СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Всем кто собирает портфолио на аттестацию, может пригодиться как шаблон.
Управление образования администрации
Арзамасского муниципального района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «Древний Восток»
Выполнил: Миронов Ю.Е.
учитель истории
МБОУ «Абрамовская СОШ»
Арзамасского района
2013 год
Содержание
Методическая разработка раздела образовательной программы……3-29
Пояснительная записка………………………………………………3-4
Цель и задачи раздела………………………………………………….5
Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и осмысления учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями………………………………………...6-8
Психолого-педагогическая характеристика класса……………….9-10
Ожидаемые результаты освоения раздела программы………….11-17
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся…………………………….18-19
Система знаний и система деятельности……………………………………………………….20-22
Программа, УМК……………………………………………………...23
Поурочное планирование по разделу…………………………….24-28
Список литературы…………………………………………………..29
Разработка урока по всеобщей истории ……………………………30-40
Тема …………………………………………………………………..30
Тип урока……………………………………………………………..30
Цели и задачи урока…………………………………………….......30
Методы обучения…………………………………………………….30
Формы урока…………………………………………………………30
Форма организации работы в классе………………………………30
Средства обучения………………………………………………......31
Хронометраж урока…………………………………………...........31
Ход урока по теме
«Обобщающий урок по теме: Древний Египет»………………32-39
Список литературы к конспекту урока……………………………40
Приложение………………………………………………………….41-45
Методическая разработка раздела образовательной программы.
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления методической разработки раздела образовательной программы являются:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ№ 1089 от 05.03.2004 г.;
- Базисный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2008г.;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год;
- Программа для ОУ: А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2007.
Несомненным достоинством программы является то, что она выполняет одно из главных требований Госстандарта – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного осмыслить исторический опыт человечества в целом. УМК содержат разнообразный аппарат ориентировки, который служит помощником в учебной деятельности.
Мне также близки приоритеты, на которые опираются авторы при составлении программы:
- предоставление учителю возможностей более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;
- системное обучение работе с различными видами и стилями информации (текстовой, графической, мультимедийной и др);
- системное обучение работе с исторической картой, в результате присутствует предметная связь с «Географией»;
- единый подход к содержанию, методике принципам конструирования курса по всей линии.
Импонирует мне и то, что программа предусматривает выбор учителем способов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, развитие их самостоятельности при изучении истории.
Важен также и планируемый результат обучения - овладение школьниками целостного представления об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, системой исторических знаний и умений, их освоение путем применения в различных ситуациях, формирование у школьников коммуникативных компетенций.
Раздел «Древний Восток» программы 5 класса по истории Древнего мира (всеобщая история) направлена на формирование у школьников:
- ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Древнего мира;
- толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях.
- навыка работы с терминами, причинно-следственной связью, работы с исторической картой.
Раздел «Древний Восток», представленный в методической разработке, изучается в 5 классе общеобразовательной школы, в первой и во второй четверти учебного года, по нему планируется 20 учебных часов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА
Цель: изучая раздел «Древний Восток» программы школьного курса истории в 5 классе, показать учащимся важность взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, охарактеризовать становление институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину.
Задачи:
Образовательные:
- усвоить основные понятия темы, научиться работать со схемами, исторической картой,
- содействовать развитию мыслительных действий обучающихся на уроке изучая данный раздел.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления путем установления причинно-следственных связей.
- формировать у обучающихся умение излагать и аргументировать собственные суждения об исторических явлениях;
- развивать умения самостоятельно изучать информацию и систематизировать ее, работая с историческими источниками;
Воспитательные:
- создавать условия для развития у учащихся позитивной жизненной мотивации, высокого морального и культурного уровня.
- воспитывать уважение прав и свобод человека;
- воспитывать чувство толерантности, гуманизм, широту мировоззрения
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Известно, что возможность успешного продвижения пятиклассников в учебной деятельности зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе из начальной в среднюю школу, в которой обучение становится предметным. Осваемый материал в соответствующем разделе программы как раз приходится на период адаптации учеников 5 класса. Психологически они должны привыкнуть к требованиям средней школы. Предмет «История Древнего мира» может заинтересовать их и упростить этот процесс, т.к. данный предмет является новым для учащихся, то успешная реализация цели и задач раздела программы позволить повысить мотивацию учащихся на получение новых знаний и умений, которые понабиться им в дальнейшим.
Сам процесс перехода школьников из младшего звена в среднее является переломным. В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер. Для большинства пятиклассников мнение учителей всё ещё является важным, но постепенно более значимыми становятся сверстники. В этом возрасте ярко выражено стремление к установлению доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Постепенно ведущей деятельностью становится не учёба, а интимно-личностное, исповедальное общение. Если ребенку, который поменял школу или класс, не удается найти в новом коллективе близких друзей – у него возникают очень серьёзные психологические проблемы.
Продолжается развитие произвольности (подросток учится заставлять себя), растет способность к рефлексии. Происходит выработка собственных взглядов и убеждений, формируется идентичность – человек ощущает себя неизменным в разных обстоятельствах, сохраняет верность самому себе.
В возрасте 11-14 лет наблюдается прогрессивный рост интеллектуального развития. У большинства школьников возрастает общая осведомленность, умение проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности.
Темпы развития словесно-логического мышления превосходят темпы развития наглядно-образного, но развивать у пятиклассников нужно обе формы мышления. Начиная примерно с 11 лет, школьники становятся способны к формальным логическим операциям, которые выполняются в уме, но на первых порах желательна опора на внешние, наглядные данные. Научные понятия следует формировать на основе представлений, житейских понятий.
