СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка является формой зачета по курсам "Школа современного учителя"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23

п. Красногорняцкого








Методическая разработка

«Формы и методы обучения

на современном учебном занятии по русскому языку»

(на примере урока русского языка по теме

«Деепричастие как часть речи» 7 класс)














Автор:

Светлана Викторовна Скубба,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории











2021 год





СОДЕРЖАНИЕ

№ п.п

Название раздела

Страницы

1

Аннотация

3

2

Пояснительная записка

4-5

4

Технологическая карта учебного занятия

6-13

5

Приложения

14-23

6

Используемая литература

24










































АННОТАЦИЯ


В качестве зачетной работы по курсам повышения квалификации «Школа современного учителя» предлагается методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку (на примере урока русского языка по теме «Деепричастие как часть речи» 7 класс), в центре которой сценарий урока, составленный в форме технологической карты. Автор разработки – учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и критериями оценки практического задания в рамках курсов.

В методической разработке предлагаются современные приемы и методы обучения русскому языку, указаны предметные и метапредметные результаты обучения по теме представленного урока. На каждом этапе учебного занятия предлагаются конкретные задания, описание УУД, примеры дифференцированных заданий, что отражает индивидуальный подход в обучении. Также отражены приемы формирующего оценивания на примере заданий, предложенных обучающимся. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке по критериям, представленным в Листе самооценки. В отдельной графе указаны формы работы с обучающимися на уроке. Домашнее задание и задания на контрольно-оценочном этапе урока имеет разноуровневый характер, что помогает индивидуализировать обучение. В центре дидактического материала – текст на основе сборника «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева, что является реализацией требования текстоцентрической направленности к урокам русского языка, а также материалы, способствующие нравственному воспитанию обучающихся. В начале урока отсутствует этап проверки домашнего задания, так как предлагаемая тема изучается после контрольной работы по предыдущему разделу, и учитель может не давать домашнее задание на следующий урок.

Материал, необходимый для использования в ходе урока, представлен в пронумерованных приложениях.

Насыщенность урока предполагает быстрый темп его проведения и знакомство обучающихся с предлагаемыми приемами работы на ранее проводимых занятиях.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Являясь участником федерального проекта «Современная школа», я стала слушателем курсов «Школа современного учителя. Русский язык». Изучила лекции, в результате чего систематизировала свои знания по методике преподавания русского языка в современных условиях и выбрала тему для практического задания - методической разработки «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку».

Цель методической разработки – представление опыта использования современных приемов и методов на уроках русского языка для повышения познавательного интереса обучающихся.

Задачи:

  1. Соотнести этапы учебного занятия с эффективными приемами и методами обучения в современных условиях.

  2. Использовать актуальные приемы и методы.

  3. Предложить описание выбранных приемов и методов для возможности применения их коллегами.

  4. Представить сценарий урока в форме технологической карты с целью дальнейшего практического применения коллегами.

Общедидактическая цель развивающего (системно-деятельностного) урока - формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:

Образовательные

обеспечить усвоение знаний о грамматических признаках деепричастия как части речи, совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать изучаемый материал, грамотно использовать в речи деепричастия при построении предложений

Развивающие

активизировать познавательную деятельность; умение выступать и защищать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки работы в малых группах; создать условия для развития у школьников умений формулировать промежуточные проблемы, предлагать пути их решения, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи, развивать познавательный интерес к русскому языку

Воспитательные

создавать условия для формирования ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое;

создавать условия для ориентации в закономерностях развития языка; овладения языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладения основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования.


Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-диалогического обучения, дифференцированного обучения, технологии формирования критического мышления (ТФКМ).


Главным результатом урока является интеллектуальный продукт, устанавливающий знания о грамматических признаках деепричастия как части речи, умения самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи, выражать свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи и в письменных текстах.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Сценарий учебного занятия русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи».


Тема учебного занятия, класс, учебник

Деепричастие как часть речи, 7 класс

Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. «Русский язык. 7 класс», М.: «Просвещение», 2018 г.

Тип занятия (урока)

Развивающий (системно-деятельностный) урок, I урок в разделе «Деепричастие»

Предметные результаты обучения

Характеризовать деепричастия как особую группу слов.

