СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Дидактическая кукла Катя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

 «Дидактическая кукла Катя»

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

возрастная группа: вторая группа раннего возраста

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Дидактическая кукла Катя»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан













Методическая разработка

«Дидактическая кукла Катя»

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

возрастная группа: вторая группа раннего возраста

















Выполнил: воспитатель Гарифуллина Р.Н.

квалификационная категория: первая

стаж работы в данной должности: 11 лет














2020г.

Тема: «Использование методического пособия «Дидактическая кукла Катя» для развития речи.

Направленность: обобщение знаний детей о сезонных предметах одежды.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

Вид: дидактическое пособие.

Предназначение: для детей 2-3 лет.

Продолжительность: с 10.03.2020г.-23.03.2020г.

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

Людмила Покровская.


Актуальность:      Значение куклы в раннем дошкольном возрасте невозможно переоценить.   Кукла с набором сезонной одежды это самая главная игрушка для детей всех возрастов. С помощью куклы дети закрепляют название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по названному сезону, называть предметы и детали одежды. Кукла помогает детям правильно одеваться по сезонам и показывает, что зимой носят шубку и варежки, а летом – легкое платьице.

Дидактическая кукла творит чудеса: она веселит, обучает, развивает, воспитывает.

       Образовательная деятельность, режимные моменты, дидактические игры с ней проходят более интересно, ярко, содержательно, весело, и конечно, познавательно. В играх с куклой зарождается сюжетно - ролевая игра, когда ребенок использует взятую на себя роль. Они играют во все то, что встречается в жизни. Играя, ребенок копирует взаимоотношения людей и усваивает законы общества, в которых живет. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующими социализации детей. У малышей развивается речь, мелкая моторика рук (разные виды застежек, шнуровки, липучки, и закрепляются знания об одежде: форма, цвет, назначение, функциональная часть, совершенствуются знания о ткани (плотность, фактура, назначение, свойства) и т. д.

Кукла – наше отражение. В игре с куклой ребенок реализует свой опыт, повторяет действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке, и мальчику. Кукла выполняет разные роли: является помощницей, близким другом ребенка, с куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она помогает ребенку запоминать названия основных частей тела, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д.

Именно поэтому актуальной становится наша методическая разработка, в котором мы используем игровые задания и ситуации, где дети знакомятся с сезонной одеждой с помощью кукол.

 Цель: Формирование интереса детей к окружающей действительности и потребностей к творческому самовыражению через совместную деятельность со взрослыми.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами одежды по сезонам;

-Формировать обобщающее понятие «одежда», ее связи с сезоном;

- Учить сортировать одежду по видам;

-Показать детям зависимость здоровья от одежды и времени года.

Развивающие:

-Развивать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, воображение и ориентировку в пространстве;

-Развивать представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к созданию одежды для кукол;

- Воспитывать бережное отношение к своей одежде и одежде других;

- Воспитывать творческий потенциал детей.

Описание пособия:Рост куклы – 44 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки.У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, ленточки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года.

Дидактическая кукла Катя представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.



Летней комплект одежды куклы Кати: Весна

Осень Зима


К дидактической кукле прилагается папка-передвижка времена года.

Она изготовлено в виде папки-передвижки, которые соединяются друг с другом в любом порядке с помощью зажима. Поделено на 4 части, по временам года: зима, весна, лето, осень.Выполнено из различных материалов: фанера, фетр, атласные ленты, прищепки, бусы, перья, липучки.

Основа пособия фанера (35см*50 см), на лист фанеры натянулафлисовую ткань голубого цвета (фон). Вырезала из фетра и пришила основные элементы панно деревья на каждую часть,ствол дерево выполнено из фетра коричневого цвета с элементами шнуровки, цветы на прищепках, к тучке пришиты атласные лент с бусинками. Вырезала остальные съёмные элементы из фетра и пришила «липучки» на листья, снежинки, цветы, грибы, лучи, облака, фрукты, овощи, животные, бабочки.Каждая деталь пособия пристегивается, приклеивается.

Каждая страница соответствует определенному времени года. Присутствует основная тема смены времен года. Всё просыпается, оживает, затем появляются плоды, потом листочки дерева желтеют, опадают, приходит зима.


Этапы работы:

I – подготовительный ( с 10.03.2020г. по 13.03.2020г)

-выявление актуальной проблемы;

- подбор и изучение методической литературы;

- выбор материала;

- изготовление многофункционального дидактического пособия;

II- основной (с 16.03.2020г. по 20.03.2020г.)