В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Но восприятие пока ещё недостаточно дифференцировано. Поэтому нужно обучать наблюдению, синтезирующему восприятию. Нужно учить устанавливать связи между элементами воспринимаемого, т.е. описание явлений и событий должно включать в себя их логическое объяснение.
Механическая память в этом возрасте обычно хорошо развита. Необходимо совершенствовать смысловую память: показывать различные мнемонические приемы, при пересказе учить делить текст на смысловые части, придумывать заголовки, подбирать ключевые слова.
У пятиклассников преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором. Детям бывает трудно сосредоточиться более чем на 15-20 минут. У некоторых внимание устойчивое, но плохо переключается (они испытывают трудности при смене деятельности); некоторые внимание переключают легко, но поэтому и легко отвлекаются. А некоторые ученики своё внимание концентрируют не на уроке, а на чём-то другом, поэтому попросту часто «выпадают» из урока (слушают, но не слышат). У большинства пятиклассников обычно бывают затруднения с распределением и переключением внимания, что следует учитывать при смене видов деятельности на уроке. Учебная деятельность невозможна без мотивации. Идеальный вариант – учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии.
Таким образом, учащиеся в обучении и общении на заданном этапе должны перейти от ориентации на заданный образец к выбору собственных форм действий. Всё это возможно, если использовать несколько приемов:
- Развитие внимания посредством использования игровых технологий и проблемных заданий;
- Развитие памяти и аналитических навыков при работе с фактическим материалом;
- Развитие мышления через формирование умения выделять различные признаки исторического явления, давать простейшие определения, устанавливать причинно-следственные связи;
- Развитие речи через формирование умения высказывать свою точку зрения по изучаемому материалу.
Исходя из своей педагогической практики, считаю, что достичь поставленной цели поможет использование на уроках таких методов обучения, как разноуровневое обучение, обучение при использовании исследовательского метода, проблемный метод обучения, объяснительно-иллюстративный метод обучения, методы устного и письменного контроля. Необходимость дифференцированного подход бесспорна. При такой организации работы можно уделять больше времени отстающим обучающимся, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, с учетом особенностей характера.
Главная идея метода при использовании исследования в сотрудничестве, или исследовательского обучения в команде, - учиться вместе, а не просто выполнять задания вместе. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем это касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, но и нравственного.
Методы проблемного обучения (Г.И. Лернер) показали необходимость и актуальность в использовании в современной школе. До 20% классно-урочных занятий по разделу планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность). На этапе введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»; на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность»; на этапе проверка произведённого решения – «точность».
Объяснительно-иллюстративный метод необходим учащимся, т.к. абстрактное мышление у учащихся 5 класса развито слабо или вовсе отсутствует и их особенность восприятия требует наличие наглядного, иллюстративного материала при обучении.
Метод устного и письменного контроля необходим на этапе первичного и общего для раздела контроля. При этом его удобно сочетать с эвристической беседой или тестовой технологией.
Итак, можно сделать вывод, что при достижении поставленной цели перед учеником раскрывается смысл учебной деятельности, как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому, возникающее новое отношение к учению, к знаниям – одна и важных сторон взрослости, культивируя и развивая которое можно преодолеть возникающие в этот период развития трудности в поведении и воспитании школьников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 5 классе обучается 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек, большинство учащихся 2002 года рождения. Состав класса стабильный, за последние 3 года не изменялся.
Большинство учащихся класса воспитываются в полных семьях, где родители уделяют должное внимание воспитанию своих детей. Есть 6 неполных семей, но и здесь родители проявляют интерес к обучению детей.
В классе 4 отличника, 12 хорошистов, 4 учащихся учатся на «4» и «3». У учащихся класса обнаружены следующие типы мышления: теоретический, наглядно-образный, интуитивный, репродуктивный.
Интеллектуальный уровень учащихся 5 класса достаточно высок. Для познавательного процесса характерна целостность и осмысленность восприятия. Достаточно хорошо развито логическое мышление. У многих пятиклассников достаточно высокий уровень сформированности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Но есть учащиеся со средним уровнем. Неплохо выражена у них и способность к формированию суждений, умозаключений.
Учащиеся со слабым уровнем сформированности мыслительных операций тоже присутствуют. Как правило, они нуждаются в педагогической помощи для осмысления заданий; алгоритмов или дополнительных пояснений. Преобладающей мыслительной операцией является у них пересказать понятия, найти простейшие не соответствия, устанавливать лёгкую зависимость.
У большинства учащихся класса преобладает сознательный уровень мотивации. Дети стремятся к активному познанию мира. Их побуждает учиться стремление узнать новые факты. Присутствуют учащиеся с преобладанием эмоциональной мотивации. Дети стремятся получить хорошие оценки – мотивация благополучия. В целом класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. Дети умеют оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Психологический климат в классе благоприятный. Учащиеся стремятся помочь друг другу, в совместных делах проявляют организованность, взаимопомощь. Проявляется сознательная дисциплина. На основании вышеизложенного можно заключить, что учащиеся 5 класса имеют достаточно высокоинтеллектуального развития, интерес к окружающему миру. В результате у них формируется устойчивая мотивация изучения предмета истории.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
В результате изучения раздела «Древний Восток» курса «История Древнего мира» в 5 классе обучающиеся должны знать:
Географическое положение и особенности общественно-экономического строя каждой страны древнего востока,
Крупнейшие исторические события, связанные с этими странами, а также причинно-следственную связь возникновения и последствия этих событий,
Культурное наследие стран древнего востока,
Появление первых религий и их особенность,
Используя полученные в ходе изучения курса знания, обучающиеся должны уметь:
Использовать различные источники информации для своего развёрнутого ответа, в том числе работать с историческим источником,
объяснять различные причинно-следственные связи,
описывать иллюстрации и работать с ними для составления рассказа,
использовать историческую карту для получения достоверной информации и выполнять все задания связанные с ней,
оценивать культурное достояние стран древнего востока
формировать совместную деятельность с другими учениками
определять своё место в мире.
