СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по постановке номера

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цирк - это самое эксцентричное, зрелищное искусство, где каждый ребёнок

может реализовать свою фантазию и индивидуальность. В цирке,   человек показывает все грани человеческого умения, мастерства, таланта.

Приобщение к искусству цирка посредством занятий эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, клоунадой решает проблему не только занятности

детей, но и даёт возможность развить свои физические способности и укрепить

здоровье за счёт повышения двигательной активности.

Цирк – это искусство молодых.

Из самодеятельных цирковых коллективов на профессиональную арену

пришло много талантливых артистов. Цирковое искусство даёт детям

возможность творчества, осознания собственного «я», возможность найти друзей,

научиться взаимодействию в коллективе.

К сожалению, в настоящее время очень мало методической литературы по

цирковым жанрам для школьного возраста, а ещё меньше для дошкольников, где

бы были научно обоснованные нормы физической нагрузки. Также методическое

обеспечение циркового искусства оставляет желать лучшего и поправить данную

ситуацию могут только педагоги – практики. Начинающий преподаватель, так

или иначе, сталкивается с проблемой постановки номера. Недостаточная

осведомлённость в данном вопросе, зачастую приводит к отсутствию

целостности номера. Как результат это – набор трюков, неправильное построение

сценария номера, а это заведомый проигрыш на сценической площадке.

Трюк – является основой циркового действия, которое определяет

отражение действенности в форме человеческих отношений к своим партнёрам,

реквизиту и трюку. Причём количество трюков для каждого жанра ограничено.

Но как в музыке семь нот служат бесконечным сочинениям так в цирке трюки,

складываясь в различные комбинации, образуют целый номер.

Как правильно составить структуру номера, сохранив художественный

образ в сочетании с индивидуальностью ученика не нарушая композицию номера

– это одна из основных целей для любого руководителя циркового коллектива.

Разработка методической рекомендации по построению цирковых номеров

может оказать помощь в работе начинающим руководителям цирковых студий.

Представленный алгоритм может быть использован не только

преподавателями, но и обучающимся.

Цирк - это самое эксцентричное, зрелищное искусство, где каждый ребёнок

может реализовать свою фантазию и индивидуальность. В цирке,   человек показывает все грани человеческого умения, мастерства, таланта.

Приобщение к искусству цирка посредством занятий эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, клоунадой решает проблему не только занятности

детей, но и даёт возможность развить свои физические способности и укрепить

здоровье за счёт повышения двигательной активности.

Цирк – это искусство молодых.

Из самодеятельных цирковых коллективов на профессиональную арену

пришло много талантливых артистов. Цирковое искусство даёт детям

возможность творчества, осознания собственного «я», возможность найти друзей,

научиться взаимодействию в коллективе.

К сожалению, в настоящее время очень мало методической литературы по

цирковым жанрам для школьного возраста, а ещё меньше для дошкольников, где

бы были научно обоснованные нормы физической нагрузки. Также методическое

обеспечение циркового искусства оставляет желать лучшего и поправить данную

ситуацию могут только педагоги – практики. Начинающий преподаватель, так

или иначе, сталкивается с проблемой постановки номера. Недостаточная

осведомлённость в данном вопросе, зачастую приводит к отсутствию

целостности номера. Как результат это – набор трюков, неправильное построение

сценария номера, а это заведомый проигрыш на сценической площадке.

Трюк – является основой циркового действия, которое определяет

отражение действенности в форме человеческих отношений к своим партнёрам,

реквизиту и трюку. Причём количество трюков для каждого жанра ограничено.

Но как в музыке семь нот служат бесконечным сочинениям так в цирке трюки,

складываясь в различные комбинации, образуют целый номер.

Как правильно составить структуру номера, сохранив художественный

образ в сочетании с индивидуальностью ученика не нарушая композицию номера

– это одна из основных целей для любого руководителя циркового коллектива.

Разработка методической рекомендации по построению цирковых номеров

может оказать помощь в работе начинающим руководителям цирковых студий.

Представленный алгоритм может быть использован не только

преподавателями, но и обучающимся.

Цирк - это самое эксцентричное, зрелищное искусство, где каждый ребёнок

может реализовать свою фантазию и индивидуальность. В цирке,   человек показывает все грани человеческого умения, мастерства, таланта.

