СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа учителя нач. классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа учителя нач. классов»

Тема: «Путешествие по карте нашей Родины»

Формы  работы: групповая, самостоятельная, индивидуальная.

Тип  урока:

  -  по дидактической цели: урок - обобщения и систематизации знаний.

  -  по  содержанию элементов деятельности: урок- исследование.

Цели урока:

   Образовательные:

   - обобщить знания учащихся по теме «Путешествие по карте страны»; расширить знания  о границах  нашей Родины, об основных ландшафтах России;

   - закрепить умения детей работать с контурной картой, читать элементарные картосхемы, показывать на картосхемах основные поверхности суши, водоемы, обозначать на карте маршруты путешествий.

  Развивающие: продолжать развивать географическое мышление, устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу; активизировать  познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности.

  Воспитательные: воспитывать чувство  сотрудничества, дружбы и товарищества; любовь к Родине, природе.

  Оборудование: физическая карта России, контурные карты, справочная литература (энциклопедия по географии, атлас мира), маркеры, листы А-3, мультимедийная система, красная и синяя тесемки, иголочки.

                                           Ход урока:

1.Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята!

Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.

«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.

В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.

Он знает мир не понаслышке –

Вдоль - поперек его прошел.

О том, что видел - пишет в книжках,

Что где услышал, что нашел.

Без путешествий он не может-

Ведь мир прекрасный так велик!

О ком же речь? Скажите сами

Ведь это_____________ (Путешественник)

- Кто такой путешественник? Чем он занимается?

- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. Но в путешествие с собой я могу взять только «настоящих» путешественников.

-Чем  же отличается «настоящий» путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?

- Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя «настоящими путешественниками»? Что нам нужно для этого сделать?

- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться  в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград  и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны?

 2.Постановка задачи на урок:

-  Ну что, ребята, в добрый путь! Путешествовать вы сегодня будете небольшими группами в разных направлениях  нашей необъятной Родины. Результатом нашего сегодняшнего путешествия должна стать памятка для человека, решившего,  как и мы, отправиться в путешествие. Прежде  чем  каждая группа получит свое задание, я даю ровно одну минуту для того, чтобы вы распределили обязанности  между членами своей команды. Давайте еще раз вспомним кто чем занимается :

Аналитик -  формулирует  выводы;

 Экспериментатор - отвечает за выполнение  практических  заданий;

Иллюстратор - отвечает за оформление задания;

 Испытатель -  отвечает за применение результатов (подготовка выступления);

Ну что, роли распределены. Ко мне подойдут аналитики групп и получат задания.

3.Актуализация знаний:

 - Внимание! На выполнение задания вам отводится 15 минут, после чего каждая группа представит  свою версию решения поставленной перед ними задачи.

Группа №1:

   1)   Покажи на контурной карте границы России.

   2)  Восстанови текст, вставив подходящие по смыслу слова:

«Мы жители страны - Россия. Наша страна расположена на материке __________. Россия занимает самую _____ площадь на карте мира. Если рассматривать карту, то можно увидеть, что она окрашена в _________ цвета. Это потому, что  поверхность нашей страны __________________________.В зеленый цвет окрашены _______, в желтый ________, в коричневый ___________, а  синим  ____________.

На карте нашей Родины можно найти самые крупные реки- _____________________, горы- _____________________. Нашу Родину омывают такие моря и океаны ____________________________________________________________________________________________________________________________________.»

Группа№2:(тест на стр.52 учебника, цветовую гамму дети составляют на листе А-3)

Рассмотри внимательно картинки с изображением ландшафтов нашей Родины. Что можно услышать, увидеть и почувствовать, оказавшись в лесу, пустыне, тундре, горах, степи? Обведи фразу нужным цветом. Рядом с ними запиши номера соответствующих органов чувств (нос-1, глаза-2,уши-3,кожа-4,язык-5):

- Резкий холодный ветер, сбивающий с ног, снежный буран.

- Грохот лавин.

-Вид бескрайних просторов.

-Утреннее пение птиц.

- Сплошной ковер из цветов.

-Запах хвои из смолы.

-Запах цветущих трав.

-Жар от раскаленного песка.

-Осыпающиеся из –под ног камни.

-Страх высоты.

-Долгая полярная ночь.

-Шум листьев над головой.

-Мошкара и комары зудят над ухом и кусают.

-Вкус ягод.

-Сухой горячий ветер.

-Хлюпанье воды под ногами.

Группа №3:

Ваша группа отправилась в путешествие на поезде из Новосибирска в Москву. Что вы увидите в начале пути? В середине пути? В конце пути? Обозначьте на физической карте России маршрут. Составьте картосхему вашего маршрута. 

Группа№4:

Подготовьте рассказ  об удивительных местах нашей Родины. (Хакасия)

4.Выступление групп.

   1 группа - помещает на доску картосхему с обозначенными границами нашей Родины. Испытатель зачитывает восстановленный группой текст.

   2 группа - помещает на доску модель ландшафтов России, представленных в цветовой гамме. Испытатель  рассказывает о том, что можно услышать, увидеть или почувствовать, оказавшись в разных зонах нашей Родины и какой орган чувств  при этом задействуется.

   3 группа - на физической карте России показывает маршрут от Новосибирска до Москвы, с помощью тесьмы и иголок. Испытатель  представляет составленный группой рассказ  о  путешествии.

   4 группа – представляет  результаты исследовательской деятельности в  студии «Под открытым небом» в п. Шира  Хакассия, рассказывая об удивительных местах нашей Родины.

      Задача остальных групп внимательно выслушать выступление, задать выступающим вопросы и подвести итог работы группы.

-  Вот и подошло к концу наше путешествие по просторам нашей Родины. Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего путешествия? Правы ли  мы были, когда говорили о том, что настоящий путешественник должен много знать и уметь. А теперь каждая группа подумает и решит, что главное  было при выполнении  вашего задания ,то ,что можно было бы занести в  памятку для тех, кто, так же как и мы собрался в путешествие и хотел бы, как и мы называться «настоящим» путешественником.

5. Составление «Памятки  настоящего путешественника»

На доске заголовок «Памятка настоящего путешественника». Каждая группа, исходя из своего задания, формулирует  вывод  на листе А-3 и прикрепляет его на доску.

 

 

                            Настоящий путешественник должен уметь:

        Читать и сам                                                                       слышать и чувствовать

составлять  карту      прокладывать       определять       природу

                                        маршрут                 границы

                                                                          России

6.Самоанализ  проектной деятельности.

-Ребята, что понравилось вам в работе над проектом?

-С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

-Как вы думаете, что могло послужить причиной этих трудностей?

7.Рефлексия

- Я предлагаю вам в течение  5 минут оценить  себя на уроке, какой вклад внес каждый из вас, работая над заданием. Аналитики представят мне результаты.

8.Итог урока.