Важно при получении результата, правильно и эффективно его диагностировать с теми требованиями, которые предлагает раздел программы. А именно использовать такие виды диагностики как: текущий контроль, осуществляемый преподавателем (учителем) в ходе повседневной учебной работы, в основном на учебных занятиях; периодический контроль- проводится после изучения темы или раздела учебной программы. Все эти виды контроля проводятся учителем в форме: устного опроса, который основан на оценке устного ответа обучаемых на задаваемые преподавателем вопросы. Это наиболее гибкий метод диагностики, который применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с обучаемыми, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы; проблемного практикума, который основан на групповой проверки совместной деятельности учащихся в решении поставленной проблемы перед ними. Эта форма диагностики позволяет проверить коммуникативность, мотивационность группы и ход их действий для решения проблемы, степень решения учащимся их проблемы; контрольной работы, предусматривающей выполнение обучаемыми определенного письменного, практического задания. Данная форма направлена на диагностику умений учащихся владеть совокупностью знаний за изученный ими раздел, а также применять имеющиеся знания для доказательства тех или иных теоретических положений прикладного характера.
Тема 1.Государство на берегах Нила.
Основное содержание (знания): Географическое расположение этой древней страны и её природные условия. Система орошения земель под урожай. История возникновения древнего Египта.
Практикум (умения). Знакомство с историческим источником и системы работы с ним. Работа с исторической картой.
Ценностный компонент: Уметь работать сообща, излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Тема 2. Земледелие и ремесло в Древнем Египте.
Основное содержание (знания): Социальная лестница древнего Египта. Труд землевладельцев. Знакомство с ремеслом древнего Египта.
Практикум (умения). Практическая работа с учебником в парах, работа с историческими источниками. Работа с терминами. Выполнение дополнительных заданий повышенной сложности на выбор ученика.
Ценностный компонент: Оценивание достижения культуры египтян.
Тема 3.Жизнь египетского вельможи.
Основное содержание (знания): Дом и удобства вельможи. Государственная служба вельмож и её особенности.
Практикум (умения). Работа с иллюстрациями учебника и дополнительных материалов. Составление рассказы в малой группе.
Ценностный компонент: Выявление нравственных ценностей и ошибок цивилизации.
Тема 4. Военные походы фараонов.
Основное содержание (знания): Знание основных направлений военных походов фараонов. Причины походов и их результат. Армия египтян и особенности военного дела.
Практикум (умения): работа с исторической картой. Работа по составлению инсценировки военного похода фараона малой группой.
Ценностный компонент: Понимание важности социальной роли в жизни общества.
Тема 5 . Религия древних египтян.
Основное содержание (знания): Список богов древнего Египта и особенности миропонимания египтян. Строительство храмов. Работа жрецов и основные обряды египтян.
Практикум (умения). Работа с учебникам по вопросам в тетради.
Ценностный компонент: Формирование собственной оценки порядков египетского общества.
Тема 6 . Искусство древнего Египта.
Основное содержание (знания): Строительство пирамид и основных храмов. Археологические открытия в гробницах фараонов. Скульптура и живопись древних египтян
Практикум (умения). Работа с иллюстрациями учебника и работа с дополнительными источниками информации для составления домашнего сообщения.
Ценностный компонент: Формирование собственной оценки порядков египетского общества.
Тема 7. Письменность и знания древних египтян.
Основное содержание (знания):Загадочные иероглифы и история их расшифровки. Знакомство со средствами письменности египтян. Система образования в древнем Египте. Основные изобретения египтян.
Практикум (умения): Творческое задание по составлению египетского письма в парах.
Ценностный компонент: Понимание важности учения.
Тема 8. Обобщающий урок по стране: «Древний Египет».
Основное содержание (знания): Повторение и закрепление всех знаний полученных ранее.
Практикум (умения): Групповая работа с элементами игры.
Ценностный компонент: Оценивания своего уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?» и «чему мне ещё нужно научиться, чтобы узнать …»)
Тема 9.Древнее Двуречье.
Основное содержание (знания): Месторасположение и природа Двуречья. Социально-экономические отношения. Развитие ремесла. Система образования и религиозные представления о мире Двуречья. Письменность в Двуречье.
Практикум (умения): Совместная работа с учебником и исторической картой.
Ценностный компонент: Уметь определять свою позицию и ценности в отношении социально-экономических отношений Двуречья.
Тема 10. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Основное содержание (знания): Знакомство с биографией правителя Вавилона и его законами.
Практикум (умения): Групповая работа с анализом исторического документа (законы царя Хаммурапи)
Ценностный компонент: Давать собственную оценку представлениям о справедливости вавилонского царя.
Тема 11 Финикийские мореплаватели.
Основное содержание (знания): Знакомство с географическим положением и основным занятием Финикии. Направления Финикийской колонизации. Система письменности финикийцев.
Практикум (умения): Сравнительный анализ-практикум Финикии с изученными странами. Работа с исторической картой.
