СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие ко дню славянской письменности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие ко дню славянской письменности»

Сценарий праздника

«День славянской письменности и культуры».

Цель: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры, способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Оснащение: Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.

Ход праздника:

Выходят ведущие.

Ведущий 1. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Ведущий 2.А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Ведущий 1.Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

Тудалев. Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Ведущий 2.Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Попов. Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий 1. Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Ведущий 2. Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. 

Ведущий 1. Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Звучит колокольный звон, выходят чтецы.

Лопухов А.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются.

Петров С.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Скрыпник В.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Маршев К.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы - славяне!

Паламарчук А.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? Мы - славяне!

Ведущий 2. Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Титаренко В.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Ведущий 1. (указывая на плакаты с азбуками)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.

Селютина К.

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

Ведущий 2. В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.

Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.

Буквица - это алфавит славян, применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо, глаголица (торговое письмо, черты и резы (простейшие из письмен). Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.

Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.

Ведущий 1. Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.

Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу, а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом). Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя«добро»«живете»«земля»«люди»«покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ведущий 2. А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

Лотоцкий И.

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Юдин А.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Ведущий 1. В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.

Ведущий 2. Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Ведущий 1. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. 

Ведущий 2 Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях. 

Ведущий 1. На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.

Ведущий 2.Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Ведущий 1. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

Евсеева А.

Из колодезной, синей такой глубины

Вырастает мой Китеж, четыре стены,

Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…

Розовеет восток. Озаряется Рось.

Деревянная сказка, озёрный покой,

Для чего мне твой берег, ажурный такой?

В прихотливых изгибах узорочья крыш?

Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?

Шиянова А.

Видно, память архивная стала болеть,

Если нечего в дебрях бетонных жалеть –

Так хотя бы тебя поманить из глубин,

Из кириллицей сотканных песен-былин.

Деревянная сказка, забытая Рось,

Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.

И не знаю, зачем так бывает нужна,

Как вода из колодца, твоя старина….

Появляется историк.

Историк(в мантии и конфедератке) Рудачихина Н.

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7). Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

Сергеева Д.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий 2. Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме, так как многие в наше время занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.

История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом: черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» ). Этот вид нотного письма исчез в 13 веке. Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.

Инсценировка «АЗБУКА»

1 буква А – Еремеева Е.

2 бука А – Жердева К.

К – ДмитриенкоД.

З – Печерина

У – Евсеева А.

Б – Мартиросян Е.

Глаголь – Титаренко В.

Добро – Мартиросян Е.

Люди – Сбитнева В.

Мыслите – Печерина В.

Рцы – Еремеева Е.

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А»: Еремеева

Беда, беда!

Автор – Михайлюк М.

Что случилось?

Буква «А» Еремеева Е.

Пропало слово, слово пропало!

Автор – Михайлюк М.

Какое слово?

Буква «А» Еремеева Е.

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Автор – Михайлюк М.

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает:

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут — рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек — съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна — буковка «А».

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Ведущий 1. Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача: внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А»?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А».

Автор – Михайлюк М.

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А»:Жердева К.

Помню!

Автор – Михайлюк М.

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А»: Жердева К.

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Автор – Михайлюк М.

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Автор – Михайлюк М.

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

В зал входит ребенок с табличкой (буква «К»).

Буква «К»: Дмитриенко Д.

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает).

Автор – Михайлюк М.

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К»:Дмитриенко Д.

Да.

Автор – Михайлюк М.

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К»: Дмитриенко Д.

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила:

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Автор – Михайлюк М. Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З»).

Автор – Михайлюк М. Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З»: Печерина В.

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите — угощаю!»

Историк: Рудачихина Н.Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк: Рудачихина Н.

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У»)

Автор – Михайлюк М.

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У»: Евсеева А.

У Ульянки день рожденья.

Ух, какое угощенье:

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Автор – Михайлюк М.

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Автор – Михайлюк М.

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК». Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!


В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б»)

Автор – Михайлюк М.

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!



Буква «Б»: Мартиросян Е.

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят.

Бобик крутится у ног:

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Автор – Михайлюк М.

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б», а в славянском алфавите она называется «БУКИ».

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали — остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука».

Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.

Глаголь: Титаренко В.

-Здравствуйте! Я буква «Глаголь».

Автор – Михайлюк М.

-Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголь. Титаренко В.

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили«Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.

(Называет начало пословицы, ученики договаривают)

1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

2. Что написано пером, не вырубишь… топором.

