Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская " Учитель года 2022"»
Методическая мастерская
Тема: «Активизация познавательной деятельности обучащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
Учитель начальных классов
МБОУ Чертковская СОШ №3
Брындина Мария Ивановна
Опыт работы: 3 года
Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в чем суть педагогического мастерства. В.Ф. Шаталов
Активизация познавательной деятельности обучащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, так как учение – ведущий вид деятельности школьника, в процессе которого решаются главные задачи школы: подготовить подрастающее поколение к жизни, труду, развить умение самостоятельно решать проблемы, обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации.
Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность обучащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Цель: повышение активности детей в учебном процессе.
Задачи:
- сохранить и развить познавательную потребность обучащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для освоения наук;
- изыскать пути, условия, системы дидактических приёмов и методов обучения;
- использовать имеющиеся стремления ребёнка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы;
- создать условия для повышения общей познавательной активности обучащихся начальных классов, для роста самосознания, творчества каждого ученика;
- формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
Виды деятельности
Уроки-игры
Коллективная
Уроки-путешествия
Групповая
Уроки-викторины
Парная, индивидуальная
Способы активизации познавательной деятельности обучащихся.
1. Применение нетрадиционных форм урока.
2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному).
4. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы обучащихся.
5. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное ;
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
— ситуация-несоответствие, когда она не вписывается в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.
6. Применение новых информационных технологий:
- тематические презентации; - теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме; - видеофрагменты и видеосюжеты; - карты; - картосхемы; - таблицы и многое другое.
7. Вовлечение обучащихся в создание творческих работ.
Таким образом, я считаю, что использование на уроках и во внеурочной деятельности современных педагогических технологий позволило мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить интерес к предметам, содержательно и методически обогатить учебный процесс, повысить эффективность обучения.
Спасибо за внимание!