Ценностный компонент: Определение своей позиции в отношении социально-экономических отношений Финикии.
Тема 12 Библейские сказания.
Основное содержание (знания): Знакомство с географическим положением и основным занятием и образом жизни Палестины. Знакомство с основными историями Библии. Знание 10 заповедей и религиозной системы евреев. Влияние иудаизма на возникновение христианства.
Практикум (умения): Сравнительный анализ-практикум Палестины по плану с изученными странами. Работа с исторической картой и учебником.
Ценностный компонент: Оценивание нравственных идей иудаизма и формирование нравственных ценностей у себя.
Тема 13 Древнееврейское царство.
Основное содержание (знания): Библейские истории о военных походах царей Палестины.
Практикум (умения): Анализ действий героя при совместном чтении библейских историй.
Ценностный компонент: Формирование нравственных ценностей у себя, при изучении темы.
Тема 14 Ассирийская держава
Основное содержание (знания): Знакомство с географическим положением и основным занятием и образом жизни Ассирии. Знакомство с основными направлениями завоевательных походов ассирийских царей и их результатами. Библиотека царя Ашшурбанипала.
Практикум (умения): Сравнительный анализ-практикум Ассирии по плану с изученными странами. Работа с исторической картой и учебником. Ценностный компонент: Оценивание моральной стороны ассирийских завоеваний.
Тема 15 Образование Персидской державы
Основное содержание (знания): Знакомство с возникновением Персидской державы (направления завоевания персов). Деятельность Дария I. Знакомство с понятием «реформа»
Практикум (умения): Работа с исторической картой и учебником.
Ценностный компонент: Оценивание основных персидских ценностей и их ошибок.
Тема 16 Природа и люди Древней Индии
Основное содержание (знания): Знакомство с географическим положением и основным занятием и образом жизни Индии. Знакомство с религией Индии и её влияние на кастовую систему общества. Возникновение первой мировой религии – Буддизма
Практикум (умения): Сравнительный анализ-практикум Индии по плану с изученными странами. Работа с исторической картой и учебником.
Ценностный компонент: Оценивание нравственных идей индуизма и буддизма.
Тема 17 Индийские касты
Основное содержание (знания): Знакомство с социальным положением каждой касты и её обязанностью.
Практикум (умения): Работа по группам с историческим источником (древними индийскими законами)
Ценностный компонент: Оценивание нравственных идей индуизма.
Тема 18 Месторасположение древнего Китая. Конфуций и его учение.
Основное содержание (знания): Знакомство с географическим положением и основным занятием и образом жизни Китая. Знакомство с религиозными представлениями Китая. Учение Конфуция. Китайская наука и изобретения.
Практикум (умения): Сравнительный анализ-практикум Китая по плану с изученными странами. Работа с исторической картой и учебником.
Ценностный компонент: Оценивание нравственных идей конфуцианства (особенно в воспитании младшего поколения).
Тема 19 Образование единого Китая и его распад.
Основное содержание (знания): История объединения Китая. Завоевательные походы Цинь Шихуана. Процесс распада Китая и причины этого процесса
Практикум (умения): Работа с исторической картой и учебником.
Ценностный компонент: Выделять своеобразие и ценности древней китайской цивилизации для себя и современного общества
Тема 20 Обобщающий урок по всему пройденному разделу «Страны Древнего Востока»
Основное содержание (знания): Повторение и закрепление всех знаний полученных ранее.
Практикум (умения): Практикум – выполнения контрольных заданий (тестирования)
Ценностный компонент: Оценивания своего уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?» и «чему мне ещё нужно научиться, чтобы узнать …»)
1.5 ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современной школе создается всё больше условий, которые могут обеспечить следующие возможности:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявить соответствующие коммуникативные умения.
Для реализации этих возможностей, по моему, мнению, целесообразно использовать современные образовательные технологии и методы обучения, которые повышают качество образования, более эффективно используют учебное время и снижают долю репродуктивной деятельности учащихся на уроке. Эти технологии мной используются и в процессе изучения учебного материала к разделу «Древний Восток». К таким современным педагогическим технологиям и методам относятся:
Технология групповой работы (обучение в сотрудничестве). Изучали педагоги: А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин. Использование данной педагогической технологии позволяет сформировать у учащихся навык самостоятельной работы, навык коммуникативного взаимодействия. Данная технология используется на всех уроках- практикумах раздела «Древний Восток».
Технология дифференцированного обучения. Здесь учитываются индивидуальные различия обучающихся. Данная технология, которая эффективно используется на уроках в качестве целостной системы на каждом уроке, позволяет уделить внимание проблемам каждого ученика, в том числе и отстающего.
Тестовая технология применяется при оценке результативности работы (диагностики результатов изученной темы или раздела). Можно составлять тесты для индивидуального или фронтального контроля, а также стандартизированные, или нестандартизированные. Используется на каждом уроке.
Технология проблемное обучение (А.Лернер) - используется в результате решения проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Данная технология может использоваться мной как постановка задачи в начале каждого урока или как метод при организации практикумов по изученной теме.
Здоровьесберегающие технологии дают возможность равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Используются на уровне целостной системы практически на каждом уроке.
Информационно-коммуникационные технологии – изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование межпредметных знаний. Эффективность современных вышеперечисленных образовательных технологий значительно повышается при активном использовании информационно-коммуникационных средств. Это позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. 50% уроков раздела программы «Древний Восток» основаны на частичном или полном применении ИКТ.
При организации учебного процесса используются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации, работа с учебником, практические работы.
