Метод оценки при решении тригонометрических уравнений
Чернышев Э.Н., учитель математики
1. Решим уравнение
cos
· cos
= 1.
Очевидно, что можно применить формулы двойного и тройного угла, но мы попробуем оценить выражения, входящие в уравнение. Поскольку cos t не превосходит 1, то при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:
Вторая система не имеет решений, а решениями первой системы, а значит и первоначального уравнения, являются
= 2
m, где m є z.
2. Решим уравнение
cos
· cos
= 1.
Не забудем, что решениями могут являться значения х не меньше 4, поскольку выражение (х – 4) находится под знаком арифметического квадратного корня. Из тех же соображений, что и при решении примера 1, получим, что при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:
Решая отдельно эти системы, получим, что решением первой системы является число 4, а у второй системы решений нет.
Таким образом, х = 4 – решение первоначального уравнения.
3. Решим уравнение:
3cos х – 4sin х =
.
Легко показать, что выражение, стоящее в левой части уравнения
-5
3 cos х – 4 sin х
5,
а выражение, стоящее в правой части уравнения
=
=
6.
Таким образом, данное уравнение решений не имеет.
4. Решим уравнение:
sin
– sin
· cos
= 1, 5.
Используя метод вспомогательного угла, оценим выражение, стоящее в левой части уравнения. Получим, что
sin х – sin
· cos х =
·(sin
· sin х – cos
· cos х) =
= –
· cos
,
где
= ± arccos
.
При этом,
0
sin2 15x
1,
1
2,
1
и
-
· cos
.
Таким образом, левая часть
, а правая равна 1,5. А это невозможно. Значит, уравнение решений не имеет.
5. Решим уравнение
sin
–
sin
= cos
· cos х + 2 cos
– 6.
Запишем уравнение в виде
sin
– 2 cos
= cos
· cos
+
sin
– 6. А теперь оценим, используя метод вспомогательного угла, выражения, стоящие в левой и правой частях уравнения.
1)
sin
– 2 cos
=
·
= -
cos
= – 4 cos
и -4
– 4 cos
4.
2) cos
· cos х +
sin х – 6 =
· ( cos
· cos x + sin
· sin x) – 6 =
=
cos
– 6,
где
= ± arccos
.
При этом,
0
cos2 24x
1,
3
3 + cos2 24x
4,
2,
– 2
cos
2,
– 8
cos
– 6
– 4.
Таким образом, левая часть
– 4, а правая часть
– 4. Их равенство возможно только при выполнении условия:
Решая эту систему, получим, что х =
+ 2
m, где m
Z.
6. Для каждого а решить уравнение 4 cos х · sin a +2 sin х · cos a – 3 cos a =
.
4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a =
.
Оценим выражение, стоящее в левой части уравнения:
4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a =
· (sin
· sin а +
+ cos
· cos а) =
cos
=
=
cos
=
cos
,
где
= ± arccos
.
При этом, – 12 sin2
– 12 sin
+ 25 = -12 · ( sin2
+ sin
–
) =
= – 12 ·
= – 12 ·
=
= – 12 ·
+ 28
28, а 0
.
Таким образом,
cos
=
при
Поскольку,
= ±arccos
+ 2?k =
= ±arccos
+ 2
k = ± arccos
+ 2
k=
= ± arccos
+ 2
k == ± arccos
+ 2
k,
Описанный способ решения уравнений и неравенств может быть применим в школьной математике и обеспечить расширение компетенций обучающихся в части формального моделирования..