Приобщение к искусству цирка посредством занятий эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, клоунадой решает проблему не только занятности

детей, но и даёт возможность развить свои физические способности и укрепить

здоровье за счёт повышения двигательной активности.

Цирк – это искусство молодых.

Из самодеятельных цирковых коллективов на профессиональную арену

пришло много талантливых артистов. Цирковое искусство даёт детям

возможность творчества, осознания собственного «я», возможность найти друзей,

научиться взаимодействию в коллективе.

К сожалению, в настоящее время очень мало методической литературы по

цирковым жанрам для школьного возраста, а ещё меньше для дошкольников, где

бы были научно обоснованные нормы физической нагрузки. Также методическое

обеспечение циркового искусства оставляет желать лучшего и поправить данную

ситуацию могут только педагоги – практики. Начинающий преподаватель, так

или иначе, сталкивается с проблемой постановки номера. Недостаточная

осведомлённость в данном вопросе, зачастую приводит к отсутствию

целостности номера. Как результат это – набор трюков, неправильное построение

сценария номера, а это заведомый проигрыш на сценической площадке.

Трюк – является основой циркового действия, которое определяет

отражение действенности в форме человеческих отношений к своим партнёрам,

реквизиту и трюку. Причём количество трюков для каждого жанра ограничено.

Но как в музыке семь нот служат бесконечным сочинениям так в цирке трюки,

складываясь в различные комбинации, образуют целый номер.

Как правильно составить структуру номера, сохранив художественный

образ в сочетании с индивидуальностью ученика не нарушая композицию номера

– это одна из основных целей для любого руководителя циркового коллектива.

Разработка методической рекомендации по построению цирковых номеров

может оказать помощь в работе начинающим руководителям цирковых студий.

Представленный алгоритм может быть использован не только

преподавателями, но и обучающимся.

Цирк - это самое эксцентричное, зрелищное искусство, где каждый ребёнок

может реализовать свою фантазию и индивидуальность. В цирке,   человек показывает все грани человеческого умения, мастерства, таланта.

Приобщение к искусству цирка посредством занятий эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, клоунадой решает проблему не только занятности

детей, но и даёт возможность развить свои физические способности и укрепить

здоровье за счёт повышения двигательной активности.

Цирк – это искусство молодых.

Из самодеятельных цирковых коллективов на профессиональную арену

пришло много талантливых артистов. Цирковое искусство даёт детям

возможность творчества, осознания собственного «я», возможность найти друзей,

научиться взаимодействию в коллективе.

К сожалению, в настоящее время очень мало методической литературы по

цирковым жанрам для школьного возраста, а ещё меньше для дошкольников, где

бы были научно обоснованные нормы физической нагрузки. Также методическое

обеспечение циркового искусства оставляет желать лучшего и поправить данную

ситуацию могут только педагоги – практики. Начинающий преподаватель, так

или иначе, сталкивается с проблемой постановки номера. Недостаточная

осведомлённость в данном вопросе, зачастую приводит к отсутствию

целостности номера. Как результат это – набор трюков, неправильное построение

сценария номера, а это заведомый проигрыш на сценической площадке.

Трюк – является основой циркового действия, которое определяет

отражение действенности в форме человеческих отношений к своим партнёрам,

реквизиту и трюку. Причём количество трюков для каждого жанра ограничено.

Но как в музыке семь нот служат бесконечным сочинениям так в цирке трюки,

складываясь в различные комбинации, образуют целый номер.

Как правильно составить структуру номера, сохранив художественный

образ в сочетании с индивидуальностью ученика не нарушая композицию номера

– это одна из основных целей для любого руководителя циркового коллектива.

Разработка методической рекомендации по построению цирковых номеров

может оказать помощь в работе начинающим руководителям цирковых студий.

Представленный алгоритм может быть использован не только

преподавателями, но и обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по постановке номера»

Методическая разработка

по построению циркового номера

на занятиях Детского циркового объединения «Мечтатели»

составила педагог дополнительного образования

Акиндинова Ирина Дмитриевна год 2022





Пояснительная записка


Цирк - это самое эксцентричное, зрелищное искусство, где каждый ребёнок

может реализовать свою фантазию и индивидуальность. В цирке, человек показывает все грани человеческого умения, мастерства, таланта.