Формы организации учебной деятельности, применяемые на уроках раздела «Древний Восток»: индивидуальная, групповая и фронтальная.
СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьники должны уметь видеть сущность предмета истории. А именно, закон ускорения исторического развития, закономерность и эволюционность исторического процесса, роль личности в истории, общечеловеческие и общекультурные ценности. В рамках данного раздела учащиеся формируют такую систему знаний как:
- Историческое время – ориентируются в событиях разного периода, происходивших в разных государствах, изучаемых в разделе «Древний Восток»;
- Историческое пространство – совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории;
- Исторические факты – знание реального события прошлого. Например фактом является – войны египетских фараонов;
- Причинно-следственные связи, которые вытекают из хода исторических событий;
- Фактор личности в истории – деятельность личности в разное историческое время и значения деятельности этой личности для исторического процесса.
- Опыт, система взглядов людей на происходящие события и их отношения к ним, с последующим вкладом (продуктом деятельности) для совершенствования общества.
Система деятельности.
Система деятельности обучающихся при изучении раздела программы
«Древний Восток»
| Деятельность обучающихся | Пример |
1 | Познавательная деятельность | - использование анализа как метода познания, при работе с историческим источником - умения обобщать пройденный материал - сопоставлять факты, события - устанавливать причинно-- следственные связи
|
2 | Преобразующая деятельность | - умение задавать вопросы - ставить задачи по преобразованию реальности - умение действовать в ситуации неопределенности - формировать поиск новых путей решения проблем
|
3 | Общеучебная деятельность | - деятельность по организации учебного места - формирование умений и способов поиска исторической информации - работа со справочной и дополнительной литературой - совершенствованию техники чтения - формирование навыков конспектирования - организация работы в группе - использование метода взаимопроверки
|
4 | Самоорганизующая деятельность | - формировать способы самостоятельной постановки целей для изучения темы - самостоятельного учета собственной деятельности - написание эссе - выступление с сообщениями
|
1.7.ПРОГРАММА, УМК.
Программа общеобразовательных учреждений – История Древнего мир – А.А. Вигасин, Г.И. Годер – М.: Просвещение, 2007.
История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая – М.: Просвещение, 2010.
Поурочные разработки для учителя – История Древнего мира/ О.В.Арасланова – М.: ВАКО, 2004.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира – Г.И.Годер в 2 – х частях – М.: Просвещение, 2011.
Контрольно-измерительный материал – История древнего мира /М.Ю.Брандт - М.: Дрофа, 2011.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ
«Древний Восток»
ПРОГРАММЫ КУРСА «Истории Древнего мира»
№ урока | Название темы | Тип урока http://lexicology_dictionary.academic.ru/431/типы_уроков - классификация Б.Панова | Способы, приёмы организации учебной деятельности | Домашнее задание |
1 | Государство на берегах Нила | Изучение нового материала.
| Анализ исторического источника и сравнение полученной информации с исторической картой.
| §6, знание карты, р.т. №22,25,26 |
2 | Земледелие и ремесло в Древнем Египте | Комбинированный | Парная работа с учебником, работа с терминами. Работа с картой и контурными картами | §7, знание терминов, р.т.№23 |
3 | Жизнь египетского вельможи | Урок-практикум. Проблемный урок | Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая аналитическая и творческая работа, анализ документов, работа с иллюстрациями в малой группе. | §8, составить рассказ по иллюстрациям учебника, р.т. №24 |
4 | Военные походы фараонов | Урок-практикум Исследовательский урок. | групповая аналитическая и творческая работа, работа с исторической картой | §9, знание карты, р.т. №27,29, дополнительной творческое задание |
5 | Религия древних египтян | Комбинированный, Дифференцированный урок | Закрепление изученного материала (разноуровневое задание), работа с вопросами в тетради по новой теме (самостоятельный поиск информации) | §10, записи в тетради, р.т. № 31-33 |
6 | Искусство древнего Египта | Комбинированный, Исследовательский урок. | Совместная работа с иллюстрациями, выполнение практических заданий | §11, составить рассказ по иллюстрациям учебника, р.т. №34. |
7 | Письменность и знания древних египтян | Урок-практикум, Проблемный урок | Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Парная работа по составлению письма. | §12, составить послание соседу, р.т. №38, 42,43 |
8 | Обобщающий урок по стране: «Древний Египет» | Обобщения и систематизации знаний | Групповая игра (диагностика изученного материала) | р.т. № 35-37,39-41; индивидуальные задания по выбору учащегося |
9 | Древнее Двуречье | Изучение нового материала
| Работа с текстом учебника; с исторической картой; составление отдельных вопросов, обобщение и научение аргументации (если, то, значит). | §13, знание карты, р.т. №46-49. |
10 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Урок-практикум, Исследовательский урок. | Групповая работа с источником (анализ источника) | §14, записи в тетради, р.т. № 53-55. |
11 | Финикийские мореплаватели | Урок-практикум, Исследовательский урок. | Работа с картами и контурными картами, в парах, эвристическая беседа, сравнительный анализ-практикум по плану | §15, знание карты, р.т. №61-63. |
12 | Библейские сказания | Комбинированный, Дифференцированный урок | Закрепление изученного материала (разноуровневое задание), работа с картой и контурными картами, статистическими таблицами в парах, эвристическая беседа | §16, знание карты, р.т. №64-65 |
13 | Древнееврейское царство | Комбинированный, Проблемный урок | Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Анализ действий героя. | §17, сообщения, р.т. №66-69. |
14 | Ассирийская держава | Комбинированный, Дифференцированный урок | Закрепление изученного материала (выполнение разноуровневого задания). Групповая работа с картой и контурными картами и материалом учебника. | §18, знание карты, сообщения, р.т. 374-76,78. |
15 | Образование Персидской державы | Урок-практикум. Проблемный урок | Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Работа с исторической картой, учебником в группе. Диалог о личностом факторе в истории. | §19, знание карты, записи в тетради, р.т. №79,80 |
16 | Природа и люди Древней Индии | Урок-практикум, Исследовательский урок | Работа с картами и контурными картами, в парах, эвристическая беседа, составление отдельных вопросов, обобщение и научение аргументации. | §20, знание карты, вопросы в тетради, р.т. №82,83. |
17 | Индийские касты | Урок-практикум, Исследовательский урок | Работа в группе (анализ исторического источника); эвристическая беседа. | §21, записи в тетради, р.т. №84-85 |
18 | Месторасположение древнего Китая. Конфуций и его учение | Комбинированный урок, Дифференцированный урок. | Закрепление изученного материала (выполнение разноуровневого задания). Групповая работа с картой и контурными картами и материалом учебника. | §22, знание карты, сообщения, р.т.№86-88 |
19 | Образование единого Китая и его распад | Комбинированный, Проблемный урок
| Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Совместная работа с различной информацией, составление электронных сообщений. | §23, презентация страны, р.т.№89-90. |
20 | Обобщающий урок по всему пройденному разделу «Страны Древнего Востока» | Урок контроля и систематизации ЗУН | Практикум – выполнения контрольных заданий (тестирования). Диагностика знаний учащихся всего раздела.
