СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод оценки при решении тригонометрических уравнений.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод лценки при решении  тригонометрических уравнений.

Просмотр содержимого документа
«Метод оценки при решении тригонометрических уравнений.»

Метод оценки при решении тригонометрических уравнений

Чернышев Э.Н., учитель математики

1. Решим уравнение

cos   · cos   = 1.

Очевидно, что можно применить формулы двойного и тройного угла, но мы попробуем оценить выражения, входящие в уравнение. Поскольку cos t не превосходит 1, то при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:

Вторая система не имеет решений, а решениями первой системы, а значит и первоначального уравнения, являются   = 2   m, где m є z.

2. Решим уравнение

cos   · cos  = 1.

Не забудем, что решениями могут являться значения х не меньше 4, поскольку выражение (х – 4) находится под знаком арифметического квадратного корня. Из тех же соображений, что и при решении примера 1, получим, что при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:

Решая отдельно эти системы, получим, что решением первой системы является число 4, а у второй системы решений нет.

Таким образом, х = 4 – решение первоначального уравнения.

3. Решим уравнение:

3cos х – 4sin х = .

Легко показать, что выражение, стоящее в левой части уравнения

-5   3 cos х – 4 sin х   5,

а выражение, стоящее в правой части уравнения

 =   =     6.

Таким образом, данное уравнение решений не имеет.

4. Решим уравнение:

sin   – sin   · cos   = 1, 5.

Используя метод вспомогательного угла, оценим выражение, стоящее в левой части уравнения. Получим, что

sin х – sin   · cos х =   ·(sin  · sin х – cos  · cos х) =

= –   · cos ,

где   = ± arccos  .

При этом,

 sin2 15x   1,

   2,

    и

-  · cos      .

Таким образом, левая часть  , а правая равна 1,5. А это невозможно. Значит, уравнение решений не имеет.

5. Решим уравнение

 sin   –   sin   = cos · cos х + 2 cos   – 6.

Запишем уравнение в виде   sin   – 2 cos   = cos  · cos   +   sin  – 6. А теперь оценим, используя метод вспомогательного угла, выражения, стоящие в левой и правой частях уравнения.

1)   sin   – 2 cos   =   · 

= -  cos  = – 4 cos   и -4   – 4 cos     4.

2) cos  · cos х +   sin х – 6 =   · ( cos   · cos x + sin  · sin x) – 6 =

 cos   – 6,

где   = ± arccos  .

При этом,

 cos2 24x   1,

 3 + cos2 24x   4,

     2,

– 2   cos     2,

– 8     cos   – 6   – 4.

Таким образом, левая часть   – 4, а правая часть   – 4. Их равенство возможно только при выполнении условия:

Решая эту систему, получим, что х =   + 2 m, где m   Z.

6. Для каждого а решить уравнение 4 cos х · sin a +2 sin х · cos a – 3 cos a = .

4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a = .

Оценим выражение, стоящее в левой части уравнения:

4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a =   · (sin  · sin а +

+ cos  · cos а) =   cos   =

= cos   cos  ,

где   = ± arccos   .

При этом, – 12 sin2  – 12 sin  + 25 = -12 · ( sin2   + sin  –   ) =

= – 12 ·  = – 12 ·  =

= – 12 ·  + 28   28, а 0        .

Таким образом,   cos   =   при

Поскольку,   = ±arccos   + 2?k =

= ±arccos  + 2 k = ± arccos   + 2 k=

= ± arccos  + 2 k == ± arccos  + 2 k,

Описанный способ решения уравнений и неравенств может быть применим в школьной математике и обеспечить расширение компетенций обучающихся в части формального моделирования..