Урок русского языка в 6-м классе по теме «Местоимение как часть речи»
Цели урока:
Обучающие:
Дать понятие о местоимении как части речи;
Познакомить с указательной функцией местоимения;
Познакомить с группами местоимений;
Научить определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, прилагательными, числительными, наречиями.
Развивающие:
Развивать логическое мышление
Воспитывающие:
Повышать интерес к урокам русского языка
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Число.
Классная работа.
2. Вопросы классу
– Какой раздел науки мы изучаем?
– Что изучает морфология?
– Какие части речи нами изучены?
3. Новая тема
– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи
– Я прочту стихотворение, а вы попробуйте отгадать, какая часть речи станет предметом изучения
Вместо имени предмета
Говорим мы слово: ЭТО,
ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
Слова –
МЕСТОИМЕНИЯ.
– Записываем название темы.
– Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану.
Вспомните план, по которому мы изучали др. части речи. См. 2 слайд.
– Вы сами сегодня попробуете охарактеризовать новую часть речи, работая по знакомому плану с пословицами из сборника В.Даля. Пословицы в нём представлены во всём многообразии.
– Что вы знаете о В.Дале?
– Читаем текст.
– Выполняем разборы
– Перейдём к пословицам, собранным В.Далем.
(Пословицы распечатаны на каждого ученика и лежат на столах. Приложение 2)
Работа с текстами пословиц
– 1.Давайте их прочтём
– 2.Выпишем слова с пропущенными буквами, обозначая и объясняя выбор орфограмм
ПРОБЛЕМНАЯ ситуация
– Местоимения в тексте выделены красным цветом. Определите, на какой вопрос они отвечают, подчеркните местоимения как члены предложения, определите, где возможно, род, число, падеж местоимений.
– Слушаю вас, принимаю любые выводы и благодарю за них.
Основные выводы.
– Местоимения употребляются вместо сущ., прил., числ.
– М. указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.
Почему местоимение местоимением называется
Лингвистическая сказка
Жили-были на свете люди. Жили они неплохо: умели ходить, хлеб печь, в поле работать, в общем, много чего умели делать. Одна беда у них была: не умели они разговаривать, а без слов ничего не сделаешь: друг с другом не поговоришь, песню не сложишь, да и о чем-то важном предупредить тоже не сможешь. Обратились тогда люди к волшебнику мудрому, а волшебник тот подумал-подумал, и решил, что народу слово нужно, чтобы лучше жить стало.
Сказано-сделано. Первым появилось слово, которое предметы называет, те, что существуют. Назвали его Именем существительным. Долгое время Существительное считало себя самым главным, но заявили однажды люди:
– Не можем мы одним тобой обходиться. Ты называешь предметы, но что они делают, сказать не можешь. А нам без этого нельзя.
И появился тогда Глагол, который глаголет, говорит о действии, называет его. Жили Глагол с Существительным да не тужили. Но постепенно стало людям мало одних существительных и глаголов, захотели они не просто называть предметы, а описывать их, о красоте рассказывать. Придумали тогда Имя Прилагательное, которое описывает существительное, к нему прилагается.
Все хорошо было бы, да только стали уставать Существительное, Глагол и Прилагательное от работы. Сами подумайте, можно ли столько трудиться в одном рассказе только: «Петя подарил Тане книгу, но Тане книга не понравилась, и Таня вернула Пете книгу обратно и расстроилась. Петя тоже расстроился и не понимал, почему Тане книга не понравилась. Тогда Петя книгу перечитал, понял, почему книга не понравилась и подарил Тане другую книгу. Тане другая книга понравилась и Таня с Петей помирились.»
Недовольны были Существительное и Прилагательное. Лишняя работа им не нравилась. Да и люди поняли: говорить так некрасиво, неправильно. Тогда решено было искать заместителя бедным труженикам. Нашлись слова-заместители: «я», «его», «мой», «этот» и другие их помощники. Задумались люди: как же называть их?
Долго думали об этом они вместе с Существительным, Глаголом и Прилагательным, но никак не могли додуматься. Вдруг Существительное заметило Прилагательному:
– Эти слова заменяют нас с тобой, то есть встают вместо нас. Так, может, назвать их «вместосуществприлагательными»?
