«Методическая мастерская»
Педагогика… Игра на струнах душ.
В сольном исполнении, в оркестре…
Зазвучит сюита или туш?
Исполняй же музыку, маэстро!
Дети наши – чуткий инструмент;
Ты сфальшивишь – и не отзовутся…
Так умрёт мелодия. В момент
Пониманья струны оборвутся!
С.В. Попова
Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги и все присутствующие в этом зале! Позвольте представиться. Зовут меня Арутюнова Ирина Владимировна. Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Усадовская СОШ». Стаж моей педагогической деятельности – 32 года. В образовании городского округа Ступино я веду свою педагогическую деятельность второй год, до этого работала в Мечетинской средней общеобразовательной школе Зерноградского района Ростовской области и в ЧОУ СОШ «Эрудит» г. Ростова-на-Дону.
В школьном образовании постоянно происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Эти изменения ставят перед каждым учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра методов, средств и форм обучения. Педагогика-это не просто наука с огромным багажом разработанных технологий, методов и приемов, а нечто живое, многогранное. Это те самые молодильные яблочки, которые не дают учителям стоят на месте, заставляют нас совершенствоваться, стремиться к высоким результатам, трансформируя проверенные временем методы.
Я люблю свою профессию, я счастлива, что у меня есть возможность быть связующим звеном между великими писателями, поэтами, филологами и детьми. Именно у педагога есть возможность вместе с ребенком открыть еще раз красоту русской поэзии, напевность народных сказок и величие русского языка. Вот тут-то и возникает перед учителем основная задача: КАК увлечь детей и ПОВЕСТИ их за собой? Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Поэтому для себя я решила, что обучать русскому языку и литературе буду через призму удивления и эффект неожиданности. (Я ПОЮ)
Вот так однажды я начала урок литературы в 11 классе. Попробуйте, уважаемые члены жюри, назвать автора и произведение, которое мы изучали на этом уроке? Как вы думаете, будет ли такое появление учителя неожиданностью для учеников? Вызовет ли это интерес, удивление, положительные эмоции? Захочется ли задать вопросы или узнать причину такого появления? Вот так я воплощаю эффект неожиданности в свои уроки.
Мои уроки начинаются с сюрпризов. Например, как вам такое начало урока? В 6 классе я принесла на урок яблоко, апельсин и мандарин. Сначала они были целыми, а потом я взяла нож, разрезала фрукты пополам и спросила детей, как можно назвать каждую часть фрукта. Когда прозвучал ответ: пол-яблока, пол-лимона и полмандарина то спросила, кто может выйти к доске и записать эти слова. Вот тут у ребят возник вопрос: как записать эти слова… Тогда я попросила ребят предположить тему нашего урока. И дети сформулировали ее самостоятельно «Правописание существительных с пол- и полу-». Еще ребята индивидуально дома могут подготовить к началу следующего урока сюрприз и появиться в образе рассказчика, повествующего об интересных фактах из жизни поэта или писателя, биографию которого изучаем на уроке литературы. Такой момент мы называет «Гость из прошлого». Совсем недавно использовала прием «Саквояж» на уроке литературы при изучении рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Выставила перед доской небольшую сумку, в которую мы собирали мысли, точки зрения и чувства. Заранее, поделив класс на группы, я раздала по три карточки. Текст читали с остановками. В первой карточке дети записывали свои мысли, предположения, отвечали на вопрос: что будет дальше? Во второй карточке ребята высказали общую точку зрения по сложившейся ситуации. После прочтения финала произведения дети описали свои чувства, все карточки по мере заполнения опускали в саквояж. Каково же было их удивление, когда мы достали карточки и стали читать. Они искренне радовались за главных героев, восхищались поступками доктора. Это прием помогает ребятам в дальнейшем в работе над сочинением: идет развитие речи, осмысление и анализ произведения. Люблю в уроки литературы вплетать музыкальные произведения. Они звучат интригующе, завораживающе, направляя мысли и эмоции детей в нужное русло. 9 класс. Урок литературы. Звучит музыкальная композиция Алексея Рыбникова из мультипликационного фильма, снятого по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Звучит этот отрывок перед прочтением текста. Ребята затихли, слушают задумчиво, они впечатлены. Потом следует мой вопрос: как вы думаете, каким будет финал произведения? Кто-то из ребят услышал в музыке побег, кто-то душевное смятение, кто-то светлую грусть, печаль, сожаление. Ответы были разные, но никто не сказал о радости, счастье, ликовании. Когда мы дочитали повесть до конца, я еще раз включила музыку, и у многих девочек в 9 классе глаза заблестели от слез.