Определять признаки глагола и наречия в деепричастии.

Уместно использовать деепричастия в речи.

Метапредметные результаты обучения

Овладение универсальными познавательными действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению.



Ход занятия.


п.п.

Этапы

учебного

занятия


Подэтапы


Приемы и методы


Содержание


Формируемые УУД


Формы работы

1

Мотивационно-целевой

Организация начала урока

Приветствие

Учитель: Сегодняшний урок я начну словами французского философа

Ж. Ж. Руссо: "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

Самоорганизация,

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения




Мотивация учебной деятельности

 Подводящий к теме диалог (технология проблемно-диалогического обучения)

На доске высвечивается цитата А.М. Пешковского: «У каждой части речи есть свои достоинства».

Учитель: Как вы понимаете эти слова лингвиста? (части речи делятся на группы в зависимости от их грамматического значения и общих грамматических признаков, а также вопросов, на которые они отвечают)

Учитель: Определите части речи слов в предложении «Следуя за своей мечтой, двигайся к своей цели».

Учитель: У какого слова трудно было определить часть речи? Почему? А где нам пригодятся знания обо всех частях речи русского языка? Чтобы успешно написать ВПР в конце учебного года, нам необходимо научиться определять новую часть речи?

Выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,

выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;




Фронтальная





Парная



Определение темы урока, постановка цели и задач






Учитель: Это слово относится к деепричастиям. Сформулируем тему урока. (Деепричастие как часть речи)

Учитель: При помощи таблицы сформулируйте цели урока (Приложение 1)

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи

Фронтальная




Парная

2

Поисково-исследовательский

Актуализация опорных знаний

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез (технология проблемно-диалогического обучения)

(Вопросы, которые задает учитель, высвечиваются на экране, в ходе диалога отмечаются те вопросы, на которые обучающиеся затруднялись дать ответ)

Учитель: Ориентируясь на поставленные цели, давайте проанализируем слово «следуя» и выясним, какие признаки характерны для деепричастия: 1)что обозначает, 2) на какой вопрос отвечает, 3) с какой частью речи схоже это слово по вопросу, 4) можно ли по вопросу определить вид деепричастия, 5) можно ли определить возвратность, 6) изменяется ли это слово, 7) какую синтаксическую роль выполняет в предложении?

На какие вопросы не смогли ответить? Что нужно сделать, чтобы найти ответы на вопросы?

Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.


Фронтальная



Изучение нового материала

ТФКМ, прием «Составление таблицы»














ТФКМ, прием «Корзина вопросов»

(эти вопросы учитель может использовать на стадиях «контрольно-оценочный» или «рефлексивно-обобщающий»)

Учитель: Ознакомившись с параграфом учебника (п.22), составьте таблицу, отражающую признаки деепричастия (Приложение 2)

Проверка по образцу (высвечивается на экране) и самооценка (в Листе самооценки)









Учитель: Представьте, что вы учитель. Какие вопросы зададите своим ученикам, чтобы проверить их знания по теме урока? Предлагаю составить как тонкие, так и толстые вопросы.

Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи в зависимости от коммуникативной установки; эффективно запоминать и систематизировать информацию.


самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования в форме вопросов

Парная и индивидуальная

















Индивидуальная

3

Практико-ориентированный

Первичная проверка усвоения знаний














Первичное закрепление знаний




Прием «Сорбонка»







Беседа










Прием «Диктант шпиона»





Прием «Я- корректор»

Задание 1. Учащимся предлагается текст о жизненной цели (по Д.Лихачеву), в котором они должны найти деепричастия, подчеркнуть их и, применив прием «Сорбонка», ответить на вопросы учителя

(Приложение 3)

Но вначале - беседа по содержанию текста:

1.О чем говорится в тексте?

2.Озаглавьте его и подумайте, что отражает ваш заголовок: тему или основную мысль текста?

3.Какие предложения содержат основную мысль текста? Выразите свое отношение к ней.


Задание 2.

Физкультминутка

Классу предлагается «Диктант шпиона»

Приложение 4.


Задание 3.

«Я – корректор»

Учащимся предлагается исправить ошибки в употреблении деепричастий в предложениях, объяснить свой выбор. Проверка по ключу (на экране)

Приложение 5.

Использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),

осознанно относиться к другому человеку и его мнению.

Парная








Фронтальная












Групповая




Парная






4

Контрольно-оценочный

Контроль и самопроверка

Прием дифференцированного обучения (разноуровневые задания)


Предложенные задания обучающиеся сдают учителю в конце урока на проверку, оценки сообщаются на следующем уроке.




Задание 4. Приложение 6.

Обучающимся предлагаются 3 варианта заданий:

Красная карточка – повышенный уровень (составить лингвистическую сказку о деепричастии как части речи)

Зеленая карточка – средний уровень (тестовые задания закрытого и открытого типа)

Желтая карточка – облегченный уровень (списать деформированный текст, подчеркнуть деепричастия как члены предложения, указать вид, возвратность, выделить суффиксы)

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Индивидуальная

5

Рефлексивно-обобщающий

Подведение итогов урока

«Корзина вопросов»

Прием формирующего оценивания «Светофор»: если ученик знает ответ на вопрос, поднимает зеленую карточку, если не знает – красную.









«Проблемный вопрос»


Прием формирующего оценивания «Да-Нет»


Учитель предлагает классу ответить на вопросы, которые они подготовили в роли учителей на этапе изучения нового материала.

Если останутся вопросы, на которые ребята все-таки не могут дать ответы, их можно оставить на следующий урок и задать при проверке домашнего задания или на этапе актуализации знаний.


Учитель: Лингвист Д.Н. Ушаков утверждал: «Деепричастия – это наречия, являющиеся глагольными словами и имеющие общие с глаголом основы». А авторы вашего учебника придерживаются мнения о том, что деепричастия – это особая форма глагола. Как вы считаете, кто прав? Свое мнение аргументируйте.


Учитель задает вопросы обучающимся: если они согласны с утверждением, поднимают карточку со словом «ДА», если не согласны, со словом «НЕТ»

Приложение 7.

выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;


Фронтальная



Рефлексия


Заполнение трансфертных листов

Приложение 8.

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

Индивидуальная







6

Домашнее задание


Прием дифференцированного обучения (разноуровневые задания): обучающиеся самостоятельно выбирают уровень домашнего задания; выполняя задания 2 или 3 уровня, обучающиеся освобождаются от задания 1 уровня.

1 уровень (обязательный минимум): п. 22, упр. 153 (списать деформированный текст, ответить на вопросы после упражнения)

2 уровень (тренировочный):

п. 22, упр. 154 (написать мини-сочинение об отличительных признаках причастий и деепричастий на основе вопросов из рубрики «Советы помощника»)

3 уровень (творческое задание): п. 22, составить кроссворд по теме урока.

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Индивидуальная



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Таблица целеполагания.

Задание обучающимся: найдите соответствия в 1 и 2 колонках и сформулируйте цели урока (Пример в таблице). Таблицу необходимо распечатать к уроку в расчете «одна на парту» (без стрелок)


З НАТЬ

Находить деепричастия в предложении

На какие вопросы отвечает деепричастие

Уместно использовать в речи

УМЕТЬ

Морфологические признаки деепричастия

Синтаксическую роль деепричастия

Что обозначает деепричастие

С помощью каких суффиксов образуется


ВАРИАНТ ДЛЯ ПЕРЕНОСНОЙ ДОСКИ

(таблица в печатном виде с правильным соответствием дублируется на переносной доске, открыта в течение урока, периодически учитель обращается к ней после выполнения заданий, обращает внимание на то, какая цель при этом достигнута; в конце урока в Листе самооценки обучающиеся самостоятельно оценивают, достигли они поставленные на уроке цели или нет)

ЗНАТЬ

Что обозначает деепричастие

На какие вопросы отвечает деепричастие

С помощью каких суффиксов образуется

Морфологические признаки деепричастия

Синтаксическую роль деепричастия

УМЕТЬ

Находить деепричастия в предложении


Уместно использовать в речи























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Пример таблицы, которую составляют обучающиеся после самостоятельного знакомства с материалом п.22 в учебнике. Эту таблицу (можно предложить схему) обучающиеся оформляют на этапе урока «Изучение нового материала»: прием технологии формирования критического мышления. Это способствует развитию самостоятельности, умению обобщать прочитанную информацию и запоминать главное. Таблица может иметь и другой формат.