| _ |
1.9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы:
http://lexicology_dictionary.academic.ru/431/типы_уроков
Список справочной и методической литературы:
1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в преподовании истории Статья из журнала «Преподавание истории в школе», 2008.-№4 – 4 с.
2. Арасланова О.В. Поурочные разработки для учителя – История Древнего мира– М.: ВАКО, 2004.
3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.
4. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.
5.Чернов А.В.Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. 2003. № 9
6. Формов А.Н. Психологическая характеристика деятельности учащихся младшей средней школы – М.: ЭКСМО, 2009.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Тема урока:
«Обобщающий урок по Древнему Египту»
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний, групповая игра
Цели и задачи урока.
Цель урока: Обобщить весь изученный материал, и диагностировать степень его изученности, изучив Древний Египет.
Задачи урока:
1. Учащиеся должны знать основные факты, события ключевые моменты, изученного раннее материала по разделу «Древний Египет».
2. Используя полученные знания, учащиеся должны уметь, работая в группе, выполнять творческие задания, устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывать навыки логического мышления.
3. Способствовать воспитанию интереса к урокам истории Древнего мира, к прошлому всего человечества.
Технологии обучения:
- ИКТ – технологии,
- технология группового обучения и сотрудничества
- здоровьесберегающая технология
2.5. Формы работы:
-фронтальная,
-групповая,
-индивидуальная
2.6 Форма организации работы в классе:
-работа в группе,
-индивидуальная работа с заданиями на экране.
2.7. Средства обучения:
- дидактический материал, карточки
- контрольная презентация по теме.
- историческая карта «Государства Древнего Востока»
Ценностный компонент урока: Формирование интереса к прошлому человечества, через осмысления опыта Древнеегипетской цивилизации в жизни всего человечества.
2.8. Хронометраж урока
1. Мотивационный этап 2 мин
2. Организационный этап 2 мин
3. Разминочный этап (этап подготовки к групповой работе) 11 мин
4. Этап обобщения всего изученного раздела (групповая работа) 27 мин
6. Рефлексивно-оценочный этап, подведение итогов урока 2 мин
7. Домашнее задание 1 мин
.
2.9. Ход урока по теме: «Обобщающий урок по теме «Древний Египет».
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методическое обоснование | Время, мин. |
Мотивационный и организационный этапы урока. |
Здравствуйте, ребята! Я очень рад Вас видеть на сегодняшнем уроке. Вы, наверное, догадались, что наш урок будет необычным, интересным, а главное – полезным. В течение всего месяца, мы с вами изучали интересную тему «Древний Египет». И сегодня нам необходимо вспомнить основные моменты этого раздела. Так, как сегодняшний урок является одним из последних уроков I четверти, то работа на нём для многих имеет важное значение для результатов наших четвертных оценок. Как же мы сегодня будем работать? Для сегодняшней работы мы с вами поделились сегодня на 4 группы. Во главе каждой группы стоит капитан. Задача капитана, не только контролировать выполнение заданий всей группой, но и определить уровень работы каждого человека в своей группе, отмечая всех, кто участвовал в обсуждении задания. Также, капитану необходимо определить, кто будет отвечать по конкретному заданию. А в конце всего урока сделать небольшой вывод о работе своей команды. Теперь о работе: каждая группа будет получать задания. При положительном ответе участника группы ему вручается жетон. Чем больше жетонов получает участник группы, тем больше возможности у учащегося получить положительную отметку. Итак, начинаем…
|
Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются. Класс заранее подготовлен к групповой работе, дети рассаживаются по группам. Дети внимательно слушают учителя, знакомятся с целью и задачами урока |
Проверка готовности класса к уроку. Обеспечивается наиболее благоприятная обстановка и психологический настрой учащихся к работе. Выдаётся цель и задачи урока. Знакомство с требованиями урока.