Звон колокольчика. Входит буква:

Добро. Мартиросян Е.

Добрый день! Меня зовут «Добро».

Автор – Михайлюк М.

Какое у тебя доброе имя!

Добро. Мартиросян Е.

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Автор – Михайлюк М.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Звон колокольчика. Заходит буква:

Люди. Сбитнева В.

Я буква «Люди».

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Звон колокольчика. Входит буква:

Мыслите. Печерина В.

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите».

Автор _ Михайлюк М.

Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслите. Печерина В.

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо).

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

Автор – Михайлюк М.

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить«Книжное слово в жемчугах ходит». Такая книга стоила больших денег.

Ведущий 2.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Звенит колокольчик. Входит буква.



Рцы. Еремеева Е.

Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Ведущий 1.

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам, братья, славян просветители”.

Ведущий 2.

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Чтец. Жердева К.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чтец. Малиночка В.

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1. Ребята, мы хотим Вам сказать огромное спасибо за то, что пришли на наше мероприятие.

Ведущий 1 и 2 (вместе) До свидания! До новых встреч!.

Звучит спокойная музыка.





































«Изучаем родное слово». Конспект КВН, посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Тема:

«Итоговый досуг – КВН по проверке сформированности навыков подготовки к обучению грамоте у детей предшкольного возраста

посвящённый Дню славянской культуры и письменности (День первоучителей Кирилла и Мефодия) «Изучаем родное слово «

Цель:

Проверить навыки и умения детей по овладению слоговой техникой чтения печатных текстов. Закрепление умений проведения анализа и синтеза звуко – буквенного состава слова. Закрепление навыков словообразования на основе букв и исходных слов. Развивать у детей чувство родного языка.

Оборудование: предметные картинки бочка, коза, мак, шина, слоги БА, СТРЕ, ГА, МА ; 2 экземпляра рабочего текста к заданиям (лист А4)

Ход занятия:

Перед занятием предложить детям разделиться на две команды и дать названия командам «Утята «и «Цыплята «.

На столе лежат карточки с буквами, перевёрнутые вниз. Дети, взявшие гласные буквы – одна команда, а согласные – другая команда

Орг. момент включает:

Задание № 1:

На наборном полотне выставлены буквы и предметные картинки, предложить командам составить из них слова.

БА + картинка «бочка «= бабочка

СТРЕ + картинка «коза» = стрекоза

ГА + картинка «мак «= гамак

МА + картинка «шина «= машина

Задание № 2:

Каждой команде выдаётся листок с буквами и предлагается, найти среди букв спрятанные слова.

школаооурокьъьзвонок

учебникфхучительницах

азбукаммбукварьыпарта

Задание № 3:

На полосках бумаги написаны через одну букву два слова и дети должны их прочитать. Для каждой команды подбираются разные пары слов :

У т Ч е Е т Б р На И д К ь или К ш А к Р о А л Н ь Д н А и Ш к

(буквы могут быть разного размера или разного цвета)

Задание № 4:

Команды должны найти и зачеркнуть все слова «БУКВАРЬ». Из оставшихся букв составить слово.

БУКВАРЬУБУКВАРЬ

БУКВАРЬБУКВАРЬЧ

ЕБУКВАРЬБУКВАРЬ

БУКВАРЬНБУКВАРЬ

БУКВАРЬБУКВАРЬИ

БУКВАРЬКБУКВАРЬ (ученик)

Задание № 5:

Прочитать напечатанные слова, зачеркнуть в каждом слове одну букву так, чтобы получить новое слово :

Гроза (роза), крот (рот, кот), шутка (утка), почки (очки), бусы (усы), крошки (кошки), огород (город), опушка (пушка), мрак (рак, мак), шарф (шар) .

Динамическая пауза включает:

Задание № 6: Задание выполняется под музыку.

Предложить детям найти предметы в группе, в названии которых нет буквы «К «(для одной команды) и где нет буква «Р «(для другой команды). После того как команды соберут предметы, дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Задание № 7:

Предложить обеим командам составить новые слова из букв слова

«МАКАРОНЫ «

(мак, рак, комар, март, нора, кора, рама и др.) Дети записывают слова и сравнивают, какая команда больше придумала слов – предметов. (Если на занятии присутствуют взрослые, их можно подключить к выполнению задания).

Итог:

Подсчёт баллов, полученных каждой командой и объявление победителей. Награждение детей памятными сувенирами.