Образец-пример для высвечивания на экране

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Образуется при помощи суффиксов –а,-я, -в, -вши, -ши.

Обозначает добавочное действие к основному.

Отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? Каким образом?

Признаки глагола

Признаки наречия

вид

неизменяемость

возвратность

в предложении - обстоятельство

выступает в роли главного слова в словосочетании

выступает в роли зависимого слова в словосочетании



Образец деформированной таблицы для слабо мотивированных обучающихся (необходимо заполнить пропуски после знакомства с информацией в п. 22). Этот вариант таблицы необходимо распечатать к уроку по количеству слабо мотивированных детей.


Деепричастие – особая …… форма глагола, совмещающая в себе признаки …… и ……..

Образуется при помощи суффиксов ..., …., ….., ….., …... .

Обозначает…….. действие к основному.

Отвечает на вопросы ………..? ………? ……? …………..?

Признаки глагола

Признаки наречия





















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Учащимся предлагается прочитать текст, найти деепричастия и ответить на вопросы, применяя прием «Сорбонка»: у детей на партах лежат одинаковые комплекты карточек, учитель задает вопрос, ученики поднимают карточку с правильным ответом.

Человек, сознательно или интуитивно выбирая себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Ставя перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, человек оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Живя, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Ставит себе цель, достойную человека. (по Д.Лихачеву)


  1. Вопросы учителя:

А) перечислите найденные деепричастия (ответ записывается учениками на свободной карточке).

Б) вид деепричастий

В) возвратность

Г) суффиксы, при помощи которых образованы деепричастия

Д) изменяются ли эти слова


  1. Ответы обучающихся (на карточках-сорбонках)

А) выбирая, ставя, живя

Б) несовершенный вид

В) невозвратные

Г) – Я

Д) нет



КАРТОЧКИ: размер 7 см на 12 см, в каждый комплект входит 11 карточек, распечатать по количеству парт, так как работа парная.


Несовершенный вид

Возвратные




Невозвратные

-ВШИ

Совершенный вид



ДА

НЕТ











ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


Слова для физкультминутки («Диктант шпиона»): разговаривая, покраснев, пугаясь, разговорившись, испугавшись, обернувшись, краснея.


Класс делится на 3 команды, каждой команде предлагается перечень деепричастий, которые нужно распределить по виду и возвратности-невозвратности. Члены команды по очереди подходят к листочкам с предложенным перечнем деепричастий, запоминают очередное слово и, возвращаясь, записывают вместе с членами команды в нужную колонку.


Совершенный вид

Несовершенный вид

Возвратное деепричастие

Невозвратное деепричастие











Количество слов зависит от количества человек в группе, каждый член команды должен подойти к листику со словами.

Другой вариант предполагает отдельно распечатанные слова на листочках, собранные в конвертах для каждой команды. Слова для каждой команды одинаковые, каждое слово повторяется два раза, так как его нужно характеризовать по виду и по возвратности.

Можно дополнительно подготовить такой же конверт для сильного ученика, который одновременно работает на магнитной доске с распечатанными заготовками – для проверки работы команд.


Таблица для заполнения ответа (образец)

Совершенный вид

Несовершенный вид

Возвратное деепричастие

Невозвратное деепричастие

Покраснев

Разговорившись

Испугавшись

Обернувшись

Разговаривая

Пугаясь

Краснея

Пугаясь

Разговорившись

Испугавшись

Обернувшись

Разговаривая

Покраснев

Краснея



Вывод: деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Возвратные деепричастия имеют постфикс –СЯ, -СЬ, невозвратные этого постфикса не имеют.













ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Прием «Я – корректор». Ребятам необходимо найти ошибки в употреблении деепричастий и исправить их. Для быстроты выполнения учащимся предлагается карточка с предложениями, в которых – пропуски для исправленных деепричастий. Количество карточек соответствует количеству парт (работают в парах).

Предложения для задания

«Я-корректор».


Карточка.

Предложения для коррекции ошибок

(работают учащиеся)

  1. Пригрозя дочке пальчиком, мама прошептала: «Тихо! Бабушка спит»

  2. Тихонько положа портфель, Галинка подошла к столу и стала делать уроки.