Приобщение к искусству цирка посредством занятий эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, клоунадой решает проблему не только занятности

детей, но и даёт возможность развить свои физические способности и укрепить

здоровье за счёт повышения двигательной активности.

Цирк – это искусство молодых.

Из самодеятельных цирковых коллективов на профессиональную арену

пришло много талантливых артистов. Цирковое искусство даёт детям

возможность творчества, осознания собственного «я», возможность найти друзей,

научиться взаимодействию в коллективе.

К сожалению, в настоящее время очень мало методической литературы по

цирковым жанрам для школьного возраста, а ещё меньше для дошкольников, где

бы были научно обоснованные нормы физической нагрузки. Также методическое

обеспечение циркового искусства оставляет желать лучшего и поправить данную

ситуацию могут только педагоги – практики. Начинающий преподаватель, так

или иначе, сталкивается с проблемой постановки номера. Недостаточная

осведомлённость в данном вопросе, зачастую приводит к отсутствию

целостности номера. Как результат это – набор трюков, неправильное построение

сценария номера, а это заведомый проигрыш на сценической площадке.

Трюк – является основой циркового действия, которое определяет

отражение действенности в форме человеческих отношений к своим партнёрам,

реквизиту и трюку. Причём количество трюков для каждого жанра ограничено.

Но как в музыке семь нот служат бесконечным сочинениям так в цирке трюки,

складываясь в различные комбинации, образуют целый номер.

Как правильно составить структуру номера, сохранив художественный

образ в сочетании с индивидуальностью ученика не нарушая композицию номера

– это одна из основных целей для любого руководителя циркового коллектива.

Разработка методической рекомендации по построению цирковых номеров

может оказать помощь в работе начинающим руководителям цирковых студий.

Представленный алгоритм может быть использован не только

преподавателями, но и обучающимся.


Постановка проблемы


Цирковое искусство даёт детям возможность роста творческого потенциала,

осознания собственного «я», выбора будущей профессии. Современные средства

информации позволяют иметь обширный материал по высшим достижениям в различных жанрах цирка, знакомя нас с авангардистскими направлениями, оригинальной режиссурой, давая почву для творческого подхода руководителя к работе со студией. Но как правильно научить воспитанника составить структуру номера, сохранив художественный образ, не нарушая композицию номера – это основная проблема для любительских цирковых коллективов. Учитывая свой педагогический опыт и опыт педагогов новаторов Шпейд Л.Б., Немчинского М. мной была разработана методика по построению цирковых номеров.

Цель: научить воспитанников составлять цирковые номера по правилам циркового искусства.

Задачи:

1. Обучить воспитанников основным трюкам;

2. Расширить представление о правилах построения циркового номера;

3. Формировать осмысленное отношение воспитанников к

определённому цирковому жанру;

4. Развить индивидуальные, творческие способности при создании циркового номера;

5. Сформировать навыки самостоятельного применения правил для составления цирковых номеров.

Ожидаемые результаты

При условии реализации мы рассматриваем следующие результаты:

 Воспитанник должен в совершенстве владеть основными трюками;

 Выбор воспитанника определённого жанра и его углубленного

изучения;

 Апробация методики по построению цирковых номеров;

 Создание цирковых номеров воспитанниками.


Великое множество жанров цирка – верная гарантия невообразимого

разнообразия номеров, составляющих любое цирковое представление. Но есть

что-то общее и в полете гимнаста, и в прыжке тигра, и в жонглировании, и в

фокусе клоунов – это типично цирковые действия, трюки.

Трюк.

Слово «Трюк» имеет несколько значений: эффективный приём

искусственный и сложный маневр, ухищрение. Известный исследователь цирка

Е.М. Кузнецов теоретически рассмотрел «Цирковой трюк, - писал он, -

представляет собой отдельный законченный фрагмент любого циркового номера,

хотя бы самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, но

вполне самостоятельный, и в себе замкнутый и является простейшим

возбудителем реакции, действующей на зрителя».

Трюк – это главное выразительное средство всех цирковых жанров.

Например, в акробатике – сальто, стойки, прыжки, в жонглировании – ловкие

броски предметами, в иллюзионных номерах – исчезновение людей и животных.