Реализация основных видов деятельности:

- знакомство детей с пособием «Дидактическая кукла Катя»;

- использование дидактических игр в работе с детьми;

- использование игр и упражнений на развитие тактильной памяти;

III– заключительный (20.03.2020г)

Обобщение материалов и результатов работы:

- презентацияпособия.



Ожидаемый результат:

- знания о разных видах одежды, о возможности самим создавать гардероб для кукол;

- интерес к созданию одежды для кукол;

- сформируется устойчивый интерес к куклам;

- повысится речевая активность детей;

- развитие в разных видах деятельности;

- знание стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами.

Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

Вариации:

- по используемому варианту;

- по размеру;

- по количеству составляющих частей;


Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- показ сказки с использованием дидактической куклы.


Основные достоинства:

- многофункциональность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
























Тематический план:

Месяц

Игры

Форма работы

Дни

Март

Знакомство с методическим пособием «Дидактическая кукла Катя» - сказка «Путешествие куклы Кати» (Приложение №1)

Подгрупповая

16.03.2020г.


март


Игра «Времена года»

(Приложение №2)

Цель: формирование представлений о природных признаках разных времен года; расширение знаний об окружающем мире; формирование пространственно-временного ориентирования.

Игровая ситуация «Кукла Катя собирается на прогулку»(Приложение№3)

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда»«обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим

индивидуальная подгрупповая

17.03.2020г.


Март


Игра «Уложим куклу спать»(Приложение №4)

Цель: Познакомиться с предметами одежды, закрепить последовательность одевания и раздевания куклы; воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим, формировать словарь, прививать культуру общения.


индивидуальная подгрупповая

18.03.2020г.

Март

Игровая ситуация «Угостим куклу чаем»(Приложение №5)

Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Задачи: Закреплять трудовые навыки в ходе поручений, во время игры (накрывать на стол скатерть, посуду к чаепитию т. д.).

Обогащать словарный запас (молочник, сахарница, масленка, конфетница и т. д.).

Формировать знания детей о чайной посуде.

Воспитывать у детей бережное отношение к куклам, желание ухаживать за ними.

Индивидуальная

подгрупповая

19.03.2020г.


Март

 Игра «Прическа для куклы Кати». (Приложение №6)

Цель:учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их.

- Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

- Воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу.

- Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличий.

- Воспитывать уважение, развивать интерес к труду парикмахера.

Индивидуальная

подгрупповая

20.03.2020г.






Список использованной литературы:

  • Елецкая О.В., Варенина Е.Ю. День за днём говорим и растём (пособие по развитию детей раннего возраста). – ТЦ  Сфера, 2005.

  • Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. –

М.: Просвещение,1986.

  • Развивающие игры с малышами до 3-х лет/Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль.1997г.

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста. – М.:Просвещение, 2005г.

  • Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.










































Приложение





























Приложение №1

Сказка «Путешествие куклы Кати».

Жила-была кукла Катя. Она очень грустила, потому что у неё не было друзей. И вот однажды Катя проснулась и очень удивилась: все было укрыто белым и пушистым снегом! И вдруг к нему прилетела маленькая снежинка и говорит:

- Меня зовут Снежинка! Давай дружить!

- Как здорово обрадовалась Катя, только расскажи, кто ты и откуда прилетела?

- Я прилетела из волшебной страны под названием Зима! Там очень холодно, и много снега! Но зато очень весело, потому что можно играть в снежки и из снега лепить снеговика.

- Как интересно! Я тоже хочу там побывать!- сказала кукла Катя.

В одно мгновенье Снежинка и кукла Катя очутились в стране Зима. Они весело играли в снежки. Но вскоре Кате пришло время прощаться со Снежинкой, так как это страна исчезала.

Кукла Катя загрустила, ведь она только обрела друга. Но Снежинка на прощанье ему говорит:

- Не грусти! Ведь скоро появиться новая страна Весна, и там ты найдешь новых друзей.

Т ак и произошло: засветило солнышко, снег растаял, потекли ручьи, и лисёнок оказался в другой стране под названием Весна. И там она нашла подружку Капельку.

- В этой стране - сказала Капелька- все оживает! Прилетают птички, рас-тет зеленая трава, распускаются цветы на деревьях, расцветают первые цветы, летают бабочки! Но это страна тоже ненадолго, потому что на смену приходит Лето.

Катя с нетерпением ждала Лето. Так ей хотелось побывать в этой новой волшебной стране. И вскоре так и случилось.

Капелька показал Катеньке, как в этой волшебной стране Лето цветут цветы, как появляются фрукты и ягоды! Все вокруг зелено и играет яркими красками.

