СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как способ формирования и развития самостоятельной познавательной активности студентов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приминение метода проектов на занятиях по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как способ формирования и развития самостоятельной познавательной активности студентов»

Метод проектов как способ формирования и развития самостоятельной познавательной активности студентов

Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.  

Килпатрик в статье «Метод проектов» (1918) определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.

В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

Несмотря на то, что метод проектов был разработан ещё в первой половине XX века, он является одним из наиболее гибких и универсальных методов обучения, а также является достаточно актуальным в современном информационном обществе за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Теоретическая основа внедрения метода проектов разработана в трудах  Евгении Семёновны По́лат.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,

  • творческие,

  • ролево-игровые,

  • информационные,

  • практико-ориентированные (прикладные)

. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,

  • межпредметные проекты

По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,

  • парные,

  • групповые.

По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,

  • средней продолжительности,

  • долгосрочные

По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

  • макет, схема, план-карта;

  • видеофильм;

  • выставка и др.



Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки занятия.

Этапы проектной работы:

I этап – планирование работы на занятии (выбор темы, формирование группы исполнителей, определение сроков);

II этап – выполнение проекта за пределами аудитории (распределение заданий; выполнение заданий; оформление совместного результата).
III этап – возвращение в аудиторию (презентация проекта, оценка и контроль).


Работа по проектной методике требует от студентов высокой степени самостоятельности в поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия.

Это ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов.

Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Также проектная деятельность позволяет осуществлять более индивидуальный подход к студенту.

Меняется и психологический климат на занятии. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть сотрудничество.

В работе над проектом преподаватель:

  • помогает студентам в поиске нужных источников информации;

  • сам является источником;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет студентов;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы студентов над проектом.

Итак, метод проектов  –  это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы. Разработка должна завершиться реальным практическим результатом.


В своей работе использую метод проектов, поскольку он позволяет формировать у студентов различные ключевые компетенции, а именно:

  1. Поисковые (исследовательские) умения;

  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве;

  3. Коммуникативные умения;

  4. Презентационные умения.

Предпочтение отдаю этому методу обучения в связи с особенностями дисциплины – часов мало, материал огромный.

На первых занятиях мы с первокурсниками только учимся выполнять проекты, поэтому с моей помощью тему разбиваем на подтемы, вместе обсуждаем в каком виде можно их представить .

К концу изучения дисциплины уже можно давать студентам только основную тему, а они самостоятельно делят ее на подтемы, собирают материал, обрабатывают его, презентуют свою работу.

Например, было проведено открытое занятие по дисциплине «Украинский язык и литература» на тему: «Мотиви лірики Ліни Костенко». Студентам были предложены поэзии, которые они должны были объединить по тематике и в соответствии с этим разделиться на группы и представить свой проект. Студентки разделились на 4 группы, т.к. им было предложено именно 4 мотива творчества Лины Костенко: мотив творчества, памяти, природы, любви.

На следующем этапе, работая с лидером каждой группы индивидуально, было определено, как представить выбранный мотив и как назвать группу, какой подобрать эпиграф.

В результате получилось, что мотив творчества был представлен группой под названием «Журналисты» в виде газетного разворота под названием «Руки на клавіші слова кладу».





Вторая группа «Мультимедійники» представила мотив памяти в виде презентации «Пам’яті безсмертна діорама».



Третья группа «Художники» представила пейзажную лирику в виде выставки рисунков.







Четвертая группа «Словесники» представила свой проект в виде сообщения.

Лидер каждой группы представлял проект, а каждый участник группы читал одну поэзию наизусть.

В результате мы имеем: именно благодаря методу проектов на занятии удалось прочесть (причем наизусть) и проанализировать все поэзии поэтессы, рекомендованные программой (а их 15);

- каждый студент группы принимал то или иное участие в создании проекта;

- в ходе работы над проектом студенты общались, сотрудничали;

- во время защиты проекта студенты учились выступать перед аудиторией;

- представляя проект, студенты пришли к выводу, что делать это можно по-разному: можно просто подготовить доклад, можно нарисовать, можно создать презентацию, а можно и все вместе сделать. Главное – желание. Обратила внимание студентов, что эти умения пригодятся им в дальнейшем обучении: на защите курсовых, дипломных проектов.

Также в своей деятельности метод проектов я использую и в работе куратора, но во всех случаях предпочтение отдаю груповому проекту, т.к. отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

Метод проектов - своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родителей, а именно:

  • выпускник должен обладать определёнными знаниями, умениями и навыками;

  • осуществлять самостоятельно разные виды деятельности – учебную, трудовую, эстетическую;

  • обладать современными ценностными ориентациями и информационными технологиями;

  • быть готовым к сотрудничеству,

  • быть терпимым,

  • избегать  и преодолевать конфликты.