Формирование математической грамотности у учащихся школы
МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области
Учитель математики Ященко Е.А.
Введение
Данная презентация рассматривает аспекты формирования математической грамотности у учащихся 5-9 классов на уроках математики.
01
Математическая грамотность
Определение математической грамотности
Математическая грамотность включает в себя способность использовать математические концепции и навыки в различных жизненных ситуациях. Это не только понимание вычислений, но и умение анализировать данные,
решать проблемы и делать выводы.
Значение для учащихся
Математическая грамотность важна для формирования критического мышления и навыков анализа у учащихся. Успешные математические навыки открывают двери для дальнейшего образования и карьеры, а также помогают принимать обоснованные решения в жизни.
Связь с жизненными навыками
Математическая грамотность помогает учащимся развивать навыки, необходимые для повседневной жизни, такие как планирование бюджета, анализ статистики и принятие решений на основе данных. Эти навыки способствуют уверенному взаимодействию с окружающим миром.
Примеры задач на формирование математической грамотности для учеников 5-9 классов, которые можно использовать на уроках:
Подсчёт калорий
Андрей решил следить за своим питанием и подсчитывает калории. Он съел завтрак, состоящий из:
Яйца (70 ккал),
Ломтика хлеба (80 ккал),
Стакана апельсинового сока (110 ккал).
Сколько калорий получил Андрей за завтраком?
Питание спортсмена
Спортсмену необходимо потреблять 3000 килокалорий в день. Его рацион состоит из:
Завтрак: 700 ккал,
Обед: 900 ккал,
Ужин: 800 ккал,
Перекусы: 600 ккал.
Хватает ли спортсмену этого рациона для поддержания необходимого количества калорий?
Доход от аренды квартиры
Владислав сдает квартиру в аренду за 30 000 рублей в месяц. Ежегодные расходы на содержание квартиры (налоги, коммунальные платежи и прочее) составляют 180 000 рублей. Какой годовой доход Владислав получит от сдачи квартиры в аренду?
Время на дорогу
Сергей едет на работу на автобусе. Путь занимает 45 минут. Однако, если Сергей поедет на метро, то дорога займет 30 минут. Во сколько раз быстрее Сергей доберется до работы на метро, чем на автобусе?
Энергопотребление
Светодиодная лампа потребляет 10 Вт электроэнергии в час. Сколько энергии потребляет такая лампа за сутки, если она горит 8 часов в день?
Бюджет на ремонт
Семье необходимо отремонтировать кухню площадью 18 м². Стоимость материалов составляет 4000 рублей за квадратный метр, а работа мастера обойдется в 6000 рублей за квадратный метр. Кроме того, доставка материалов стоит 5000 рублей. Составьте общий бюджет на ремонт кухни.
Планирование поездки
Миша хочет поехать на автобусе из своего города в соседний город, расстояние до которого составляет 150 километров. Автобусы ходят каждые полчаса, начиная с 7 утра, и едут со средней скоростью 75 км/ч. Во сколько Мише нужно сесть на автобус, чтобы прибыть в соседний город к 13:00?
Покупка билетов в кино
Группа друзей собирается пойти в кино. Билеты стоят 350 рублей для взрослых и 250 рублей для детей младше 14 лет. В группе 3 взрослых и 4 ребёнка. Сколько денег понадобится на билеты?
Распределение урожая
Семья собрала 240 килограммов картофеля. Они решили разделить его следующим образом: 40% оставить для собственного потребления, 30% продать на рынке, а остальное раздать друзьям и знакомым. Сколько килограммов картофеля пойдет на продажу и сколько будет роздано?
Инвестиции
Алексей вложил 100 000 рублей в инвестиционный фонд, который обещает доходность 8% годовых. Сколько денег Алексей получит через три года, если процент начисляется ежегодно?
Планирование семейного бюджета
Семья планирует бюджет на месяц. Они хотят распределить свои доходы таким образом, чтобы покрыть все необходимые расходы и при этом отложить часть денег на будущее.
Исходные данные:
Общий доход семьи за месяц составляет 60 000 рублей.
Расходы на продукты питания составляют 20% от общего дохода.
Оплата коммунальных услуг – 10 000 рублей.
Транспортные расходы – 5000 рублей.
Развлечения и отдых – 15% от оставшейся суммы после вычитания расходов на продукты и коммунальные услуги.
Отложенная сумма должна составлять минимум 25% от оставшихся средств после всех вышеуказанных расходов.
Вопросы:
Сколько семья потратит на продукты?
Какую сумму они выделят на развлечения и отдых?
Какая сумма останется у них после всех обязательных расходов?
Какую минимальную сумму они смогут отложить?
02
Методы обучения
Интерактивные методы
Интерактивные методы обучения, такие как работа в группах и игровые техники, позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения, улучшая их понимание математических концепций через практическое применение.
Пример интерактивного метода:
Игра по математике для учеников 6 класса « Математическая ярмарка»
Описание игры:
Ученики представляют себя владельцами торговых лавок на ярмарке. Их цель — продать как можно больше товаров и заработать максимальную прибыль. Для этого им придется решать различные математические задачи, связанные с покупками, продажами, расчетом прибыли и другими аспектами торговли.
Проектная деятельность
Проектная деятельность даёт учащимся возможность применять математические знания на практике, решая реальные задачи и участвуя в исследовательских проектах. Это способствует развитию критического мышления и креативности.
Идеи проектов:
Анализ семейного бюджета
Цель: Научиться планировать и управлять семейным бюджетом, используя математические инструменты.
Оптимизация маршрутов общественного транспорта
Цель: Изучить основы теории графов и научиться применять их для оптимизации транспортных сетей.
Создание финансовых моделей для бизнеса
Цель: Разработать финансовую модель для малого бизнеса, используя математические методы.
Исследование климатических изменений
Цель: Использовать математические методы для анализа климатических данных и прогнозирования изменений климата.
Использование технологий
Интеграция технологий, таких как образовательные приложения и онлайн-платформы, способствует персонализированному обучению. Это позволяет учащимся учиться в удобном для них темпе и заинтересовывает в предмете.
С помощью таких платформ учитель может проводить мониторинги уровня сформированности математической грамотности у учащихся, а также делать процесс обучения увлекательным.
Примеры онлайн-платформ, с помощью которых учитель может давать задания на формирование математической грамотности