Тема: «Путешествие по карте нашей Родины»
Формы работы: групповая, самостоятельная, индивидуальная.
Тип урока:
- по дидактической цели: урок - обобщения и систематизации знаний.
- по содержанию элементов деятельности: урок- исследование.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить знания учащихся по теме «Путешествие по карте страны»; расширить знания о границах нашей Родины, об основных ландшафтах России;
- закрепить умения детей работать с контурной картой, читать элементарные картосхемы, показывать на картосхемах основные поверхности суши, водоемы, обозначать на карте маршруты путешествий.
Развивающие: продолжать развивать географическое мышление, устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу; активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества; любовь к Родине, природе.
Оборудование: физическая карта России, контурные карты, справочная литература (энциклопедия по географии, атлас мира), маркеры, листы А-3, мультимедийная система, красная и синяя тесемки, иголочки.
Ход урока:
1.Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята!
Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.
«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.
В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.
Он знает мир не понаслышке –
Вдоль - поперек его прошел.
О том, что видел - пишет в книжках,
Что где услышал, что нашел.
Без путешествий он не может-
Ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами
Ведь это_____________ (Путешественник)
- Кто такой путешественник? Чем он занимается?
- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. Но в путешествие с собой я могу взять только «настоящих» путешественников.
-Чем же отличается «настоящий» путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?
- Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя «настоящими путешественниками»? Что нам нужно для этого сделать?
- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны?
2.Постановка задачи на урок:
- Ну что, ребята, в добрый путь! Путешествовать вы сегодня будете небольшими группами в разных направлениях нашей необъятной Родины. Результатом нашего сегодняшнего путешествия должна стать памятка для человека, решившего, как и мы, отправиться в путешествие. Прежде чем каждая группа получит свое задание, я даю ровно одну минуту для того, чтобы вы распределили обязанности между членами своей команды. Давайте еще раз вспомним кто чем занимается :
Аналитик - формулирует выводы;
Экспериментатор - отвечает за выполнение практических заданий;
Иллюстратор - отвечает за оформление задания;
Испытатель - отвечает за применение результатов (подготовка выступления);
Ну что, роли распределены. Ко мне подойдут аналитики групп и получат задания.
3.Актуализация знаний:
- Внимание! На выполнение задания вам отводится 15 минут, после чего каждая группа представит свою версию решения поставленной перед ними задачи.
Группа №1:
1) Покажи на контурной карте границы России.
2) Восстанови текст, вставив подходящие по смыслу слова:
«Мы жители страны - Россия. Наша страна расположена на материке __________. Россия занимает самую _____ площадь на карте мира. Если рассматривать карту, то можно увидеть, что она окрашена в _________ цвета. Это потому, что поверхность нашей страны __________________________.В зеленый цвет окрашены _______, в желтый ________, в коричневый ___________, а синим ____________.
На карте нашей Родины можно найти самые крупные реки- _____________________, горы- _____________________. Нашу Родину омывают такие моря и океаны ____________________________________________________________________________________________________________________________________.»
Группа№2:(тест на стр.52 учебника, цветовую гамму дети составляют на листе А-3)
Рассмотри внимательно картинки с изображением ландшафтов нашей Родины. Что можно услышать, увидеть и почувствовать, оказавшись в лесу, пустыне, тундре, горах, степи? Обведи фразу нужным цветом. Рядом с ними запиши номера соответствующих органов чувств (нос-1, глаза-2,уши-3,кожа-4,язык-5):
- Резкий холодный ветер, сбивающий с ног, снежный буран.
- Грохот лавин.
-Вид бескрайних просторов.
-Утреннее пение птиц.
- Сплошной ковер из цветов.
-Запах хвои из смолы.
-Запах цветущих трав.
-Жар от раскаленного песка.
-Осыпающиеся из –под ног камни.
-Страх высоты.
-Долгая полярная ночь.
-Шум листьев над головой.
-Мошкара и комары зудят над ухом и кусают.
-Вкус ягод.
-Сухой горячий ветер.
-Хлюпанье воды под ногами.
Группа №3:
Ваша группа отправилась в путешествие на поезде из Новосибирска в Москву. Что вы увидите в начале пути? В середине пути? В конце пути? Обозначьте на физической карте России маршрут. Составьте картосхему вашего маршрута.
Группа№4:
Подготовьте рассказ об удивительных местах нашей Родины. (Хакасия)
4.Выступление групп.
1 группа - помещает на доску картосхему с обозначенными границами нашей Родины. Испытатель зачитывает восстановленный группой текст.
2 группа - помещает на доску модель ландшафтов России, представленных в цветовой гамме. Испытатель рассказывает о том, что можно услышать, увидеть или почувствовать, оказавшись в разных зонах нашей Родины и какой орган чувств при этом задействуется.
3 группа - на физической карте России показывает маршрут от Новосибирска до Москвы, с помощью тесьмы и иголок. Испытатель представляет составленный группой рассказ о путешествии.
4 группа – представляет результаты исследовательской деятельности в студии «Под открытым небом» в п. Шира Хакассия, рассказывая об удивительных местах нашей Родины.
Задача остальных групп внимательно выслушать выступление, задать выступающим вопросы и подвести итог работы группы.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по просторам нашей Родины. Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего путешествия? Правы ли мы были, когда говорили о том, что настоящий путешественник должен много знать и уметь. А теперь каждая группа подумает и решит, что главное было при выполнении вашего задания ,то ,что можно было бы занести в памятку для тех, кто, так же как и мы собрался в путешествие и хотел бы, как и мы называться «настоящим» путешественником.
5. Составление «Памятки настоящего путешественника»
На доске заголовок «Памятка настоящего путешественника». Каждая группа, исходя из своего задания, формулирует вывод на листе А-3 и прикрепляет его на доску.
Настоящий путешественник должен уметь:
Читать и сам слышать и чувствовать
составлять карту прокладывать определять природу
маршрут границы
России
6.Самоанализ проектной деятельности.
-Ребята, что понравилось вам в работе над проектом?
-С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
-Как вы думаете, что могло послужить причиной этих трудностей?
7.Рефлексия
- Я предлагаю вам в течение 5 минут оценить себя на уроке, какой вклад внес каждый из вас, работая над заданием. Аналитики представят мне результаты.
8.Итог урока.