– Слишком длинно будет. Давай лучше назовем их «вместоимениями» или же просто «местоимением», ведь и ты, и я – имена!
Сказано – сделано. Так появились на свет Местоимения – слова, которые работают вместо имен. С тех пор живут Существительное, Прилагательное и Местоимение в мире, друг другу помогают и друг без друга жить не могут.
А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?
Работа с учебником
Читаем 1 часть пар-фа учебника
– Составляем опорную схему.
Читаем 2 часть материала учебника
– Заполняем таблицу.
(Таблицы распечатаны и лежат на столах.)
– Проверяем, что у вас получилось.
– Читаем.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
– Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому неслучайно, что по частоте употребления. местоимения занимают третье место (после сущ., и гл.).Так говорят учёные-лингвисты. Попробуем сами доказать это, проведя небольшой лингв. эксперимент.
9 СЛАЙД
– Перед вами текст (
текст распечатан. Приложение 3)
– Подсчитаем общее кол-во сущ., мест., гл.
– Результаты эксперимента.
Отсюда ясно, что при малом колич. составе, но при высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи.
Вопросы
– А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?
– Вернёмся к исследуемому тексту и попробуем заменять повторяющиеся местоимения другими словами. Что получится?
ВЫВОД:
без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них!
– Ваш одноклассник попытался сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках. Вот к какому выводу он пришёл.
– И ещё одно мнение.
Д/з, оценки.
– Тренировочные упражнения.
Почему местоимение местоимением называется
Лингвистическая сказка
Жили-были на свете люди. Жили они неплохо: умели ходить, хлеб печь, в поле работать, в общем, много чего умели делать. Одна беда у них была: не умели они разговаривать, а без слов ничего не сделаешь: друг с другом не поговоришь, песню не сложишь, да и о чем-то важном предупредить тоже не сможешь. Обратились тогда люди к волшебнику мудрому, а волшебник тот подумал-подумал, и решил, что народу слово нужно, чтобы лучше жить стало.
Сказано-сделано. Первым появилось слово, которое предметы называет, те, что существуют. Назвали его Именем существительным. Долгое время Существительное считало себя самым главным, но заявили однажды люди:
– Не можем мы одним тобой обходиться. Ты называешь предметы, но что они делают, сказать не можешь. А нам без этого нельзя.
И появился тогда Глагол, который глаголет, говорит о действии, называет его. Жили Глагол с Существительным да не тужили. Но постепенно стало людям мало одних существительных и глаголов, захотели они не просто называть предметы, а описывать их, о красоте рассказывать. Придумали тогда Имя Прилагательное, которое описывает существительное, к нему прилагается.
Все хорошо было бы, да только стали уставать Существительное, Глагол и Прилагательное от работы. Сами подумайте, можно ли столько трудиться в одном рассказе только: «Петя подарил Тане книгу, но Тане книга не понравилась, и Таня вернула Пете книгу обратно и расстроилась. Петя тоже расстроился и не понимал, почему Тане книга не понравилась. Тогда Петя книгу перечитал, понял, почему книга не понравилась и подарил Тане другую книгу. Тане другая книга понравилась и Таня с Петей помирились.»
Недовольны были Существительное и Прилагательное. Лишняя работа им не нравилась. Да и люди поняли: говорить так некрасиво, неправильно. Тогда решено было искать заместителя бедным труженикам. Нашлись слова-заместители: «я», «его», «мой», «этот» и другие их помощники. Задумались люди: как же называть их?
Долго думали об этом они вместе с Существительным, Глаголом и Прилагательным, но никак не могли додуматься. Вдруг Существительное заметило Прилагательному:
– Эти слова заменяют нас с тобой, то есть встают вместо нас. Так, может, назвать их «вместосуществприлагательными»?
– Слишком длинно будет. Давай лучше назовем их «вместоимениями» или же просто «местоимением», ведь и ты, и я – имена!
Сказано – сделано. Так появились на свет Местоимения – слова, которые работают вместо имен. С тех пор живут Существительное, Прилагательное и Местоимение в мире, друг другу помогают и друг без друга жить не могут.