ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Что такое словарный запас?
Какие особенности словарного запаса наблюдаются у детей с речевыми нарушениями?
Как превратить работу над пополнением словаря в игру?
С
ловарный запас – это набор слов, которыми владеет ребенок. Словарь бывает активным и пассивным. Активный словарь – это тот, который ребенок использует в своей устной речи, а пассивный словарь включает те слова, которые он знает, узнает на слух, но при говорении не использует.
С
ловарь детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности: малый запас слов; неточное употребление некоторых значений слов; из всего многообразия частей речи используются лишь существительные и глаголы; не хватает слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий, и т.д. И, как следствие, страдает умение строить развернутое, правильное и красивое высказывание.
И
гровые упражнения для пополнения словарного запаса:
«
Слово на ладошке» - ребенку нужно назвать слова, которые «находятся» у вас в кармане, на ладошке, в окне и т.д.
«
Что может быть?» - подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Например: Что может быть зеленым? - зеленая елка, зеленый помидор; Что может быть зимним? - зимняя одежда, зимняя рыбалка; Что может быть домашним? - домашнее печенье, домашнее задание. И т.д.
«
Общие слова» (2 варианта):
1)Ребенок должен назвать фрукты / мебель / птиц / овощи / одежду и т.д.
2)Ребенку предлагается назвать одним словом группу предметов. Например, сосна, береза, клен - это…? Банан, яблоко, апельсин, ананас - это…?
«
Четвертый лишний» - Вы называете ряд слов, а ребенок должен(а) назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: роза - клён - тюльпан - гвоздика.
«
Посчитай» - считаем все, что можно посчитать. Но не просто перечисляем 1,2,3.., а обязательно склоняем и полностью проговариваем. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно зеленое яблоко, два зеленых яблока и т.д.
«
Скажи наоборот» - Вы называете какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот", то есть антоним. Например:
Существительные: лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ..., прискакал - …
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ..., широко - …
«
Подбери слово» - Вы предлагаете ребенку подобрать слово на какой-либо звук, сначала любые слова, а потом по лексической теме. Например: "назови все фрукты на звук А" (апельсин, абрикос, ананас...)
«
Большой - маленький» - ребенку предлагается назвать предмет ласково. Например: ложка - ложечка, стул - стульчик и т.д.
«
Отгадай загадку» - загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте их как можно чаще. Например: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка). Если у вас нет под рукой рифмованных загадок, вы можете придумать описательную загадку. Например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат (помидор).
«
Назови какой» - образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он какой? - яблочный; варенье из яблок какое? – яблочное; магазин с книгами какой? – книжный; полка с книгами какая? – книжная и тд.
«
Самое главное, что эти игры не занимают много времени, их можно совмещать с другими занятиями и можно придумывать множество вариаций так, что Вашему ребенку никогда не будет скучно!
Что есть у…» - мы называем какой-то предмет, а ребенок называет его составную часть.
Например: Птица - перья/лапы/клюв; Рыба - плавник/чешуя/хвост; Ромашка - стебель/лепесток/листик.