СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку»

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Местоимение как часть речи»

Цели урока:

Обучающие:

Дать понятие о местоимении как части речи;

Познакомить с указательной функцией местоимения;

Познакомить с группами местоимений;

Научить определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, прилагательными, числительными, наречиями.

Развивающие:

Развивать логическое мышление

Воспитывающие:

Повышать интерес к урокам русского языка

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Число.

Классная работа.

2. Вопросы классу

Какой раздел науки мы изучаем?

Что изучает морфология?

Какие части речи нами изучены?

 

3. Новая тема

Сегодня мы познакомимся с новой частью речи

Я прочту стихотворение, а вы попробуйте отгадать, какая часть речи станет предметом изучения

Вместо имени предмета

 

 Говорим мы слово: ЭТО,

 

 ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –

 

 Всем известные слова.

 

 
Это, без сомнения,

 

 Слова – 
МЕСТОИМЕНИЯ.

Записываем название темы.

Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану.

Вспомните план, по которому мы изучали др. части речи. См. 2 слайд.

Вы сами сегодня попробуете охарактеризовать новую часть речи, работая по знакомому плану с пословицами из сборника В.Даля. Пословицы в нём представлены во всём многообразии.

Что вы знаете о В.Дале?

Читаем текст.

Выполняем разборы

Перейдём к пословицам, собранным В.Далем.

(Пословицы распечатаны на каждого ученика и лежат на столах. Приложение 2)

Работа с текстами пословиц

1.Давайте их прочтём

2.Выпишем слова с пропущенными буквами, обозначая и объясняя выбор орфограмм

ПРОБЛЕМНАЯ ситуация

Местоимения в тексте выделены красным цветом. Определите, на какой вопрос они отвечают, подчеркните местоимения как члены предложения, определите, где возможно, род, число, падеж местоимений.

Слушаю вас, принимаю любые выводы и благодарю за них.

 

Основные выводы.

Местоимения употребляются вместо сущ., прил., числ.

М. указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.

 

Почему местоимение местоимением называется

Лингвистическая сказка

 Жили-были на свете люди. Жили они неплохо: умели ходить, хлеб печь, в поле работать, в общем, много чего умели делать. Одна беда у них была: не умели они разговаривать, а без слов ничего не сделаешь: друг с другом не поговоришь, песню не сложишь, да и о чем-то важном предупредить тоже не сможешь. Обратились тогда люди к волшебнику мудрому, а волшебник тот подумал-подумал, и решил, что народу слово нужно, чтобы лучше жить стало.

 Сказано-сделано. Первым появилось слово, которое предметы называет, те, что существуют. Назвали его Именем существительным. Долгое время Существительное считало себя самым главным, но заявили однажды люди:

 – Не можем мы одним тобой обходиться. Ты называешь предметы, но что они делают, сказать не можешь. А нам без этого нельзя.

 И появился тогда Глагол, который глаголет, говорит о действии, называет его. Жили Глагол с Существительным да не тужили. Но постепенно стало людям мало одних существительных и глаголов, захотели они не просто называть предметы, а описывать их, о красоте рассказывать. Придумали тогда Имя Прилагательное, которое описывает существительное, к нему прилагается.

 Все хорошо было бы, да только стали уставать Существительное, Глагол и Прилагательное от работы. Сами подумайте, можно ли столько трудиться в одном рассказе только: «Петя подарил Тане книгу, но Тане книга не понравилась, и Таня вернула Пете книгу обратно и расстроилась. Петя тоже расстроился и не понимал, почему Тане книга не понравилась. Тогда Петя книгу перечитал, понял, почему книга не понравилась и подарил Тане другую книгу. Тане другая книга понравилась и Таня с Петей помирились.»

 Недовольны были Существительное и Прилагательное. Лишняя работа им не нравилась. Да и люди поняли: говорить так некрасиво, неправильно. Тогда решено было искать заместителя бедным труженикам. Нашлись слова-заместители: «я», «его», «мой», «этот» и другие их помощники. Задумались люди: как же называть их?

 Долго думали об этом они вместе с Существительным, Глаголом и Прилагательным, но никак не могли додуматься. Вдруг Существительное заметило Прилагательному:

 – Эти слова заменяют нас с тобой, то есть встают вместо нас. Так, может, назвать их «вместосуществприлагательными»?