|
2/2 мин
|
Разминочный этап (этап подготовки к групповой работе) | Ребята пред тем как нам перейти к совместной групповой работе, нам нужно необходимо разогреется. Сейчас на экране появится задание, каждый из вас может уже получить жетон – для индивидуального оценивания работы на уроке. Затем учитель задаёт общие вопросы по разделу связанные с исторической картой. (см Приложение 4,5)
| Отвечают на задания, появившиеся на экране и получают жетоны за работу на уроке. Работают с исторической картой.
| Настрой работы всего класса, постепенное его включение в образовательную деятельность. Индивидуальная проверка знаний и умений учащихся учителем.
| 11 мин |
Этап обобщения всего изученного раздела (групповая работа) |
1 групповое задание: Сейчас каждой группе вручаются карточки с несколькими историческими утверждениями – каждая группа, получая их, совместно ищет ошибку и при ответе участник группы должен не только найти её, но объяснить всем, почему так решила группа. За верный ответ, с объяснением – до 2-х жетонов. (см. Приложение 1) Для учителя – все карточки с заданиями высвечиваются с помощью ИКТ (для видимости другим командам ответа учащегося). Учитель выслушивает ответы учащихся после их совместного обсуждения в каждой группе, после того как капитан указывает на того, кто решился ответить по всему заданию. Учитель вручает жетоны в зависимости от ответа учащегося, а капитан отмечает, кто больше принимал участие в разборе этого задания.
А сейчас, мы с вами будем выполнять задания связанные с текстом. Каждой группе выдается текст, связанный с историей Египта. Команда читает и озаглавливает его. Также по тексту составляется план (который озвучивается и объясняется). За лучшее пояснение и творческий подход выдаётся до 3-х жетонов. Капитан фиксирует, кто лучше принимал участие в обсуждении и отмечает его. (см Приложение 2) Учитель предлагает немного отдохнуть и совершить физкультминутку. Физкультминутка: Вновь у нас физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. ( Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (дети садятся за парты.)
Сейчас, мы с вами с помощью экрана (экран с использованием ИКТ), будем поочерёдно для каждой команды выполнять следующие задания (вставить пропуски в тексте). Каждой команде вручается карточка для обсуждения. Капитан указывает, кто будет отвечать и отмечает тех, кто участвует в обсуждении. Учащийся, который отвечает в зависимости от полноты добавления, получает до 3х жетонов. (см.Приложение 3) |
Выполняют задание.
Проверяют, исправляют ошибку.
Работают с текстами и совместно составляют план
Дети совершают действия, пока учитель медленно зачитывает текст физкультминутки.
Команды по очереди отвечают, и вставляю пропущенные слова в тексты.
|
На данном этапе урока проверяются аналитические навыки, умения обосновывать ответ, владеть монологической и диалогической формами речи, коммуникативные навыки работы со сверстниками при поставленной единой цели урока.
Проверяются умения работать с текстом, выделять смысловые части, развитие творческой деятельности
Физкультминутка позволяет: переключать внимание с одного вида деятельности на другой; способствуют повышению внимания и активности детей, поскольку учащимся 5 класса ещё очень трудно сохранять внимание на одной деятельности
Проверяются познавательные умения учащихся
|
27 мин |
Рефлексивно-оценочный этап, подведение итогов урока |
Ребята, Вы прекрасно справились с предложенными заданиями. А сейчас давайте сделаем итог всей нашей работы на уроке (учитель подводит урок и оценивает работу учащихся). После этого учитель ещё раз предлагает оценить свою работу на уроке самостоятельно (выполнить задание рефлексии). На партах лежат вопросы рефлексии в виде рисунка отражающие настроение и вопросов указывающих на успешность работы. Учащиеся должны выбрать тот рисунок, который по его мнению отражает его настроение и ответив на вопросы характеризуют работу к концу урока
|
Учащиеся внимательно слушают подведение итогов всего урока и отвечают на задания рефлексии.
|
Учащиеся самостоятельно учатся адекватно оценивать свои результаты на уроке. |
2 мин |
Дом. задание | Запишем в дневниках домашнее задание. Запись на доске: рабочая тетрадь №35- 41 Задание по выбору:
| Записывают задание на следующий урок. | Домашнее задание задаётся исходя из принципа индивидуального и дифференцированного обучения. | 1 мин |
2.10 Список литературы к конспекту урока
Интернет-ресурсы:
гu.wikipedia.org/wiki/Древний_Египет
http://www.hrono.ru/
Учебная и методическая литература:
История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая – М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительный материал – История древнего мира /М.Ю.Брандт - М.: Дрофа, 2011.
Попова М.В. Психология растущего человека. Творческий центр, Москва, 2002г.
Поурочные разработки для учителя – История Древнего мира/ О.В.Арасланова – М.: ВАКО, 2009.
Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/ Л.В.Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2011г.
3. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материалы к уроку:
Для первой команды:
1. Жрецы были богатыми и могущественными, и поэтому их воле подчинялся весь Египет.
2. Для орошения полей, удалённых от Нила копали шадуфы.
3. В Египте была построена самая большая пирамида, в которой был похоронен фараон Тутанхамон.
4. Фараон использовал наёмное войско для охраны границ своего государства.
Для второй команды:
Фараон был правителем Египта, и лично разговаривал с богами.
Каналы для орошения у египтян состояли из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся жерди.
Самым знаменитым фараоном считался Хеопс, т.к., именно его саркофаг учённые нашли в полной сохранности.
Верховным богом египтян был Апоп.
Для третьей команды:
Наиболее заслуженные египтяне – пехотинцы охраняли самого фараона.
Бога Осириса убил Анубис, бог Солнца.
