«Путешествие в страну Здоровья»
Методическая разработка по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы (5 -6 лет).
Автор: Мельникова Татьяна Викторовна, воспитатель
Частное ДОУ «Детский сад №48 ОАО «РЖД»
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребности в пище, мы создаем условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности в ведении здорового образа жизни.
Цель: сформировать у дошкольников позитивное отношения к здоровому образу жизни и ответственности за собственное здоровье.
Задачи:
Образовательные
- дать детям элементарные представления о микробах и путях их передачи;
- закрепить представления о способах укрепления и сохранения здоровья;
- систематизировать знания детей о вредной и полезной пище.
Развивающие
- развивать интерес к познанию себя и своих возможностей;
- развивать диалогическую речь, мышление, логику;
- активизировать словарь детей новыми словами: микробы, профилактика;
- обогащать двигательную активность детей.
Воспитательные
- воспитывать у детей желание следить за своим здоровьем и вести активный образ жизни.
Оборудование:
Интерактивная доска для игры «Полезные и вредные продукты», ноутбук, «дорожки здоровья», музыка для релаксации.
Материалы:
Письмо от Снеговика, дерево с яблоками; для опытов: пульверизатор с водой, губка и мука; клей, разноцветные листы бумаги, картинки, ножницы, клеёночки, разноцветная ленточка.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, отгадывание загадок о здоровье и предметах гигиены; беседы на темы: «Сам себе я помогу – я здоровье сберегу!», «Полезная и вредная еда», «Наши добрые помощники»; просмотр познавательных мультфильмов: «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки».
Содержание совместной деятельности
Воспитатель. Ребята, здравствуйте, я очень рада вас видеть.
Кто меня слышит – хлопни в ладошки,
Кто меня видит – топните ножкой!
Раз, два, три – все скорей ко мне беги!
Четыре, пять – будем весело играть!
Я сегодня получила письмо от Снеговика. Он пишет: «Заболел Дед Мороз, ему срочно нужна помощь. Ведь если он не придет на праздник, то все останутся без подарков. Помогите пожалуйста!». Посмотрю на вас я дети, нет ребят добрей на свете.
Воспитатель. Чтобы помочь Деду Морозу я предлагаю всем ребятам отправиться в путешествие в страну Здоровья. В эту страну ведут специальные дорожки, которые так и называются «дорожки здоровья». Посмотрите какие они красивые и разные. Дети, вы готовы? Тогда пошли (дети под спокойную музыку идут по «дорожкам здоровья»).
Воспитатель. Вот мы с вами и в стране Здоровья. Как здесь много всего интересного и познавательного. Ребята, а вы знаете, что в стране Здоровья нам придётся встретиться со многими докторами. И первым нас в свою лабораторию, делать опыты приглашает доктор Айболит.
Дети, а по каким симптомам можно понять, что мы заболели? (высокая температура, головная боль, насморк, кашель, слабость). Как вы думаете, где можно заразиться? (в аптеке, в больнице, транспорте, в магазине…).
Опыт 1. Педагог с помощью пульверизатора разбрызгивает воду. Дети, что вы видите? (маленькие невидимые капельки воды). Вот так и больной человек, когда кашляет или чихает разбрызгивает капельки слюны в которых содержится огромное количество микробов. Они начинают быстро передвигаться по воздуху, мы их вдыхаем, и таким образом заражаемся. Опыт 2. Педагог наносит муку на губку и касается ею рук детей, стола. Везде остаются белые следы муки. Ребята, догадались каким образом еще могут распространяться микробы? Конечно через предметы и грязные руки. Какой можно сделать вывод? Молодцы, заразиться можно воздушно – капельным путем, через грязные руки и предметы.
Динамическая пауза.
Для здоровья, настроенья, делаем мы упражненья:
Руки вверх, руки вниз - на носочки поднялись.
То присели, то нагнулись и друг другу улыбнулись.
Воспитатель. Ребята, следующее задание приготовил для нас доктор Пилюлькин. Чтобы на этой яблоньке снова выросли волшебные яблоки вам нужно по картинкам рассказать правила здоровья (дети называют правила и вешают яблоки на дерево).
Правило первое - занимайтесь спортом.
Правило второе – чаще мойте руки с мылом.
Третье правило – надевай маску в общественных местах.
Правило четвертое – ежедневно ешь овощи и фрукты.
Пятое правило - больше гуляй на свежем воздухе.
Шестое правило – чисти зубы два раза в день.
Седьмое правило - пользуйся носовыми платками.
Восьмое правило - ешь из одноразовой посуды.
Девятое – вытирайся своим полотенцем.
Воспитатель. Молодцы, ребята все правила здоровья вы назвали правильно. По другому эти правила называются профилактикой болезней.
Самомассаж.
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (гладят горло)
Чтоб не кашлять, не чихать, носик надо растирать (растирают нос) «Вилку» пальчиками сделай и массируй ушки смело (растирают уши)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком» (растирают лоб) Знаем, знаем, да-да-да! Нам простуда не страшна! (гладят ладони).
Пришла пора встретиться с доктором Витаминкиным. Он так торопился, что перепутал все продукты и сложил полезные и вредные все вместе. Вам нужно их разложить правильно. Игра на интерактивной доске «Полезные и вредные продукты». Молодцы, ребята, вы правильно разложили все продукты. Теперь вы знаете какие полезные продукты надо кушать, ведь от этого тоже зависит наше здоровье.
Аппликация. А для того чтобы быстрее выздоровел Дед Мороз мы ему в подарок сделаем книгу «Разноцветные страницы здоровья» (дети вырезают по контуру картинки с правилами и приклеивают на разноцветные страницы. Воспитатель делает книгу, связывая их ленточкой). Молодцы, вы все справились с заданием.
Воспитатель. Думаю, теперь прочитав книгу и запомнив все правила Дед Мороз быстро поправится. Нам пора возвращаться домой. А чтобы вернуться обратно, нужно снова пройти по дорожкам здоровья.
Воспитатель. Ребята, а для чего мы отправились в страну Здоровья? Назовите каким образом распространяются микробы? Какие правила профилактики здоровья вы запомнили? Скажите, почему опасно есть вредные продукты?
Воспитатель. Скажите, дети, а вы хотели бы ещё больше узнать о микробах? Тогда вечером я предлагаю вам вместе с Фиксиками посмотреть о микробах познавательный мультфильм.