СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка организации учебного проекта по теме : "Моё село"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность учащихся в начальной школе: способы реализации требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка организации учебного проекта по теме : "Моё село"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет (МГОУ)

Кафедра непрерывного образования

Итоговая работа по программе повышения квалификации:

« Проектная деятельность учащихся начальной школы»



Методическая разработка организации

учебного проекта в 4 классе

по теме « Моё родное село »

(в рамках предмета окружающий мир )







Работу выполнила –

слушатель группы №137

Каляева Елена Николаевна ,

МОУ « Павловская СОШ»

г.о .Истра

Руководитель курса ПК –

д.п.н., профессор Е.С.Антонова









Москва 2019

Проект « Моё родное село »

Цель: создать буклет – познакомиться с нашей малой Родиной — Павловская Слобода , рассказать о её прошлом и настоящем, о людях, делавших её историю, получить начальные представления о своем селе, о жизни людей, ввести одноклассников в мир истории, прошлого нашего села.

Задачи:

1. Обучить проектной деятельности поэтапно.

2. Собрать дополнительные исторические сведения о родном селе.

3.Познакомиться с собранными материалами по истории села

4. Изучить материал авторитетных источников.

5. Продумать форму, этапы изготовления и представление продукта.

Объект: изучение истории возникновения и развития села Павловская Слобода.

Методы: поисковый -архивные материалы, интервью, встречи с жителями села.





-





























Деятельность учителя

Деятельность учащихся

действия

материал

действия

материал

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Выявление проблемы: осознание потребности организовать проектную деятельность учеников.

Во время экскурсии по нашему селу возникло много вопросов об истории Павловской Слободы. Нет точных сведений объектов, территорий, сведений о людях проживавших в прошлом веке.






______________________________






______________________________

2.Формулирование цели для себя. Определение задач, как шагов конкретных действий.

Цель:

1.Обучить проектной деятельности

2.Создать буклет, который расскажет ребятам о прошлом.

О людях, делавших её историю, получить начальные представления о своем селе, о жизни людей в прошлом и настоящем.

Во избежании дальнейших трудностей я решила создать ситуацию, в которой дети увидят проблему в изучении исторических данных и в процессе изучения этой проблемы помогут сами себе найти сведения , а так же заинтересуют детей школы познакомиться с историческими данными..

Мотивация, выявление проблемы. Продумать проблемную ситуацию-привлечение учащихся к участию в проекте.

Планирую беседу о детях , которым будет интересно узнать о селе в котором мы живём. А как это нам сделать ?

Подведу их к тому, что необходимо создать такой продукт, который поможет рассказать об истории нашего села нам и ребятам нашей школы.









______________________________








______________________________

3.Прогнозирование продукта проекта. Обсуждение критериев оценки продукта и участия в проектной деятельности.

Продумываю вид продукта:

- буклет

- альбом

- стенгазета

Критерии продукта:

- прочность

- понятность

- аккуратность

- соблюдение структуры

Критерии участия в проектной деятельности:

- сформулировал проблему ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- сформулировал цель ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- сформулировал задачи ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- представил продукт ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- спланировал деятельность ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- обозначил сроки ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- сформулировал критерии оценки продукта ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в обсуждении формы предоставления проекта ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в создании проекта ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- мог в процессе выполнения проекта корректировать свои действия, изменять проект ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- видел свои недочёты и исправлял их ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в обсуждении готового продукта и коррекции его, при наличии недочётов и ошибок ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в презентации проекта

( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)










______________________________










______________________________

4. Планирование организации проектной деятельности учащихся.

1. Опрос родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек , жителей Павловской Слободы, изучение необходимой литературы, справочного материала, использование интернет- ресурса.

2. Определиться с продуктом

3. Определить, как будет располагаться информация на продукте (создать макет)

4. Определить материал (картон белый или плотная бумага, ламинирование, карандаши/фломастеры/

5.Определить сроки изготовления.

6. Составить план пошагового изготовления пособия.

7. Определить критерии.

8. Определиться с видом презентации готового продукта .

9. Распределиться по группам.

10. Распределить обязанности в группе.

11. Изготовить буклет, альбом, стенгазету.

12. В процессе выполнения рефлектировать (видеть недочёты и исправлять)

13. Проанализировать готовый продукт (если нужно исправить)

14. Проанализировать свою деятельность в проекте по критериям.

15. Презентовать готовый продукт.

16. Вспомнить все этапы проектной деятельности с помощью дневника (дописать те, которые отсутствуют)




5. Продумывание мотивационной беседы о предмете (проблеме) проекта

Беседа с детьми , в которой возникает мотив создать продукт, который поможет ученикам 4 класса и ребятам начальной школы узнать историю возникновения родного села.

Вопросы:

- Что нужно нам, ребята для этого сделать?

-Как найти нам исторические сведения нашего села?

