвоения:
  • - Тесты на опознания - Тестовые задания с выбором одного правильного ответа - Тесты с частицей «НЕ» - Тестовые задания на задания биологических терминов - Тестовые задания с использованием рисунков.
2. Тесты второго уровня усвоения:  - Тесты с выбором нескольких правильных ответов  - Тест «на подстановку»  - Тестовые задания на классификацию объектов и процессов  - Тестовые задания на определение последовательности событий
  • 2. Тесты второго уровня усвоения: - Тесты с выбором нескольких правильных ответов - Тест «на подстановку» - Тестовые задания на классификацию объектов и процессов - Тестовые задания на определение последовательности событий
3. Тесты третьего уровня:  Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.

3. Тесты третьего уровня: Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.

Вывод

Вывод

  • Использование личностно – ориентированных технологий , позволяет каждому ученику принимать активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью товарищей и самостоятельно применять на практике полученные знания.
Результаты обученности и качество знаний обучающихся

Результаты обученности и качество знаний обучающихся

Результаты ГИА
  • Результаты ГИА

Результаты ЕГЭ

Вывод: отмечается рост мотивации школьников к изучаемому предмету. Так, как на протяжении ряда лет для государственной (итоговой) аттестации за курс средней школы учащиеся выбирают биологию.

Список литературы

Список литературы

  • Якиманская И. С./ «Технология личностно – ориентированного образования»/ М.: /2000 г.
  • Прошагин М. И./ «Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации».// Ж. «Воспитание школьников», №11, 2008 г.
  • Идрисов А. Е./ «Личностно – ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе»,// Завуч №8, 2000 г.
  • Жук Н./ «Личностно – ориентированный урок: технология проведения и оценки.»// Директор школы №2, 2006 г.
  • Разина Н. А./ «Технологические характеристики личностно – ориентированного урока»// Завуч №3, 2004 г.
  • М. М. Поташник, М. В. Левит// «Как подготовить и провести открытый урок (современные технологии)», М., 2012г.