СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа: тема: "Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначен для воспитательной работы класса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа: тема: "Толерантность"»

Тема: ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?

Ход классного часа

1.Учитель.

Я собака - всего лишь собака!

В голове у меня - пустота.

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!


Не нужны ни условные знаки.

Ни слова - потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!


Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...


Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы ни было — все мы собаки.

Все мы - братья, все мы родня.


Вы же, умные, вашего брата

Распознать неспособны никак...

Сразу видно - чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.


Если брат ваш - не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части.

Словно он вам уже и не брат...

Борис Заходер

2. Изучение различных определений понятия «толерантность».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (ТЕРПИМОСТЬ)

1.Принятие различных представлений: принятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти различные представления.

2. Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).

3. Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях (состояниях).

4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.

6. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятное воздействие.

7. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.

• Проанализируйте эти определения. Что в них общего и в чем, на ваш взгляд, их отличия?

• Какой термин - «толерантность» или «терпимость» имеет, по вашему мнению, более широкое значение и почему?


Толерантность - это ...

Сотрудничество, дух партнерства

Готовность мириться с чужим мнением

Уважение человеческого достоинства, уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

Способность поставить себя на место другого

Уважение права быть иным

Признание многообразия

Признание равенства других

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия


2. Тест «Насколько вы толерантны?».

Учитель. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?

а) да;

б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это

вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимание на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

в) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

б) вступите в спор.

Учитель. А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, За, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.

Анализ результатов

От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.


ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

4. Выполнение упражнения.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бланки опросника для каждого участника.

Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Процедура проведения: учащиеся получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция:

1. В колонке А поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;

«О» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.


2. В колонке В поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный к доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения классного коллектива).

Учащиеся получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.


Заготовка для упражнения

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1 Расположенность к другим



2. Снисходительность



3 Терпение



4. Чувство юмора



5. Чуткость



6 Доверие



7. Альтруизм



8.Терпимость к различиям



9, Умение владеть собой



10. Доброжелательность



11. Умение не осуждать других



12. Гуманизм



13. Умение слушать



14. Любознательность



15.Способность к сопереживанию




ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ

5.Выполнение упражнения

Упражнение «Я высказывание / Ты - высказывание»

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: ведущий объясняет разницу между Я-высказыванием и Ты-высказыванием.

Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацеленно, как Ты-высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!»). Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.


Составьте Я-высказывание:

1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.

2. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал(а) контрольную у соседа.

3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

II. Подведение итогов.

Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?

Каковы преимущества толерантного общения?

























Тема: СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Цели: актуализировать и проработать чувства, которые воз-

......."| n учащихся при встрече с непохожими на них людьми; дать

Им тмможпость увидеть положительные стороны такой встречи.

Ход классного часа

I. Толерантность позволяет приобретать друзей!

Учитель. В школе, как и везде, есть маленькие, большие,

llili полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики - все

В| пил- 11очсму иногда мы их отвергаем, подсмеиваемся над ними?

Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не увере-

ны в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от ирезрени* или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадле^ жим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина женщина или ребенок, неповторим и значим.

Быть толерантным - означает принимать других со всеми ю различиями физического или религиозного характера, различиям! в образе жизни или мыслей и т. д. Это означает быть внимателы ным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не па то, чп нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце болыш места для наших друзей.

Проверь себя: проявляешь ли ты ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

22

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчи-

.....i п.ко кружочков получилось.

I I hi у тебя только одни кружочки: Прекрасно! Ты проявля-t пи Полыиую толерантность! Ты уверен в себе, ты умеешь выра-И11 i кое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, иичнпастся свобода других!

I i in у тебя от 3 до 7 кружочков: Да! Ты не очень-то прояв-i толерантность! Ты не достаточно уверен в себе для того, 11 делиться и выражать свое мнение, однако ты добрый, и со нем у тебя это получится. Стремись к этому! Если у тебя менее 3 кружочков: Ай-ай-ай! Ты совсем не то-Лмрини'п! Мели ты попытаешься понять себя и принять себя таким, II li.i есть, то можешь стать более счастливым!