Египтяне использовали греческий алфавит, который состоит из 24 букв.
Египет – это плодородная страна, с многочисленными водными источниками.
Для четвёртой команды:
Перед захоронением, тело простого египтянина мумифицировали и клали в пирамиду.
Военные походы фараонов, свершались на запад и юг.
Самым непобедимым фараоном Египта, который свершил более 15 военных походов, около 1500г. до н.э, был Рамсес II.
Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь для разлива Нила и использовали для измерения времени этого события – воздушные часы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Материалы к уроку:
Текст для первой команды:
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В период своего расцвета власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря. Климат Египта был мягче нынешнего, осадков выпадало больше; значительная часть территории Египта была занята саваннами. В послеледниковый период климат Египта становился всё более сухим и жарким; саванны исчезали, превращаясь в пустыни. При этом долина Нила была, в сущности, гигантским оазисом. Особенностью водного режима Нила, предопределившей развитие Древнего Египта, явились его периодические разливы, достигающие наивысшего уровня осенью. Почвы нильской долины, представлявшие собой отложения плодородного ила, были благоприятны для земледелия, поэтому населявшие Египет племена рано перешли к сельскохозяйственному производству. Весь Египет делился на две большие области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами. В каждом номе имелся свой главный город, и почитались местные боги.
Текст для второй команды:
Как известно египтяне строили большие храмы для своих богов. К каждому храму вела дорога из высеченных в два ряда сфинксов - фантастических существ с телом льва и головой человека. У входа стояли обелиски. Далее шёл широкий двор для посетителей и только далее располагалась таинственная комната для жрецов, где проходили религиозные обряды – Богу, хозяину храма. Храм был украшен «рельефом» из множества иероглифов. Иероглифы – это не только украшение храма, но и определённое послание на разнообразные темы. Всего иероглифов было свыше 750 и каждый из них обозначал слово, и даже звук. Обучение иероглифам происходило при храмах, а учителями были жрецы. Как правило, грамоте обучались дети лишь знатных египтян, которые в дальнейшем могли продолжить работу в этом же храме. Учили также не только писать, но и считать, используя также иероглифические знаки. При написании иероглифы записывались разного размера, в виду того к кому принадлежало обращение в храме – фараону, или же простым египтянам.
Текст для третьей команды:
Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле. Жена Осириса Исида разыскивала тело своего мужа. После долгих поисков Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями. Но Осирис не захотел возвращаться к жизни и стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром. Вскоре сын Осириса – Гор, когда подрос, решил отомстить Сету и начал борьбу против него. Гор сам вступил в бой. Его битва с Сетом не принесла никому победы. Амон-Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.
Текст для четвёртой команды:
Фараоны часто совершали военные походы. Основными причинами походов было: приобретение богатств других государств и территорий, усиливающий престиж Египетского государства. Фараоны совершали походы на запад против Ливийцев, на юг в богатую золотом Нубию и на северо-восток, против государств Малой Азии. Самыми грозными соперниками Египта были хетты и не редко фараоны терпели поражения от них. Для того чтобы их победить египтяне придерживались определённой тактике: посланные разведчики сообщали о численности и построении врага. Далее фараон отправлял один отряд для начало боя. Этот отряд, состоявший из лучников и конницы отвлекал манёвром всю армию врага. И когда фараон посчитал нужным, он посылал другие отряды в тыл врага, для того чтобы одержать победу. Оставшихся в живых пленников, египтяне превращали в рабов. Их использовали для обработки земель, а некоторым рабам кому повезло работать у вельмож, при храмах и даже во дворце фараона. Рабов могли продать или купить. Они не могли иметь семью и какого-либо имущества, но по своему желанию рабовладелец мог даровать рабу свободу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Материалы к уроку:
А) Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земельных насыпей, необходимых для __________полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - ___________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ___________
Б) Египетская книга хранилась в свёрнутом виде, как ______________. Текст писали ____________ чернилами, а новый абзац начинали __________краской. Египтяне писали специальными значками - ______________.
В) Знатных египетских вельмож хоронили в ______________построенных ещё при _____________. Стены украшались рисунками, надписями и ___________. Египтяне верили, что когда-нибудь все эти изображения чудесным образом __________.
Г) Фараон на важных церемониях восседал на _____________, держа в руках ______________ и ____________. Они напоминали о праве властителя властвовать и ____________ подданных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Материалы к уроку:
Вопросы к исторической карте:
Что такое Дельта и где она расположена?
Покажите течение р. Нил
Почему Верхний Египет находится внизу карты?
Столица Египетского государства?
Географические объекты граничащие с древним Египтом?
Природные ископаемые древнего Египта?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Материалы к уроку (работа с заданиями на экране):
Найдите лишнее слово (указать лишнее слово и объяснить, почему выбрали)
А) фараон, вельможи, писцы, жрецы, рабы
Б) пехотинцы, лучники, конница, рабы
В) колесница, дротики, стрелы, мечи, копья
Г) Тутмос III, Рамсес II, Тутанхамон
Д) Геб, Нут, Амон-Ра, Сет, Гор
2. Назовите принцип, объединяющий слова (укажите, почему вы так выбрали)
А) высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник
Б) Осирис, Исида, Гор
В) Фараон, вельможи, писцы, стражники, земледельцы
Г) Папирус, Чернило, Иероглифы, Приказы
Д) Плуг, Шадуф, Серп, Жернова
Ответы: А) титулы фараона
Б) Боги - семья
В) основные сословия Древнего Египта
Г) то над чем работал писец
Д) инструменты земледельца