Биология 9 кл -_______ Тема урока: Место человека в живой природе.
Цель урока: Формирование знаний у учащихся о систематическом положении человека в системе органического мира, умений приводить доказательства принадлежности человека к животному царству, Определить положение человека в системе животного мира, привести доказательства принадлежности человека к отряду приматы. Развитие логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи; умения аргументировать, анализировать, сравнивать, приводить доказательства.
Ход урока:
I.Организационный –приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку. Деление учащихся на группы по принципу «Расчета на 1,2,3,»
II.Стадия вызова.
Прежде чем мы обозначим тему нашего урока – я предлагаю вашему вниманию отрывок из документального фильма «Эволюция человека» Просмотр – обсуждение.
Представителем какого царства органического мира является человек?
От кого произошёл человек?
Какие этапы можно выделить в процессе становления человека?
Итак, тема нашего урока: «Место человека в живой природе. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.»
Слайд 1.
А сейчас я попрошу вас самостоятельно определить цель нашего урока – обсуждение, общая цель выводится на слайд.
Слайд№ 2.
Слайд№3 Задачи урока
III. Стадия осмысления:
беседа.
Задание: Мы обладаем достаточно большим количеством знаний по темам “Эволюция”, “Происхождение жизни на Земле и её развитие во времени”, “Классификация живых организмов”.
Скажите, эти темы связаны между собой? (Из множества ответов, учащихся делаем акцент на более приемлемых и проводим обобщение)
Эволюция - это и есть развитие во времени живой материи, что находит свое отражение в современной классификации живых организмов в “древе эволюции”.
Восстановим в памяти некоторые моменты через основные понятия. Используем приём «Покопаемся в памяти» (слайд № 4)
Эволюция
Мутация
Борьба за существование
Естественный отбор
Приспособленность Дегенерация
Систематика
После определения последнего понятия, провожу аукцион: подчеркиваю спонтанно 3-4 понятия и прошу связать их в одном (!) смысловом предложении. Это очень интересно и для учащихся и для преподавателя, т.к. идет поиск и отбор самых лучших вариантов:(слайд№5-6)
Например,
Мутации задание для 1 группы
Борьба за существование
Приспособленность
Предлагаю рассмотреть не более трёх предложений, из которых выбираем более верное и оригинальное
Один из вариантов возможных ответов: «В результате борьбы за существование выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи и эти приспособления передаются по наследству, а это значит идёт отбор полезных мутаций.
Несколько возможных вариантов аукциона:
2) Естественный отбор
Изоляция задание для 2 группы
Заканчиваю направленным выделением понятий для аукциона:
Эволюция
Мутация задания для 3 группы
В результате эволюции со временем накапливаются полезные мутации, что может привести к ароморфозу, т.е. к появлению новых более высоких по уровню организации видов
А какой последний ароморфоз произошел, на ваш взгляд, в истории развития органического мира?
- Появление Человека
Почему вы считаете, что появление Человека - ароморфоз?
Принимаются по методу “мозгового штурма” аргументы и делается заключение, что это вид, самый высокий по уровню организации.
Значит Мы –это результат эволюции
Теперь давайте перейдём к доказательствам принадлежности человека разумного к царству животного мира.
Работа в группах. Вы составите постер, в котором отразите основные моменты изучаемой темы, и подготовите своё выступление.
1 группа. Общие признаки человека и животных
2 группа. Сходные признаки в развитии зародышей человека и животных
3 группа. Сходные признаки человека и человекообразных обезьян
Физминутка
Вывод:
Мы рассмотрели основные доказательства принадлежности человека к царству животного мира. В качестве доказательств были приведены общие признаки человека и млекопитающих, эмбриологические доказательства, большое сходство с человекообразными обезьянами.
Закрепление: А сейчас мы проверим как вы усвоили данный материал.
Работа в группе. Составить по три типа вопросов по изученной теме. Простой вопрос, и творческий вопрос. Группы задают вопросы друг другу и отвечают на них.
IV. Рефлексия.
Ребята, давайте обсудим за что бы вы себя сегодня похвалили?
V. Домашнее задание стр 11-14чтение.
YI. Итог урока