  3. Открывая дверь, подружка вошла и весело сказала: «Привет, Галинка»

  4. Бабушка улыбнулась, приголубя внучку.


  1. ________________ дочке пальчиком, мама прошептала: «Тихо! Бабушка спит»

  2. Тихонько ______________ портфель, Галинка подошла к столу и стала делать уроки.

  3. ______________ дверь, подружка вошла и весело сказала: «Привет, Галинка»

  4. Бабушка улыбнулась, ______________ внучку.




ВАРИАНТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО КЛЮЧУ НА ЭКРАНЕ


Ключ для самопроверки

  1. ПРИГРОЗИВ дочке пальчиком, мама прошептала: «Тихо! Бабушка спит»

  2. Тихонько ПОЛОЖИВ портфель, Галинка подошла к столу и стала делать уроки.

  3. ОТКРЫВ дверь, подружка вошла и весело сказала: «Привет, Галинка»

  4. Бабушка улыбнулась, ПРИГОЛУБИВ внучку.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 6.


Разноуровневые задания для индивидуальной работы: Обучающимся предлагаются 3 варианта заданий, каждый вправе самостоятельно выбрать соответствующее своим способностям и желаниям карточку для индивидуальной работы. Карточки распечатываются к уроку на бумаге соответствующего цвета. По окончании учитель собирает работы и объявляет оценку на следующем уроке.

Красная карточка – повышенный уровень (составить лингвистическую сказку о деепричастии как части речи)

Пример сказки: В волшебной и интересной стране Морфологии жили-были королева Наречие и король Глагол. Родился у них сын Деепричастие. Принц очень общителен, поэтому весело отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Каким образом?» и другие. Он всегда помогает своему отцу Глаголу, потому что обозначает добавочное действие. Как и отец Глагол, Деепричастие имеет совершенный и несовершенный вид, может быть возвратным и невозвратным. Но и от матери Наречия Деепричастие взяло признак неизменяемости: образуется при помощи суффиксов –А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ, при этом не имеет окончания! Деепричастие часто приезжает на бал частей речи в сопровождении существительных, местоимений, братьев-глаголов и сестер-наречий, с ними Деепричастие кружится в парах-словосочетаниях: но одни из них подчиняются Деепричастию, а другие главенствуют. Деепричастие любит красивую одежду, украшенную пунктиром с точкой, потому что, находясь на работе в офисе Предложения, является обстоятельством.


Зеленая карточка – средний уровень (тестовые задания закрытого и открытого типа)

  1. Найдите правильные утверждения:

А) деепричастие обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом-сказуемым

Б) деепричастие отвечает на вопросы «что сделавший?», «что делающий?»

В) деепричастия образуются при помощи суффиксов –А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ.


  1. Признаки каких частей речи имеет деепричастие:

А) прилагательного и глагола

Б) наречия и прилагательного

В) глагола и наречия


  1. Заполните таблицу:

Признаки глагола

у деепричастий

Признаки наречий

у деепричастий




  1. Укажите неверное утверждение:

А) деепричастия изменяются по временам

Б) деепричастия могут быть возвратными и невозвратными

В) деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида


  1. Выпишите деепричастия из предложений, укажите их вид, выделите суффиксы:

Высокий ствол, качнувшись, косо пошел вниз, обламывая ветки. _______________________________________


6. Найдите деепричастия несовершенного вида:

А- беспокоясь;

Б- почуяв;

В- закончив;

Г- продумывая.


7. Найдите деепричастия совершенного вида:

А- услышав;

Б- решая;

В- держа;

Г- собравшись.


8. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б ) Я открыл окно и залюбовался видом.

В ) Брат, склонив голову, что-то писал.

Г ) Разложив игры, дети сели в кружок.

Д) Решение задачи, проверенное учителем, было правильно.


9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав книгу,

А) меня заинтересовали ее герои.

Б) мне понравилась главная героиня

В) я понял замысел автора

Г) она произвела на меня большое впечатление


10. Составьте синквейн по теме «Деепричастие»

Желтая карточка – облегченный уровень (списать деформированный текст, подчеркнуть деепричастия как члены предложения, указать вид, возвратность, выделить суффиксы)


Справочный материал.

