Метод проектов как способ формирования и развития самостоятельной познавательной активности студентов
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Килпатрик в статье «Метод проектов» (1918) определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Несмотря на то, что метод проектов был разработан ещё в первой половине XX века, он является одним из наиболее гибких и универсальных методов обучения, а также является достаточно актуальным в современном информационном обществе за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Теоретическая основа внедрения метода проектов разработана в трудах Евгении Семёновны По́лат.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: | |
. По признаку предметно-содержательной области: | монопроекты, межпредметные проекты |
По количеству участников проекта: | индивидуальные, парные, групповые. |
По продолжительности проекта: | |
По результатам: | доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка и др. |
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки занятия.
Этапы проектной работы:
I этап – планирование работы на занятии (выбор темы, формирование группы исполнителей, определение сроков);
II этап – выполнение проекта за пределами аудитории (распределение заданий; выполнение заданий; оформление совместного результата).
III этап – возвращение в аудиторию (презентация проекта, оценка и контроль).
Работа по проектной методике требует от студентов высокой степени самостоятельности в поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия.
Это ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов.
Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Также проектная деятельность позволяет осуществлять более индивидуальный подход к студенту.
Меняется и психологический климат на занятии. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть сотрудничество.
В работе над проектом преподаватель:
помогает студентам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет студентов;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы студентов над проектом.
Итак, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы. Разработка должна завершиться реальным практическим результатом.
В своей работе использую метод проектов, поскольку он позволяет формировать у студентов различные ключевые компетенции, а именно:
Поисковые (исследовательские) умения;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения.
Предпочтение отдаю этому методу обучения в связи с особенностями дисциплины – часов мало, материал огромный.
На первых занятиях мы с первокурсниками только учимся выполнять проекты, поэтому с моей помощью тему разбиваем на подтемы, вместе обсуждаем в каком виде можно их представить .
К концу изучения дисциплины уже можно давать студентам только основную тему, а они самостоятельно делят ее на подтемы, собирают материал, обрабатывают его, презентуют свою работу.
Например, было проведено открытое занятие по дисциплине «Украинский язык и литература» на тему: «Мотиви лірики Ліни Костенко». Студентам были предложены поэзии, которые они должны были объединить по тематике и в соответствии с этим разделиться на группы и представить свой проект. Студентки разделились на 4 группы, т.к. им было предложено именно 4 мотива творчества Лины Костенко: мотив творчества, памяти, природы, любви.
На следующем этапе, работая с лидером каждой группы индивидуально, было определено, как представить выбранный мотив и как назвать группу, какой подобрать эпиграф.
В результате получилось, что мотив творчества был представлен группой под названием «Журналисты» в виде газетного разворота под названием «Руки на клавіші слова кладу».
Вторая группа «Мультимедійники» представила мотив памяти в виде презентации «Пам’яті безсмертна діорама».
Третья группа «Художники» представила пейзажную лирику в виде выставки рисунков.

Четвертая группа «Словесники» представила свой проект в виде сообщения.
Лидер каждой группы представлял проект, а каждый участник группы читал одну поэзию наизусть.
В результате мы имеем: именно благодаря методу проектов на занятии удалось прочесть (причем наизусть) и проанализировать все поэзии поэтессы, рекомендованные программой (а их 15);
- каждый студент группы принимал то или иное участие в создании проекта;
- в ходе работы над проектом студенты общались, сотрудничали;
- во время защиты проекта студенты учились выступать перед аудиторией;
- представляя проект, студенты пришли к выводу, что делать это можно по-разному: можно просто подготовить доклад, можно нарисовать, можно создать презентацию, а можно и все вместе сделать. Главное – желание. Обратила внимание студентов, что эти умения пригодятся им в дальнейшем обучении: на защите курсовых, дипломных проектов.
Также в своей деятельности метод проектов я использую и в работе куратора, но во всех случаях предпочтение отдаю груповому проекту, т.к. отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
Метод проектов - своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родителей, а именно:
выпускник должен обладать определёнными знаниями, умениями и навыками;
осуществлять самостоятельно разные виды деятельности – учебную, трудовую, эстетическую;
обладать современными ценностными ориентациями и информационными технологиями;
быть готовым к сотрудничеству,
быть терпимым,
избегать и преодолевать конфликты.