Есть у нас еще одна изюминка. Ребята назвали ее «Задавалочка». Они самостоятельно составляют небольшие практические задания друг для друга или вопросы по изучаемому материалу, работая в парах. Любят готовить такие задания дома в виде карточек и даже подписывают, кому эта карточка адресована. Проверку таких заданий и выставление отметок за нее также осуществляют дети. На уроках русского языка провожу игру «Плакатист» из используемой в практике педагогики автономии. Например, в ходе изучения такой части речи, как имя прилагательное в 5 классе, есть тема «Синтаксическая роль прилагательных и использование их в текстах». Я предложила ребятам поработать плакатистами и написать текст рекламного плаката для супермаркета в отдел фруктов, используя прилагательные, описывающие товар, для привлечения покупателей. Ребята работали активно, с огромным интересом и желанием. Потом этот же плакат мы использовали на занятии по функциональной грамотности в игре «Поход в магазин». Обучающиеся выбирали по описанию те фрукты, которые хотели бы купить, обозначали стоимость за килограмм и высчитывали общую сумму покупки, закрепляя при этом тему «Имя числительное. Склонение имен числительных».
Метод удивления и эффект неожиданности отлично раскрывается в театрализации, этюдах, инсценировках, актерском чтении и иллюстрировании. Современные дети хотят быть услышанными, оцененными. Им важно себя показать. А где дети получают эту уникальную возможность? В театрализации! Это хорошо воздействует на эмоциональную сферу учеников, активизирует их внимание, воображение, фантазию. Театрализованное представление развивает речь детей, они учатся говорить, слушать, создавать самостоятельные высказываниям. Это очень ненавязчивый и эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса, преодолению ими скованности, стеснения, страха перед публичным выступлением. Мы проводим такие уроки в актовом зале школы в виде спектакля, используя ресурсы нашего школьного музея и костюмерной. Прием театрализации-актуальный прием, потому что проблеме познавательной мотивации обучения в настоящее время отводится довольно пристальное внимание.
Самое удивительное в том, что эти приемы можно применять на любом этапе урока-они везде хороши и уместны. Благодаря эффекту неожиданности мои уроки становятся не только познавательными, но интересными и высоко продуктивными. Есть ли у меня перспектива? Ну конечно! Я буду делать новые шаги, продолжая свою практику, и теперь в моих замыслах связать уроки литературы с настоящим сценическим искусством: посетить с учениками спектакли, чтоб они имели возможность увидеть профессиональные театральные постановки, живую игру актеров, возможно полюбить театр так, как люблю его я. Кто знает, а может со школьных усадовских подмостков шагнет в будущее еще одна Фаина Раневская или Олег Табаков?
Можно ли пользоваться эффектом неожиданности на других уроках? Да сколько угодно! Представляете, как детям будет интересно, если внезапно на урок физики к ним придет Ньютон с яблоком и проведет свой знаменитый эксперимент! Или на уроке английского языка провести пленер: подобрать интересный текст для аудирования и попросить детей нарисовать то, что они услышали. На уроке истории, предлагая детям окунуться в мир нумизматики, учитель может достать принесённую с собой коллекцию монет и рассказать о наиболее редких и интересных, дать детям рассмотреть монеты. Также эффект неожиданности может применяться на этапе изучения новой темы на уроке географии: в качестве демонстрационного пособия можно принести и показать детям настоящие плоды растений, произрастающих на определенных островах. Дети будут удивлены и с любопытством станут слушать рассказы об этих экзотических растениях. А если потом в конце урока еще и удастся попробовать их на вкус-урок станет просто незабываемым!
В заключение хочется отметить, что современный педагог не может работать эффективно без применения в своей работе инновационных методик, использование которых является одним из основных условий повышения качества образования, интереса к изучаемому материалу и последующему применению полученных знаний в жизни. Твердо уверена, что прием удивления и эффект неожиданности на моих уроках являются запускным механизмом для формирования интереса к предметам «Русский язык» и «Литература».
Педагогика… Игра на струнах душ… Это действительно так… А как нам играть, чтобы не оборвать эти тонкие, нежные струны??? Спасибо за внимание!