  1. После Ж, Ш, Ч, Щ пишем У, А, И.

  2. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий проверяется по вопросу от определяемого слова: по дороге (какОЙ?) длиннОЙ.

  3. Если в предложении нет противопоставления с союзом А, если перед прилагательными нет слов ВОВСЕ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, ДАЛЕКО, если прилагательное без НЕ не употребляется, то прилагательные с НЕ пишутся слитно.

  4. После шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) в суффиксах существительных под ударением пишется О, без ударения Е.


Три медведя.

По засыпан..му галькой берегу шли три медведя. Шлепая по мелкой воде ш..рокими лапами, медведица вышла на противоположный берег. Ёе примеру последовал второй (не)большой медведь. На правой стороне реч..шки оставался маленький медвеж..нок. Он тоже было побрел по воде, но, достигнув глубокого места, остановился. Медведица, в одно мгновение оч..тившись около среднего медвеж..нка, передней лапой дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Продолжая держаться лапой за ушиблен..е место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за ш..ворот и поволок его через глубокое место. Вскоре группа исчезла в ч..ще.



ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Вопросы для реализации приема формирующего оценивания «ДА-НЕТ»: учитель задает вопросы, ученики показывают соответствующую карточку со словами «ДА» или «НЕТ».


  1. Деепричастие особая форма глагола.


ДА

  1. Деепричастие обозначает добавочное действие.


ДА

  1. Деепричастие отвечает на вопросы «что делая? что сделав?»


ДА

  1. А ещё деепричастие отвечает на вопрос «какой?»


НЕТ

  1. Деепричастие образуется при помощи суффиксов –А, -Я, -В, - ВШИ, - ШИ

ДА

  1. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

ДА

  1. В предложении деепричастие – обстоятельство.

ДА

  1. Деепричастие изменяется по временам.

НЕТ




























ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Трансфертный лист используется на этапе «Рефлексия», распечатать по количеству обучающихся для индивидуальной работы.


Интерес

Что интересно  было на уроке?


Творчество

Выполнение каких работ запомнилось, понравилось?


Обучение

Чему вы научились?


Главное

Назовите слово-ассоциацию, которое передает ваше отношение к уроку.








































ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Лист самооценки.


п.п.

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ

МОИ БАЛЛЫ

1.

Участие в беседе с учителем в течение урока:

- активное участие

-пассивное участие


1

0


2

Составление таблицы по параграфу:

- отражено грамматическое значение деепричастия

- указаны суффиксы деепричастий

- названы вопросы деепричастий

- перечислены признаки глагола

- перечислены признаки наречия


1

1

1

1

1


3

Карточки-сорбонки: за каждый правильный ответ – 1 балл

max 5 баллов


4

«Диктант шпиона»

- команда распределила все слова верно

-есть ошибка(-и)


1

0


5

«Я – корректор»

- все ошибки найдены и верно исправлены

- исправлены верно 2-3 ошибки

- ошибки не исправлены или исправлены неверно


2

1

0


6

«Светофор»

- знаю ответы на большинство вопросов

-по просьбе учителя ответил на вопрос (-ы)

- на многие вопросы ответов не знаю, на вопросы учителя ответить не смог (-ла)


1

1

0


7

Игра «ДА-НЕТ»

- ответил(-а) на все вопросы верно

-допустил (-а) 1-2 ошибки

- допустил (-а) более 2 ошибок


2

1

1


8

Самоорганизация и дисциплина:

- на уроке я был(-а) внимателен, сосредоточен, не отвлекался, в тетради писал (-а) аккуратно, я достиг(-ла) поставленные на уроке цели (см. таблицу на переносной доске)


1


9

ИТОГО за работу в классе

«5» - 21-20

«4» - 19-18

«3» - 17-15












ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. В.И. Садкина, «101 педагогическая идея. Как создать урок», М.: ООО «Издательская группа «Основа»», 2013 г.

  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др., «Образовательные технологии. Сборник материалов», М.: Баласс, 2008 г.

  3. Цикл лекций «Особенности современной методики преподавания» в рамках курсов «Школа современного учителя. Русский язык»

  4. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. «Русский язык. 7 класс», М.: Просвещение, 2018 г.





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!