Создание номера начинается с подбора трюков, из которых впоследствии

сложится номер.

Сочетание трюков.

Следующий этап построения циркового номера – сочетание трюков, иными

словами трюковые комбинации. Основой построения любого номера заключается

в отборе трюков, в их композиционном соединении. Традиционным цирковым

ходом является откровенное чередование трюков по возрастающей

профессиональной трудности. Возрастающая сложность трюков подразумевает

возрастающий интерес к номеру зрительного зала. И тогда на декапод, на

повторный вызов исполнение рекордного трюка достойно венчает здание

композиционного построения номера. Иногда эффектность позы заслоняет

сложность трюка отсюда обусловлено появление нового приемы распределения

трюков в цирке – чередование трюков по возрастающей зрелищной

занимательности.

Большое значение имеет для композиции номера соединение трюков.

Наиболее древней является связь трюков через паузу-отдых. Этот прием

откровенно заявляет о самостоятельной ценности трюка и по сути дела, именно к

исполнению трюка и сводит все задачи цирка.

Трюковая комбинация – высшая форма проявления циркового мастерства.

Примитивная схема 1 заменяется в ней таким осмысленным соединением, при

котором вершина каждого трюка – момент его завершения является в то же время

исходной точкой начала следующего.

Простая трюковая комбинация часто используется для создания номеров:

Схема 1.

Трюк ---Пауза --- Трюк

В зависимости от выбранных трюков, музыкального сопровождения и

режиссёрской постановки меняется простая комбинация расположения трюков и

пауз на более сложную комбинацию

Схема 2.

Трюк --- Пауза --- Трюк --- Игра пауз --- Трюковая комбинация

Механическое исполнение трюка без вложения в него эмоционального

отношения артиста делает его невыразительным, скучным. Трюк получает

выразительность только тогда, когда раскрывает внутренний мир исполнителя

при помощи сопутствующих средств выразительности.

Цирковой номер несет диалогический характер, при котором трюк является

цирковым высказыванием, а артист – выразительным рассказчиком.

Комплимент.

Отход от трюка чаще принимает вид комплимента. Стилистика

комплимента определяется актерскими возможностями и поставленными перед

ними задачами. Комплимент как завершение трюка является по сути дела прямым

общением со зрителем.

Подача трюка и комплимент служат теми действенными прослойками,

которые придают цельность, как трюковым комбинациям, так и всему манежному

образу.

Цирковой номер при последовательном развитии манежных отношений

воспринимается как мимодрама, как выявление через пластику актера внутренней

жизни, создаваемого им образа.

Хореография

Кроме того, пластическую жизнь циркового артиста и в общем решении

номера, и в законченности жеста организует хореография. Хореография – это то,

что подводит к трюку, подчеркивает трюк, и, в конечном счете, именно от

постановки танца зависит, насколько выигрышно смотрится номер. Коллективы,

где проводятся занятия по хореографии, выступают на конкурсах, фестивалях

высоких уровней.

Правила построения циркового номера

Нельзя забывать, что творческий процесс воплощения манежного образа

четко регулирует правила построения циркового номера:

- эффектный выход, утверждающий создаваемый образ и манежные отношения;

- сведение трюков в контрастные комбинации;

- активизация внимания зрителей;

- финальный комплимент.

Каноны построения циркового номера

Выразительность в цирке содержится в форме и эмоциональности подачи

трюка. Артист специально насыщает трюк не свойственными ему деталями

(подчеркивает сложность и опасность, включает в номер дополнительные детали,

например, закрывает глаза повязкой перед трюком).

Острое образное преувеличение (гротеск) у артиста цирка выражает его

отношение к какому-то явлению действительности. Цирковое представление

разыгрывается в пределах реально существующего игрового пространства, как

подлинный праздник, то есть радостно и свободно. «Благородство в игре

подчеркивается не только манерами, но и блестящими, горящими, сверкающими

костюмами. С учетом особенностей фактора игры выстраиваются композиции в

номере, мизансцены, взаимоотношения артистов. В цирке каждый «образ Я»

артиста, играя, разрешает какую-нибудь загадку, которую необходимо решить на

глазах у зрителя, публично и открыто. Творчески организованная совокупность

всех элементов номера рождает культуру подачи номера (каноны).

