Сценарий праздника
«День славянской письменности и культуры».
Цель: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры, способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.
Оснащение: Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.
Ход праздника:
Выходят ведущие.
Ведущий 1. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
Ведущий 2.А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.
Ведущий 1.Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
Тудалев. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
Ведущий 2.Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Попов. Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
Ведущий 1. Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Ведущий 2. Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Ведущий 1. Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Звучит колокольный звон, выходят чтецы.
Лопухов А.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,
За труды свои прославляются.
Петров С.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Скрыпник В.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Маршев К.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы? Мы - славяне!
Паламарчук А.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы? Мы - славяне!
Ведущий 2. Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Титаренко В.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Н. Кончаловская)
Ведущий 1. (указывая на плакаты с азбуками)
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.
Селютина К.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!
Ведущий 2. В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.
Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.
Буквица - это алфавит славян, применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо, глаголица (торговое письмо, черты и резы (простейшие из письмен). Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.
Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.
Ведущий 1. Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.
Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу, а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом). Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ведущий 2. А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.
Лотоцкий И.
Так вот они - наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
Юдин А.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ведущий 1. В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.
Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.
Ведущий 2. Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
Ведущий 1. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью.
Ведущий 2 Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях.
Ведущий 1. На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.
Ведущий 2.Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.
Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.
Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.
Ведущий 1. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.
Евсеева А.
Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Шиянова А.
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….
Появляется историк.
Историк: (в мантии и конфедератке) Рудачихина Н.
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7). Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.
Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.
Сергеева Д.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
Ведущий 2. Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме, так как многие в наше время занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.
История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом: черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» ). Этот вид нотного письма исчез в 13 веке. Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.
Инсценировка «АЗБУКА»
1 буква А – Еремеева Е.
2 бука А – Жердева К.
К – ДмитриенкоД.
З – Печерина
У – Евсеева А.
Б – Мартиросян Е.
Глаголь – Титаренко В.
Добро – Мартиросян Е.
Люди – Сбитнева В.
Мыслите – Печерина В.
Рцы – Еремеева Е.
Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей
Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.
Буква «А»: Еремеева
Беда, беда!
Автор – Михайлюк М.
Что случилось?
Буква «А» Еремеева Е.
Пропало слово, слово пропало!
Автор – Михайлюк М.
Какое слово?
Буква «А» Еремеева Е.
Жило-было слово.
Играло, училось, ходило в школу
И вообще жило замечательно.
Автор – Михайлюк М.
Но вот, что было в нем примечательно,
Слушало учителей своих оно невнимательно,
И никак не могло запомнить, что же оно означает.
И, вот как, ребята, в жизни бывает:
Однажды слово, проснувшись рано,
Оделось, умылось, взяло корзину,
И пошло в лес – за грибами,
Не далеко тут — рядышком с нами.
Долго ходило, проголодалось,
Село на пенечек — съело пирожочек,
Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!
Буквы растерялись, перемешались и потерялись.
И осталась у нас одна — буковка «А».
А слово-то не знало, что оно означает,
И как слову собраться снова – буква «А» не знает.
А пока буковка «А» плачет –
Наша с Вами основная задача – помочь ей!
Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!
А в каждом задании – есть свои правила.
Ведущий 1. Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача: внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А»?
Дети отвечают.
Вдруг вбегает вторая буква «А».
Автор – Михайлюк М.
А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.
2-я буква «А»:Жердева К.
Помню!
Автор – Михайлюк М.
Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.
2-я буква «А»: Жердева К.
Александра и две Али
Астры в садике сажали,
А Артур и два Алёшки
Алфавит читали кошке.
Автор – Михайлюк М.
Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?
Дети отвечают.
Автор – Михайлюк М.
Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.
В зал входит ребенок с табличкой (буква «К»).
Буква «К»: Дмитриенко Д.
Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает).
Автор – Михайлюк М.
Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?
Буква «К»:Дмитриенко Д.
Да.
Автор – Михайлюк М.
Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!
Буква «К»: Дмитриенко Д.
Куклу Катеньку Камилла
Кашей манною кормила:
«Кушай, Катя, кушай, детка,
К чаю есть у нас конфетка»
Автор – Михайлюк М. Ну что, ребята, это за буква, догадались?
Дети отвечают.
Входит ребенок с табличкой (буква «З»).
Автор – Михайлюк М. Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!
Буква «З»: Печерина В.
«Зоя, Зиночка, Захар!
Закипает самовар!
Земляника нынче к чаю.
Заходите — угощаю!»
Историк: Рудачихина Н.Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?
Дети отвечают.
Историк: Рудачихина Н.
Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!
В зал входит ребенок с табличкой (буква «У»)
Автор – Михайлюк М.
А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.
Буква «У»: Евсеева А.
У Ульянки день рожденья.
Ух, какое угощенье:
Утка, устрицы, урюк –
Угощайтесь, все вокруг!
Автор – Михайлюк М.
Так что же, ребята, это за буква?
Дети отвечают.
Автор – Михайлюк М.
Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК». Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!
В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б»)
Автор – Михайлюк М.
А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!
Буква «Б»: Мартиросян Е.
Бэлла, Боря и Булат
Бублики весь день едят.
Бобик крутится у ног:
Бобик бублик съесть не смог.
Дети отвечают.
Автор – Михайлюк М.
Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б», а в славянском алфавите она называется «БУКИ».
Ну что же - все буквы мы с вам отгадали — остается теперь из них составить слово целиком.
Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука».
Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.
Глаголь: Титаренко В.
-Здравствуйте! Я буква «Глаголь».
Автор – Михайлюк М.
-Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?
Глаголь. Титаренко В.
Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.
(Называет начало пословицы, ученики договаривают)
1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.
2. Что написано пером, не вырубишь… топором.
Звон колокольчика. Входит буква:
Добро. Мартиросян Е.
Добрый день! Меня зовут «Добро».
Автор – Михайлюк М.
Какое у тебя доброе имя!
Добро. Мартиросян Е.
Доброта – лучшая черта характера человека.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Автор – Михайлюк М.
К нам из азбуки спешит новая гостья!
Звон колокольчика. Заходит буква:
Люди. Сбитнева В.
Я буква «Люди».
Люди вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Звон колокольчика. Входит буква:
Мыслите. Печерина В.
Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите».
Автор _ Михайлюк М.
Какая мудрая буква к нам явилась!
Мыслите. Печерина В.
Я принесла вам загадки. Отгадайте их.
1) Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)
2) Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить. (Гусиное перо).
Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.
Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.
3)Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Автор – Михайлюк М.
В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.
Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.
Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Такая книга стоила больших денег.
Ведущий 2.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
Звенит колокольчик. Входит буква.
Рцы. Еремеева Е.
Здравствуйте! Я - буква "Рцы".
Недаром я собой горжусь,
Ведь - я начало слова "Русь".
Ведущий 1.
Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.
Гимн “Слава вам, братья, славян просветители”.
Ведущий 2.
43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.
Звучит музыка.
Чтец. Жердева К.
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец. Малиночка В.
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Ведущий 1. Ребята, мы хотим Вам сказать огромное спасибо за то, что пришли на наше мероприятие.
Ведущий 1 и 2 (вместе) До свидания! До новых встреч!.
Звучит спокойная музыка.
«Изучаем родное слово». Конспект КВН, посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Тема:
«Итоговый досуг – КВН по проверке сформированности навыков подготовки к обучению грамоте у детей предшкольного возраста
, посвящённый Дню славянской культуры и письменности (День первоучителей Кирилла и Мефодия) «Изучаем родное слово «
Цель:
Проверить навыки и умения детей по овладению слоговой техникой чтения печатных текстов. Закрепление умений проведения анализа и синтеза звуко – буквенного состава слова. Закрепление навыков словообразования на основе букв и исходных слов. Развивать у детей чувство родного языка.
Оборудование: предметные картинки бочка, коза, мак, шина, слоги БА, СТРЕ, ГА, МА ; 2 экземпляра рабочего текста к заданиям (лист А4)
Ход занятия:
Перед занятием предложить детям разделиться на две команды и дать названия командам «Утята «и «Цыплята «.
На столе лежат карточки с буквами, перевёрнутые вниз. Дети, взявшие гласные буквы – одна команда, а согласные – другая команда
Орг. момент включает:
Задание № 1:
На наборном полотне выставлены буквы и предметные картинки, предложить командам составить из них слова.
БА + картинка «бочка «= бабочка
СТРЕ + картинка «коза» = стрекоза
ГА + картинка «мак «= гамак
МА + картинка «шина «= машина
Задание № 2:
Каждой команде выдаётся листок с буквами и предлагается, найти среди букв спрятанные слова.
школаооурокьъьзвонок
учебникфхучительницах
азбукаммбукварьыпарта
Задание № 3:
На полосках бумаги написаны через одну букву два слова и дети должны их прочитать. Для каждой команды подбираются разные пары слов :
У т Ч е Е т Б р На И д К ь или К ш А к Р о А л Н ь Д н А и Ш к
(буквы могут быть разного размера или разного цвета)
Задание № 4:
Команды должны найти и зачеркнуть все слова «БУКВАРЬ». Из оставшихся букв составить слово.
БУКВАРЬУБУКВАРЬ
БУКВАРЬБУКВАРЬЧ
ЕБУКВАРЬБУКВАРЬ
БУКВАРЬНБУКВАРЬ
БУКВАРЬБУКВАРЬИ
БУКВАРЬКБУКВАРЬ (ученик)
Задание № 5:
Прочитать напечатанные слова, зачеркнуть в каждом слове одну букву так, чтобы получить новое слово :
Гроза (роза), крот (рот, кот), шутка (утка), почки (очки), бусы (усы), крошки (кошки), огород (город), опушка (пушка), мрак (рак, мак), шарф (шар) .
Динамическая пауза включает:
Задание № 6: Задание выполняется под музыку.
Предложить детям найти предметы в группе, в названии которых нет буквы «К «(для одной команды) и где нет буква «Р «(для другой команды). После того как команды соберут предметы, дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
Задание № 7:
Предложить обеим командам составить новые слова из букв слова
«МАКАРОНЫ «
(мак, рак, комар, март, нора, кора, рама и др.) Дети записывают слова и сравнивают, какая команда больше придумала слов – предметов. (Если на занятии присутствуют взрослые, их можно подключить к выполнению задания).
Итог:
Подсчёт баллов, полученных каждой командой и объявление победителей. Награждение детей памятными сувенирами.