-Как здесь интересно! – воскликнул Катя

- Вот бы остаться здесь навсегда.

Но подружка Капелька сказала, что это невозможно, так как за страной Лето появиться новая страна

- Осень.

Со временем Катя побывал и в стране Осень. Там ей тоже очень понравилось. Ведь там деревья были одеты в нарядные золотистые платья, шел дождик, и вырастали грибы, поспевали овощи на грядках.

Каково же было удивление, когда Катя опять встретила свою подружку Снежинку и снова очутился в волшебной стране Зима. Так продолжается и до сих пор. Катя со своими друзьями путешествует из одной страны в другую.
















Приложение №2

Игра «Времена года»

Цель: формирование представлений о природных признаках разных времен года; расширение знаний об окружающем мире; формирование пространственно-временного ориентирования.

Игровая ситуация организуется в игровом уголке, где заранее подготовлен гардероб с сезонной одеждой. К детям в гости приходит кукла Катя.

Предварительная беседа:

– Какие времена года вы знаете?

– Что такое одежда?

– Для чего нужна людям одежда?

– Что относится к одежде?

Стихотворение Л.Г. Парамоновой «К одежде относится…»:

К одежде относятся брюки, жилеты,

Платья, костюмы, пальто и жакеты.

Теплые шубки мы носим зимой,

Ну а плащи одеваем весной.

Воспитатель предлагает рассмотреть одежду и найти ответы на загадки про одежду разного времени года.

Я, как зонт не промокаю,

от дождя вас защищаю.

И от солнца я укрою.

Ну, так что же я такое? (Плащ)

От холода и снега

Согреет  где  б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой оденешь что ты… (Шубку)\\

Оно из шерсти может быть;

Воротничок красивый.

Но чтобы вы не заболели

Нам мамы одевать велели

Когда капель и солнце греет,

От ветра это нас согреет. (Пальто)

Как избавиться от скуки?

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет… (Платье)

Вопросы детям:

– Какую одежду носят зимой (весной, летом, осенью) и почему?




Приложение №3

Кукла Катя собирается на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда»«обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.















 Игра «Уложим куклу спать»Приложение №4

Цель: Познакомиться с предметами одежды, закрепить последовательность одевания и раздевания куклы; воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим, формировать словарь, прививать культуру общения.

Материал: кукла в одежде, кровать, стульчик.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу ранее незнакомую детям куклу. Кукла «здоровается» с детьми, расспрашивает кого как зовут, рассказывает о себе.

Воспитатель: Кукла Катя очень ласковая, добрая и воспитанная девочка. Она очень устала, долго гуляла на улице, помогала другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей отдохнуть, показывают красивую кроватку.

Воспитатель: «Отдохни, Катенька, приляг на кроватку, тебе будет удобно».

Обращаем внимание на ласковое произношение слов.

Воспитатель: Катя еще маленькая, не умеет самостоятельно раздеваться и поэтому надо помочь ей в этом.

Воспитатель обращает внимание на последовательность раздевания, аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды. Дети желают Катя «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!». Воспитатель предлагает спеть Катеньке колыбельную:


Баю-баю, вею-вею

Над головкою твоею.

Баю-баю, налетаю,

Колыбель твою качаю.

Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай.

Далее воспитатель обращает внимание детей, когда кто-нибудь спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не разбудить спящего. Пока Катя спит, воспитатель предлагает нарисовать для неё красивый мяч. Свои рисунки дети откладывают в сторону, воспитатель говорит, что пора уже будить Катю. Будить надо ласково, нежно, чтобы не испугать, говорить при этом добрые слова. Катя просыпается, дети помогают ей одеться, соблюдая последовательность одевания, снова закрепляя названия одежды. Затем дарят ей свои рисунки.



Игровая ситуация «Угостим куклу чаем»Приложение №5

Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Задачи: Закреплять трудовые навыки в ходе поручений, во время игры (накрывать на стол скатерть, посуду к чаепитию т. д.).

Обогащать словарный запас (молочник, сахарница, масленка, конфетница и т. д.).

Формировать знания детей о чайной посуде.

Воспитывать у детей бережное отношение к куклам, желание ухаживать за ними.

Оборудование: Кукольный чайный сервиз, скатерть, салфетки, кукла, стол, стулья, угощение для куклы.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: кукла

Воспитатель: Правильно, а куклу зовут Катя. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуй Катя!

Воспитатель: Молодцы, ребята давайте угостим нашу гостью чаем. Мы же с вами гостеприимные хозяева.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы угостим Катю чаем. Давайте накроем стол для чаепития.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Расстилаем скатерть, ставим салфетки, расставляем чашки,, блюдца, чайник.