Появление артиста

В манеже надо сказать свое «Я», потом определить отношение друг к другу.

Если нет партнеров, то артист всячески манипулирует с предметом, с которым

ему и в дальнейшем придется работать, т.е. он рассматривает его, придаёт ему

какие-то движения, и каждый артист определяет его место в манеже, откуда и

начнется действие.

Само действие

В действии через трюк выстраиваются определенные мизансцены, которые

рассказывают основную идею номера. Это может быть ревность, любовь, мечта,

неудовлетворенность и т.д. Все это происходит до того момента, когда ситуация

с взаимоотношениями проясняется и приходит к своему логическому

завершению: удовлетворению поставленной задачи или наоборот. Для того,

чтобы подчеркнуть напряжение в номере, артист обладает достаточным

арсеналом таких приемов как срыв исполнения трюка, его повторы, скольжение

по наклонному канату, обрыв в руках, в воздушном полете и т.д. Состояние

напряжения придает номеру дополнительную эмоциональную окраску,

определяет зону конфликта между возможным и невозможным, через которую

проходит незримая нить смыслового содержания номера. Чьё напряжение создает

условия поиска причины, невозможности исполнения трюка. Этот поиск может

выражаться в эмоциях артиста, в его досаде, разочаровании и, в результате,

принятии решения на еще одну попытку. Артистические страдания поиска

решения заставляют зрителя сопереживать.

Заключительная мизансцена

Либо это взрыв эмоций - «Получилось!», либо совершенно

противоположный конец, который зритель не ожидал, или просто уход и артисты

быстро убегают за кулисы после очередного поклона. На протяжении номера

артист делает много комплиментов, но все они отличаются, каждый выполняет

свою роль, свое значение в цирковой гамме чувств и стремлений. Они являются

продолжением трюка, и номер смотрится как единое целое. Исполняя трюк в

цирке, артист тем самым играет драматическую роль, так как для этого требуются

определенные и часто немалые усилия.

Окончание трюка - это своего рода выход из роли - комплимент. В

некоторых случаях артист специально подчеркивает степень риска исполняемого

трюка и создает ситуацию, когда выполнение трюка ставится под сомнение. И это

очень большой эмоциональный эффект, который придает номеру

дополнительную эмоциональную окраску.

Мысль должна присутствовать в каждом номере, в каждом трюке, скрыто,

но узнаваемо, или же явно.

Реальное цирковое действие может выражаться в абсурде. Абсурд помогает

выразить природу цирка. В жизни человек не стоит на голове, не лезет под купол

за «луной», собаки не учатся в школе.

Экспрессионизм, фантастический излом формы, заостренность образа,

краткая условность или нарочитая примитивность помогают артисту донести до

зрителя идею своего номера.

Составляющие циркового номера

Типы номеров

Все номера можно разделить на фольклорные и сюжетные.

Создаваемые номера в лучших национальных традициях называются

фольклорными, а это значит, что подбирается фольклорная одежда, музыка,

хореографические движения, традиционно исполняются трюки с использованием

этнографических элементов. Многие из них берут свое начало в средневековых

уличных театрах, балаганах, «осовремениваются» актуальными техниками,

реквизитом и т.д.

Номера, имеющие в основе своей определенную драматургическую

ситуацию, принято называть сюжетным. Трюковая часть при этом выстраивается

как взаимоотношения между партнерами, причем отношения эти предельно

просты, не натуральны, ведь условность цирка - откровение условностей театра.

Сюжетный номер представляет собой простейшее драматургическое

построение, оправдывающее как присутствие определенных персонажей с

определенными отношениями между собой, так и пользование определенных

бытовым оправданным реквизитом. Цирк подобно комедии «дель арте» трактует

свои образы крайне обобщенно и гротескно. В сюжетном номере они даже

принимают вид скорее социальных или бытовых понятий: «моряк», «индеец».

Сюжетное построение в цирке решает образные и композиционные задачи

цирковых номеров в постановочных приемах театра. Именно это дает

возможность удостовериться, какое большое значение имеет в цирке костюм.

Костюм.

Трудно опровергнуть старую истину о том, что костюм красит человека.

Козьма Прутков когда-то советовал: «Если хочешь быть красивым, поступи в

гусары». В наши дни он порекомендовал бы пойти в цирковые артисты.

