Место этой работы в общей системе формирования
элементарных математических представлений
дошкольников
Познание цифр и освоение действий с цифрами - важнейший компонент
содержания математического развития. Посредством цифры и числа
выражаются количество и величины. Оперируя только цифрами и числами,
которые являются показателями количеств и величин объектов
окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая,
можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.
В разные годы педагогов интересовала проблема обучения детей счетной
деятельности, знакомства с цифрами.
Рассмотрим некоторые исследования педагогов, психологов.
Система М. Монтессори предусматривает развитие у ребенка
сенсомоторной сферы и в дальнейшем - интеллекта. Особо выделяемый по
своей значимости «золотой» математический материал сначала осваивается
ребенком как набор бус в разном количестве, затем - в символах (цифрах),
после этого -- как средство освоения умений сравнивать числа. Таким
образом, десятичная система счисления представляется ребенку зримо и
осязаемо, что ведет к успешному овладению арифметикой.
Исследования в области знакомства детей с цифрами проводились Е.И.
Тихеевой. Она считала необходимым знакомить детей и с цифрами, для
чего вводила игры парными карточками, на одной из которых написана
цифра, а на другой - числовая фигура.
Ребенок-дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на
протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют один
или два предмета, сравнивают практическим путем два множества. В этот
же период или несколько позже дети овладевают счетом. Счет является способом определения численности множеств и способом их
опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как
показатель мощности множества. Сосчитывая разные по размеру,
пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию
независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом.
Именно в этот период происходит и знакомство с цифрами - знаками для
обозначения чисел.
Таким образом, можно сделать вывод: основу из основ математики
составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают
формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем,
практически любое математическое понятие, представляет собой
абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем,
чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
Действительно, данная тема является на сегодняшний день довольно
актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности
у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным
разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и
последовательности.
Просмотр содержимого документа
«Место этой работы в общей системе формирования элементарных математических представлений дошкольников»
Место этой работы в общей системе формирования
элементарных математических представлений
дошкольников
Познание цифр и освоение действий с цифрами - важнейший компонент
содержания математического развития. Посредством цифры и числа
выражаются количество и величины. Оперируя только цифрами и числами,
которые являются показателями количеств и величин объектов
окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая,
можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.
В разные годы педагогов интересовала проблема обучения детей счетной
деятельности, знакомства с цифрами.
Рассмотрим некоторые исследования педагогов, психологов.
Система М. Монтессори предусматривает развитие у ребенка
сенсомоторной сферы и в дальнейшем - интеллекта. Особо выделяемый по
своей значимости «золотой» математический материал сначала осваивается
ребенком как набор бус в разном количестве, затем - в символах (цифрах),
после этого -- как средство освоения умений сравнивать числа. Таким
образом, десятичная система счисления представляется ребенку зримо и
осязаемо, что ведет к успешному овладению арифметикой.
Исследования в области знакомства детей с цифрами проводились Е.И.
Тихеевой. Она считала необходимым знакомить детей и с цифрами, для
чего вводила игры парными карточками, на одной из которых написана
цифра, а на другой - числовая фигура.
Ребенок-дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на
протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют один
или два предмета, сравнивают практическим путем два множества. В этот
же период или несколько позже дети овладевают счетом. Счет является способом определения численности множеств и способом их
опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как
показатель мощности множества. Сосчитывая разные по размеру,
пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию
независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом.
Именно в этот период происходит и знакомство с цифрами - знаками для
обозначения чисел.
Таким образом, можно сделать вывод: основу из основ математики
составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают
формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем,
практически любое математическое понятие, представляет собой
абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем,
чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
Действительно, данная тема является на сегодняшний день довольно
актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности
у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным
разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и
последовательности.