Автор разработки;
Амиралиева Гульжанат Дибировна
учитель истории и обществознания
МКОУ КомсомольскаяСОШ . Тема 3. Россия во второй половине 19 в.
Цели:
-
познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе;
-
провести исторический анализ литературных произведений;
-
развивать навыки работы с документами, статистическими данными,
обобщать материал, выделять главное.
Новые термины и даты: 19 февраля 1861 года - «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» нормы надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.
Оборудование: карта «Отмена крепостного права в Росси в 1861 г», портреты Александра II, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева.
Ход урока:
1. Оргмомент
П. Опрос домашнего задания:
- Что такое крепостное право?
- Каковы были причины отмены крепостного права в России?
Выполни тест:
1. Годы правления Александра П:
а). 1825 – 1855 гг. в). 1855 – 1881 гг.
б). 1855 – 1861 гг. г). 1856 – 1861 гг.
2. Законы, указы 19 в., подтачивающие устои крепостного права в России:
а). о вольных хлебопашцах в). об обязанных крестьянах
б). о трехдневной барщине г). о прикрепленных к фабрикам крестьянах
3. меры, предпринятые Александром П для смягчения политического режима в стране:
а). ослабление цензуры
б). ликвидация военных поселений
в). амнистия декабристам
г). списание недоимок
д). издание колокола
4. Кому принадлежат слова?
«Государь, дайте свободу русскому слову… Дайте нам вольную речь… Нам есть, что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам… смойте с России позорное пятно крепостного состояния…».
Ш. Изучение нового материала:
Крестьянская реформа
а). Разрешение земельного вопроса
Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к
19 февраля - шестой годовщине восшествия Александра II на престол.
Запись на доске и в тетради:
__________________________________________________________________________
19 февраля 1861 г. -
1) «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости».
2) «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
«Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.
- Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или отдельно от нее.)
Крестьяне получили гражданские права.
- Подумайте, какие права появились у крестьян?
Запись на доске и в тетради.
Гражданские права:
1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т. д.);
2) открывать торговые и промышленные предприятия;
3) выступать от своего имени в суде;
4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;
5) переходить в другие сословия.
Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.
- Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет.)
До перевода крестьян на выкуп, т. е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, т. е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.
Запись на доске и в тетради:
Временнообязанный крестьянин - лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.
Начинать же процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению властей, для подготовки окончательного введения в действие «Положений».
Известно, что и в 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп, т. е. были временнообязанными. В 1881г. было издано «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.
- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами)
- Вспомните, что такое крестьянский надел? (Земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 превратился в общинную собственность.)
Реформой устанавливались высший (7 дес.) и низший (3 дес.) пределы землепользованияы.
- Сформулируйте определение терминов «отрезки» и «прирезки».
(Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861 г.; земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы)
Работа со статистическими данными
Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях - 30-40% от крестьянского надела.
- Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные? (У большинства крестьян землю отрезали, причем количество отрезаемой земли составляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были увеличены, однако их размеры все равно были крайне малы.) Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа.
С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», 1/4 от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они составляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было невозможно. Согласившись на дарственный, надел крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.
____________________________________________________________________________
Запись на доске и в тетради:
«Дарственный надел» - 1/4 часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.
Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.
Запись на доске и в тетради:
Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.
За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л. Н. Толстой, некоторые декабристы.
Запись на доске и в тетради:
Мировые посредники - должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.
Т.о. по «Положению» от 19 февраля у крестьян оказывалось земли меньше, чем было до реформы.
б). Организация выкупных платежей.
Полученную землю крестьяне должны были выкупать.
Сумма выкупа определялась путем так называемой капитализации оброка. За основу брали оброк положенный в банк под 6% годовых. Выходила серьезная сумма. Поэтому
Запись в тетрадях:
Выкупная операция:
20% выплачивается крестьянами;
80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течение 49 лет.
Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине (одной или нескольким частям селения). Община становилась собственником земли, которую крестьяне сообща распределяли между собой. Таким образом, отдельный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду мог только членам своей же общины. Если крестьянин уезжал жить в город, то свой надел должен был оставить
III. Отношение крестьян к реформе. Крестьянские бунты
работа с документом.
«Письма из провинции, перлюстрированные на петербургском почтамте, об объявлении манифеста 19 февраля 1861 г. (март-апрель 1861 г.)»
По сборе народа зажигались [в церкви] свечи, священники облачались в праздничные ризы, выходили с Манифестом в руках выход священника встречен был народом с усердною мольбою иконам, затем следовала мертвая тишина и начиналось чтение манифеста.
Чтение манифеста на народ никакого впечатления не произвело, крестьяне, как водится, не поняли манифеста и начали по-своему перетолковывать, давая себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть.
В Орле по прочтении манифеста народ разошелся с убеждением, что это не та, а на днях пришлют другую, настоящую вольную.
равнодушие народа весьма понятно он еще не знает, как он устроится, станет ли ему легче в том положении, которое ему предоставляется Теперь, кажется, начинает проникать в сознание крестьян убеждение, что повинности не отменены. Они говорят: «Помещики упросили царя еще на два года дать им попользоваться, а там объявят настоящую волю. Нечего делать, два года потерпим».
Задание: Прочитать документ и ответить на следующий вопрос.
- Как восприняли крестьяне реформу 1861 г.? Чем объясняется их реакция? (Крестьяне восприняли манифест как «ненастоящую» волю. С верой в доброго и справедливого царя-батюшку, а также в то, что земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает, они ожидали появление «настоящей» воли)
___________________________________________________________________________
Запись на доске и в тетради:
За 1861 г. - 1859 крестьянских волнений.
Волнения в селе Бездна и Кандеевка.
В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.
Значение и итоги крестьянской реформы
Беседа с учащимися
- В чем историческое значение реформы 1861 г.? Правомерно ли называть эту реформу Великой?
Крестьянская реформа 1861 г. - важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:
а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;
б) способствовала росту темпов экономического развития;
в) способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев - пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.
Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильнейшим нравственным потрясением для помещиков; с другой стороны - реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению их положения.
1У. Закрепление материала:
- Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права. (Редакционные комиссии, отрезки, прирезки, Манифест, мировой посредник, гражданские права, личная свобода, «высшая» и «низшая» нормы, перевод выкуп, капитализация оброка.)
(Один ученик называет, другой дает определение.)
Работа в тетради
«Исторический диктант»
О чем или о ком идет речь?
1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости,
но не переведенный на выкуп.
2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.
3) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной
операции
4) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли
5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.
6) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика.
7) Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.
8) Преобразование в какой-либо сфере государства.
(Ответы: временнообязанные; народные посредники; уставная грамота; «отрезки»; государственная ссуда; временнообязанные; «прирезки»; реформа.)
Домашнее задание: § 20, термины, вопросы.