СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место человека в живой природе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить положение человека в живой природе; развивать логическое мышление, память

Просмотр содержимого документа
«Место человека в живой природе»

Биология 9 кл -_______ Тема урока: Место человека в живой природе.

Цель урока: Формирование знаний у учащихся о систематическом положении человека в системе органического мира, умений приводить доказательства принадлежности человека к животному царству, Определить положение человека в системе животного мира, привести доказательства принадлежности человека к отряду приматы. Развитие логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи; умения аргументировать, анализировать, сравнивать, приводить доказательства.

Ход урока:

I.Организационный –приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку. Деление учащихся на группы по принципу «Расчета на 1,2,3,»

II.Стадия вызова.

Прежде чем мы обозначим тему нашего урока – я предлагаю вашему вниманию отрывок из документального фильма «Эволюция человека» Просмотр – обсуждение.

  1. Представителем какого царства органического мира является человек?

  2. От кого произошёл человек?

  3. Какие этапы можно выделить в процессе становления человека?

  4. Итак, тема нашего урока: «Место человека в живой природе. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.»

Слайд 1.

А сейчас я попрошу вас самостоятельно определить цель нашего урока – обсуждение, общая цель выводится на слайд.

Слайд№ 2.

Слайд№3 Задачи урока

III. Стадия осмысления:

беседа.

Задание: Мы обладаем достаточно большим количеством знаний по темам “Эволюция”, “Происхождение жизни на Земле и её развитие во времени”, “Классификация живых организмов”.

Скажите, эти темы связаны между собой? (Из множества ответов, учащихся делаем акцент на более приемлемых и проводим обобщение)

Эволюция - это и есть развитие во времени живой материи, что находит свое отражение в современной классификации живых организмов в “древе эволюции”.

Восстановим в памяти некоторые моменты через основные понятия. Используем приём «Покопаемся в памяти» (слайд № 4)

Эволюция

Мутация

Борьба за существование

Естественный отбор

Приспособленность Дегенерация

Систематика

После определения последнего понятия, провожу аукцион: подчеркиваю спонтанно 3-4 понятия и прошу связать их в одном (!) смысловом предложении. Это очень интересно и для учащихся и для преподавателя, т.к. идет поиск и отбор самых лучших вариантов:(слайд№5-6)

Например,

Мутации задание для 1 группы

Борьба за существование

Приспособленность

Предлагаю рассмотреть не более трёх предложений, из которых выбираем более верное и оригинальное

Один из вариантов возможных ответов: «В результате борьбы за существование выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи и эти приспособления передаются по наследству, а это значит идёт отбор полезных мутаций.

Несколько возможных вариантов аукциона:

2) Естественный отбор

Изоляция задание для 2 группы

Заканчиваю направленным выделением понятий для аукциона:

Эволюция

Мутация задания для 3 группы



В результате эволюции со временем накапливаются полезные мутации, что может привести к ароморфозу, т.е. к появлению новых более высоких по уровню организации видов

А какой последний ароморфоз произошел, на ваш взгляд, в истории развития органического мира?

Появление Человека

Почему вы считаете, что появление Человека - ароморфоз?

Принимаются по методу “мозгового штурма” аргументы и делается заключение, что это вид, самый высокий по уровню организации.

Значит Мы –это результат эволюции

Теперь давайте перейдём к доказательствам принадлежности человека разумного к царству животного мира.

Работа в группах. Вы составите постер, в котором отразите основные моменты изучаемой темы, и подготовите своё выступление.

1 группа. Общие признаки человека и животных

2 группа. Сходные признаки в развитии зародышей человека и животных

3 группа. Сходные признаки человека и человекообразных обезьян

Физминутка

Вывод:

Мы рассмотрели основные доказательства принадлежности человека к царству животного мира. В качестве доказательств были приведены общие признаки человека и млекопитающих, эмбриологические доказательства, большое сходство с человекообразными обезьянами.

Закрепление: А сейчас мы проверим как вы усвоили данный материал.

Работа в группе. Составить по три типа вопросов по изученной теме. Простой вопрос, и творческий вопрос. Группы задают вопросы друг другу и отвечают на них.

IV. Рефлексия.

Ребята, давайте обсудим за что бы вы себя сегодня похвалили?

V. Домашнее задание стр 11-14чтение.

YI. Итог урока








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!