Какое было развитие села по годам ?

С чьим именем связан расцвет села? Кому оно принадлежало?

В каком году был создан колхоз?

Сколько лет назад и как была построена железная дорога?

Как выглядело село во время войны?

-Кто нам может помочь в нашей работе?

- Наша цель

- А как будет выглядеть наш продукт?

- У кого будем спрашивать?

- Каким должнен быть наш буклет (критерии)

- А как мы будем оценивать свою деятельность в проекте?

- А как мы покажем детям изготовленные для них информационные пособия?

1. Осознают необходимость участия в проекте.

2.Формулируют цель.

3.Прогнозируют продукт проекта.

4.Определяют критерии оценки продукта и проектной деятельности

В ходе беседы дети осознали, что необходимо знать о том месте , где мы живём. Иметь представление о прошлой жизни людей на селе.

- Цель нашей деятельности: создать буклет, альбом, газету для исторической информации прошлого нашего села. Чтобы, дети могли предположить каким было село раньше.

- Наше пособие должно быть (критерии продукта): доступным, прочным, красивым, аккуратным, понятным.

- Критерии участия в проектной деятельности:

- сформулировал проблему ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- сформулировал цель ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- сформулировал задачи ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- представил продукт ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- спланировал деятельность ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- обозначил сроки ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- сформулировал критерии оценки продукта ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в обсуждении формы предоставления проекта ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в создании проекта ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- мог в процессе выполнения проекта корректировать свои действия, изменять проект ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- видел свои недочёты и исправлял их ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в обсуждении готового продукта и коррекции его, при наличии недочётов и ошибок ( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)

- участвовал в презентации проекта

( да – 1б., нет – 0б., с помощью – 0,5 б.)



Планирую объединить детей в группы в зависимости от проживания.( по интересам)



Участвуют в распределении обязанностей и объединяются в группы

Дети решают выполнять проект по группам. Каждая группа ведёт своё исследование , работу с информацией , справочной литературой.

Один человек в каждой группе ведёт летопись проекта. В группы объединились по интересам.

1 группа : Никита, Артём, Ольга, Сергей, Полина, Алексей.

2 группа : Денис,Жанна,Софья,Николай, Ульяна, Богдан.

3 группа : Полина, Юрий, Лада, Лиза, Тоня, Лиза.

4 группа: Симона, Илья, Роман, Артём, Григорий, Артём.

5 группа : Таисия, Яна, Тимур, Данил, Андрей.

Решают для создания информационного буклета поговорить с родителями, знакомыми, прабабушками,

и выяснить нужную информацию. А так же поискать информацию в интернете , архиве, справочнике

Составление графика проекта. Фиксирует время в виде графика по этапам выполнения каждой группой и сроки отчёта

Говорю о том, что выполнение данного проекта должно быть ограничено во времени, то есть необходимо определиться с тем, когда мы будем представлять свой проект. Необходимо подумать сколько времени необходимо для создание данного буклета, альбома, газеты, с учётом корректировки недочётов и исправлением ошибок, а так же подготовки к презентации нашего продукта ученикам начальной школы.

График проекта:

Поисково – исследовательский этап 21.10.19-07.12.19

Практический этап 16.12 .19-21.12.19

Аналитико-проектировочный этап

23.12.19. -30.12.19

Итоговый этап 13.01.20 -17.01.20

Фотографирование

Участвуют в обсуждении задач группы и каждого участника с установлением точных сроков выполнения

В ходе беседы проговариваются и записываются в дневник этапы и сроки проекта

Поисково – исследовательски й этап 21.10.19-07.12.19

Практический этап 16.12 .19-21.12.19

Аналитико-проектировочный этап

23.12.19. -30.12.19

Итоговый этап 13.01.20 -17.01.20

Коллективно решаем вывесить на стенд списки групп и названия этапов, чтобы видеть, как идёт работа каждой группы и вовремя помочь тем, кто отстаёт.

Задача каждой группы собрать как можно больше информации и оформить по одной странице буклета и одной странице информационного альбома .

Все дети участвуют в поиске информации в интернете, библиотеке, определённые дети собирают информацию по улицам, в архиве.



Технологический

Поисково-исследовательский

1. Помогает планировать проектную деятельность

2.Определяет критерии авторитетности источников, характер и специфику поиска информации для уточнения проекта

3.Помогает выстраивать алгоритм работы, график исполнения

4.прогнозирует возможные трудности у учащихся при работе с источниками

5. Обсуждает вариант формы предоставления материалов по проекту для сборника, обращает внимание на важность точного сообщения на источник материалов для возможности его проверки при экспертизе

6. Организует обсуждения критериев оценивания участия в проекте

1. Примерный план проектной деятельности:

- определение авторитетных источников: схемы изготовления буклетов, информационного альбома.(газеты)

- определение, в каком виде будет продукт

-обсуждение и фиксирование расположение элементов

- подбор материалов

- обсуждение критериев готового изделия

- само изготовление поэтапно

- обсуждение готового продукта (сверка с критериями), устранение недочётов;

- испытание готового изделия.