- Ребята, а с чем мы будем пить чай?

Дети: с сахаром, конфетами, молоком.

Воспитатель: Молодцы, давайте расставим угощение на стол. (Дети расставляют угощение.В-ль предлагает присесть к столу.)

В-оспитатель: Ребята, разливайте чай. А кому первому мы нальем чай?

Дети: Кате.

Воспитатель: Правильно, первой наливают чай Кате, потому что она гостья и гостю всегда уделяют внимание первым.

Дети: Угощайся, Катя конфетой. Ешь Катя конфету.

Воспитатель: Ребята, надо взять вазочку с конфетами и сказать: угощайся, Катя, пожалуйста.

Продолжается игра, дети обыгрывают чаепитие:

-предлагают попить чай

- ложечкой размешать сахар

- раздают угощение

- вытирают рот салфеткой

Катя благодарит за угощение детей и уходит.

Дети прощаются с куклой и приглашают ее снова в гости.



Приложение №6

Игровая ситуация «Прическа для куклы Кати».

Цель:учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их.

- Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

- Воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу.

- Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличий.

- Воспитывать уважение, развивать интерес к труду парикмахера.

-Обогащать знания детей о людях профессии парикмахер.

- Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.

Материалы: ножницы игрушечные, бигуди, заколки и зажимы, альбомы со стрижками, использованные флаконы от лака, шампуня, куклы, фартук, пелеринка, зеркало, кисточка, расчески, набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

 

Ход: Звонок в дверь

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам пришел. Давайте сходим, посмотрим. Кто это к нам пришел? - (открывают дверь, смотрят: стоит кукла Катя).

Воспитатель: Это кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся (здороваются с куклой). Катя, что случилось?

Воспитатель: - Дети, скоро у нашей Кати - День рождения! И она пригласила меня на свой праздник. Да вот беда, красивую причёску я не знаю где делают. А вы знаете?

-Послушайте, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, во что мы будем сегодня играть.

-Ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, во что мы будем сегодня играть.

Ножницы, шампунь, расческа,

Всем я делаю прически,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей!

-Правильно, ребята, это парикмахер.

-А кто знает где работает парикмахер?

- Что делает парикмахер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку);

- Кто приходит к парикмахеру стричься? (мужчины, женщины, девочки и мальчики);

- Что надевает мастер на плечи клиенту, когда работает? (накидку-пелеринку);

Воспитатель: Правильно, ребята. Это работа парикмахера. - А хотите мы сейчас с вами сегодня поиграем в парикмахерскую?

Воспитатель: А теперь давайте сделаем прическу красивую, для нашей куклы Кати. У нее скоро день рождения, она должна быть самой красивой.

Воспитатель: А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этой красивой коробочке. А что там внутри, давайте посмотрим.

Воспитатель: достает из коробки расческу, бигуди, заколки, фен, ободки. – Посмотрите, а что у меня в руке? Молодцы, это фен. - Кира, а для чего нам нужен фен? Правильно, чтобы сушить волосы. – А что мы делаем с расческой? Конечно ребята, мы ей расчесываем волосы. – А зачем нам нужны бигуди? – Вика, ты знаешь? - У мамы твоей есть бигуди? Вика: - Да, она накручивает волосы. Воспитатель: - А у девочек дома есть заколки для волос? – Какие они красивые. –Вот у Марины какая яркая заколка-цветок. – Посмотрите, сколько у нас в коробочке много разных заколочек и ободков. – Теперь мы с вами расчешем кукле Кате волосы и сделаем красивую прическу с помощью заколок и ободка. Ведь скоро у нее праздник.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь мы с вами вспомним потешку «Расти, коса, до пояса»:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят —

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель: - Мы расчесали кукле Кати волосы, теперь будем делать красивую прическу. –Вот бигуди, ее надо наматывать на волосы вот так. – Хочешь попробовать одеть бигуди Илона на нашу куклу Катю? –Вот как хорошо у тебя получилось, держаться крепко. – Теперь нам надо расчесать волосы и одеть ободок. – София, помоги мне расчесать куклу Катю. – Как красиво мы ей накрутили волосы. – Вика, давай теперь закончим нашу модную прическу нашей кукле Кате и оденем ей ободок. - Вот одели ободок с цветочком, накрутили локоны. -Вот теперь наша кукла Катя может отмечать свой день рождение с модной прической и нарядном платье.

Воспитатель: - Ребята, вы можете продолжать играть, возьмите кукол и по очереди делайте прически, ведь все куклы хотят быть красивыми.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!