Яркий цвет, сверкание камней, переливы блесток, современный крой

костюма стали знаменем нашего времени. Костюм должен помогать артисту в

манежном перевоплощении, выражая идейность художественного замысла.

Основными требованием к цирковому костюму это удобство при исполнении

трюков, а также соответствие создаваемому артистом образу. циркового зрелища

определяет музыкальное сопровождение номера. В настоящее время существует

три вида музыкального сопровождения:

1.фоновое

2.ритмическое

3.гармоническое.

Традиционное фоновое сопровождение – шумовой фон номера.

Поступательный характер исполнения отдельных трюков, трюковых

комбинаций, несет с собой определенный ритмический строй. Ритм комбинаций

становится особенно выразительным, когда он бывает, поддержан музыкально. В

настоящее время номер заключает, по крайней мере, три контрастные

комбинации музыки. Фоновое сопровождение одинаково равнодушно

подкладывает, скажем, вальс, под работу лошадей и гимнасток, не влияя на

характер подачи номера, оно лишь соответствует его длительности, даже не

укладывая музыку по фразе. Оно наиболее распространено в выступлениях с

животными, с акробатами-прыгунами, иллюзионистами.

Важным видом использования музыки в цирке представляет ритмическое

сопровождение.

Особенно эффективен он при повторении трюка несколько раз подряд или

серии однозначных трюков, как говорится в темп. Совпадение ритмического

строя звучания оркестра с ритмом исполнения трюков намного эмоциональнее и

органичнее. Совпадение акустического и пластического ритма работает на

цельность манежного действия образа и зрительного восприятия.

Высшей формой подачи циркового номера нужно признать гармоническое

сопровождение. При нем развитие музыкальной темы должно соответствовать

композиции номера, трюковые комбинации укладываются по музыкальной фразе,

а образ музык совпадать и подчеркивать манежный образ. Последнее время в

поисках новых средств музыкальной выразительности при оформлении номера

привели к использованию вокала, это, конечно же, повышает интимность

воздействия на зрителя.

Музыкальное сопровождение организует ритм трюковых комбинаций,

способствует выявлению манежного образа.

Методические советы

Для обеспечения непрерывного обучения цирковому искусству необходимо

учитывать возраст обучающихся. Чтобы дети с раннего возраста красиво владели

своим телом, их необходимо научить правильно, исполнять основные

пожанровые упражнения.

На первом году обучения в цирковой студии решаются следующие задачи:

ребенок должен держать осанку, правильно распределять свои силы и

возможности, четко и верно исполнять простые трюки, получить начальные

знания по основным жанрам. Ориентиром в работе педагога должны служить

потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критериями —

дидактические принципы доступности, наглядности, последовательности.

При обучении цирковому искусству необходимо четко отслеживать уровни

обучения и вырабатывать свою индивидуальную систему требований. Однако

неизменной остается стратегия: при обучении детей всех уровней целевой

установкой является развитие их личностного потенциала. Личностно-

ориентированный подход наиболее актуален в обучении цирковым жанрам.

На втором году обучения с формированием представлений об основных

жанрах, обучающимся будут доступны более сложные жанровые трюки.

К концу третьего года обучения обучающийся доводит трюки до

автоматизма.

Учащихся необходимо привлекать к концертной деятельности это не только

приносит пользу их цирковому развитию, но имеет и воспитательное значение,

формируя такие качества, как воля, коммуникабельность, бескорыстие, душевная

открытость. Педагог средствами циркового искусства воспитывает чувство

красоты, вводит в мир прекрасного и побуждает потребность ребенка к общению

с искусством всех жанров.

Основная трудность для педагога заключается в том, чтобы, выработать

мотивацию у будущих артистов к дальнейшему развитию и освоению более

сложных трюков. Изучение различных жанров позволяет удерживать интерес к

предлагаемому материалу и трудоемкому процессу тренировок

Все цирковые жанры подразумевают выполнение правил техники

безопасности на занятиях:

1. Без присутствия руководителя запрещается находиться в помещении для

занятий;

2. Во время репетиции участники коллектива не должны покидать зал без

разрешения педагога;

3. Движение по акробатической дорожке только в одном направлении;

4. Приходить на занятие мальчикам в футболках и шортах, девочкам – в

купальниках, лосинах, с убранными волосами;

5. Не допускается наличие украшений и часов;

6. Ответственность за реквизит несёт тот человек, который с ним работает.