- еженедельное представление дневника деятельности

- презентация продукта

- рефлексия (оценка продукта и оценка своей деятельности по критериям)

2. Организует фиксацию графика исполнения плана в дневнике.

3.Заранее подготавливает примерную таблицу с критериями оценки участия в проектной деятельности

















1.Планируют проектную деятельность: материал, алгоритм действия, средства.

2.Поиск нужных материалов

3.Знакомство с источниками. Выявляют возникающие трудности.

3. определяются с вариантами поиска:

-ищут необходимые сведения;

-дополнительную информацию о предмете проекта;

4.Обсуждают с руководителем форму предъявления продукта (презентация, выставка, стенд и т.п.) и вид отчёта проектной деятельности (дневник)

1. Набирают информацию (опрос, интернет, библиотека, архив, жители Павловской Слободы, родители.) определяются с авторитетными источниками . Еженедельно собирают летопись.

2. Представляют полученную информацию и в ходе обсуждения приходят к выводу о необходимости создания буклета, альбома, информационной газеты.

3.Обсуждают материалы.

4. Выбирают бумагу, цветные карандаши, фломастеры, линейку

5. Обсуждают форму предоставления продукта: информационный буклет и альбом будет находиться в музее школы, газета будет вывешана в блоке начальной школы на стенд первого этажа.

6. Обсуждают и приходят к выводу что необходимо сделать образец (макет)

7. Изготавливают первый буклет.

III Практический.

1.Отслеживаю подвижки в проектной деятельности групп в дневнике проектной деятельности.

2.Публикую материалы на стенде класса.

3.Советую , консультирую, помогаю

4.Веду учёт затруднений.

Размещаю информацию о группах на стенде.

В своём дневнике фиксирую этапы и продвижение групп по этапам, также записываю возникающие трудности

Консультирую, помогаю находить выход ,если не могут справиться самостоятельно

Фотографирование, помощь с архивными материалами


1.Действуют по плану

2.Предоставляют промежуточные результаты

1.Готовят материалы: информация по годам.

1504г-первые упоминания в грамоте о Слободе

1664г-Слобода- крупный хозяйственный и промышленный центр

1730г- село перешло - Ягужинским

В середине 19 века в Слободе работает суконная фабрика

1920г была построена железная дорога, П- Слобода- Нахабино

1941г- в окрестностях Слободы шли бои. 108 стрелковая дивизия остановила продвижение немцев.

Наши дни-это центр современного производства.

2. Еженедельно представляют информацию и сверяют друг с другом.

3. Еженедельно предоставляют летопись

IV.Аналитико – проектировочный этап.

1. Организует обсуждение собранных отчётов (самоконтроль участников проектной деятельности)

2.Организует и участвует в обсуждении оформлении итогового представления (игра)



Оформляю стенд с отчётами учащихся.

Организую проверку участниками проектной деятельности результатов на соответствие критериям и рефлексию всех этапов деятельности (с помощью дневников)

Фотографирование

1. Участвуют во взаимопроверке полученного буклета, пособия, газеты, сравнивают с образцом на предмет соблюдения единых требований

2. Анализируют трудности при работе над проектом и дают советы в доработке материалов

3. Участвуют в обсуждении по оформлению продукта и возможности представления продукта для публичной оценки

1. Дети сравнивают получившиеся продукт в разных группах между собой и образцом, корректируют недочёты.

2. Участвуют в обсуждении трудностей, фиксируют эти трудности в дневнике.

3. Обсуждают, как представить полученный продукт всем ребятам начальной школы. Договариваются о форме представления.

4.Вспоминают, с помощью дневников, все этапы проектной деятельности, фиксируют на листе самооценки свою деятельность в проекте.

V.Итоговый этап

1. Представление собранного материала для информации проделанной работы. (презентация фотографий)

2.Помощь в организации итогового мероприятия

3.Подготовка итоговой оценки деятельности проектантов.

Даю краткую характеристику участия учащихся в проектной деятельности. Представляю презентацию этапов (чтобы дети увидели и прочувствовали свою значимость).

Договариваюсь с учителями начальных классов посетить музей и познакомить детей с историей возникновения села Павловская Слобода. И обязательно обратить внимание на стенд первого этажа ( информационный)

Благодарю всех участников за работу в проекте. Работа была трудной, но мы узнали интересную информацию о том уголке, где мы живём.


1. Организуют встречу с учениками параллельных четвёртых классов.


1.Проводят встречу с учениками других классов, рассказывают им о необходимости исторических знаний нашего села.

2. Делают выводы об эффективности буклета, альбома, газеты и возможной его доработки