 – Слишком длинно будет. Давай лучше назовем их «вместоимениями» или же просто «местоимением», ведь и ты, и я – имена!

 Сказано – сделано. Так появились на свет Местоимения – слова, которые работают вместо имен. С тех пор живут Существительное, Прилагательное и Местоимение в мире, друг другу помогают и друг без друга жить не могут.

 

 

А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?

Работа с учебником

Читаем 1 часть пар-фа учебника

Составляем опорную схему.


Читаем 2 часть материала учебника

Заполняем таблицу.
(Таблицы распечатаны и лежат на столах.)

Проверяем, что у вас получилось.

Читаем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому неслучайно, что по частоте употребления. местоимения занимают третье место (после сущ., и гл.).Так говорят учёные-лингвисты. Попробуем сами доказать это, проведя небольшой лингв. эксперимент.

9 СЛАЙД

Перед вами текст (
текст распечатан. Приложение 3)

Подсчитаем общее кол-во сущ., мест., гл.

Результаты эксперимента.

Отсюда ясно, что при малом колич. составе, но при высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи.

Вопросы

А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?

Вернёмся к исследуемому тексту и попробуем заменять повторяющиеся местоимения другими словами. Что получится?

ВЫВОД:
без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них!

 

Ваш одноклассник попытался сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках. Вот к какому выводу он пришёл.

И ещё одно мнение.

Д/з, оценки.

Тренировочные упражнения.

 

Почему местоимение местоимением называется

Лингвистическая сказка

 Жили-были на свете люди. Жили они неплохо: умели ходить, хлеб печь, в поле работать, в общем, много чего умели делать. Одна беда у них была: не умели они разговаривать, а без слов ничего не сделаешь: друг с другом не поговоришь, песню не сложишь, да и о чем-то важном предупредить тоже не сможешь. Обратились тогда люди к волшебнику мудрому, а волшебник тот подумал-подумал, и решил, что народу слово нужно, чтобы лучше жить стало.

 Сказано-сделано. Первым появилось слово, которое предметы называет, те, что существуют. Назвали его Именем существительным. Долгое время Существительное считало себя самым главным, но заявили однажды люди:

 – Не можем мы одним тобой обходиться. Ты называешь предметы, но что они делают, сказать не можешь. А нам без этого нельзя.

 И появился тогда Глагол, который глаголет, говорит о действии, называет его. Жили Глагол с Существительным да не тужили. Но постепенно стало людям мало одних существительных и глаголов, захотели они не просто называть предметы, а описывать их, о красоте рассказывать. Придумали тогда Имя Прилагательное, которое описывает существительное, к нему прилагается.

 Все хорошо было бы, да только стали уставать Существительное, Глагол и Прилагательное от работы. Сами подумайте, можно ли столько трудиться в одном рассказе только: «Петя подарил Тане книгу, но Тане книга не понравилась, и Таня вернула Пете книгу обратно и расстроилась. Петя тоже расстроился и не понимал, почему Тане книга не понравилась. Тогда Петя книгу перечитал, понял, почему книга не понравилась и подарил Тане другую книгу. Тане другая книга понравилась и Таня с Петей помирились.»

 Недовольны были Существительное и Прилагательное. Лишняя работа им не нравилась. Да и люди поняли: говорить так некрасиво, неправильно. Тогда решено было искать заместителя бедным труженикам. Нашлись слова-заместители: «я», «его», «мой», «этот» и другие их помощники. Задумались люди: как же называть их?

 Долго думали об этом они вместе с Существительным, Глаголом и Прилагательным, но никак не могли додуматься. Вдруг Существительное заметило Прилагательному:

 – Эти слова заменяют нас с тобой, то есть встают вместо нас. Так, может, назвать их «вместосуществприлагательными»?

 – Слишком длинно будет. Давай лучше назовем их «вместоимениями» или же просто «местоимением», ведь и ты, и я – имена!

 Сказано – сделано. Так появились на свет Местоимения – слова, которые работают вместо имен. С тех пор живут Существительное, Прилагательное и Местоимение в мире, друг другу помогают и друг без друга жить не могут.