7. Не выполнять упражнения, превышающие возможность ученика.

8. Акробатические сложные элементы не выполнять без страховки.

9. При работе с предметами расстояние между обучающимися должно быть не

меньше двух метров.

10. Акробатические трюки должны выполняются на матах.


Краткий словарь профессиональных цирковых терминов, использованных

в методической разработке


Жанр в цирке – это исторически устойчивая форма композиционной

организации номера или аттракциона, которая развивается в зависимости от

многообразия реализации человеческих возможностей, а также от тех

эстетических задач, которые поставлены в номере артистом или режиссером.

Номер – это отдельное, законченное выступление, исполняемое в цирковой

программе одним или несколькими артистами.

Трюк – главное выразительное средство всех цирковых жанров – эффектный

прием, искусный и сложный маневр, ухищрение.

Артист – главный герой цирка, исполнитель номера, который создает

определенный, обобщенный художественный образ.

Игра – разновидность цирковых номеров, строящихся на трюковом обыгрывании

вращений и передвижений предметов, например, игра с лассо, игра с тарелками,

игра с хула-хупами, игра с диаболо и т.п.

Меланж-акт – совмещение трюков разных жанров в одном номере.

Представление – сочетание нескольких разножанровых номеров.

Де–капо – повторный вызов исполнителя на рекордный трюк.

Мимодрама – выявление через пластику актера внутренней жизни, создаваемого

им образа.


Содержание деятельности

В рамках дополнительной общеразвивающей программы циркового искусства

была разработана методика по составлению номеров. Деятельность по реализации

методики представлена структурно - функциональной схемой:

Воспитанники на первом году обучения развивают свои способности и усваивают

основы базовой подготовки, трюки. Методом индивидуального наблюдения за

воспитанниками, помогаю им определиться в выборе жанра, учитывая его физические способности.

На втором году обучения, совместно воспитанниками, составляем номера.

На третьем году обучения воспитанник достигнув высокого профессионального

уровня в исполнении трюков, самостоятельно составляет структуру номера.

Такой пошаговый подход в процессе обучения позволяет осознанно относиться к

занятиям, видеть ближние и дальнейшие перспективы своей деятельности.

Организация и содержание занятий интегрируется вокруг основных

дидактических принципов:

 Цикличность, т.е. многократное повторение и постоянное воспроизведение

одних и тех же трюков;

 Поступательность, т.е. от простого к сложному, от общего к частному;

 Всесторонность, т. е. освоение несколько жанров, всестороннее физическое

развитие;

 Индивидуализация, лично–ориентированный подход, учёт уровня подготовки,

возраста, темперамента, состояния здоровья.

В работе используются основы теории циркового искусства педагогов Блужиной

Ю. В, Индюковой Л. Н.:

 Сложность трюков и лёгкость их исполнения.

 Артист никогда не должен быть доволен собой.

 Трюк не самоцель, а средство в достижении цели.

номер воспитанником

Выбор жанра

 Мотив самосовершенствования и мотив самоутверждения в цирке имеет

главное значение.

 Кто не испытывается, тот не воспитывается.

Цирковые номера создаются из трюков. Трюк – это главное выразительное

средство всех цирковых жанров. Их можно подразделить на легкие, средней сложности выполнения и сложные.

 К концу третьего года обучения воспитанник доводит трюки до автоматизма.

 Воспитанников необходимо привлекать к концертной деятельности - это не только

приносит пользу их цирковому развитию, но имеет и воспитательное значение,

формируя такие качества, как воля, коммуникабельность, бескорыстие, душевная

открытость. Воспитать чувство красоты, ввести в мир прекрасного и побудить

потребность ребенка к общению с искусством всех жанров – на этом должен

сосредоточить свое внимание педагог.

 Основная трудность для педагога заключается в том, чтобы, выработать мотивацию

у воспитанников к дальнейшему развитию и освоению более сложных трюков.

Изучение различных жанров позволяет удерживать интерес к предлагаемому

материалу и трудоемкому процессу тренировок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!