СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Приёмы обогащения словарного запаса"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна, как родителям дошкольников и младших школьников, так и педагогам. Здесь приводятся конкретные приемы и игры, направленные на обогащение словарного запаса детей. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Приёмы обогащения словарного запаса"»

ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

  • Что такое словарный запас?

  • Какие особенности словарного запаса наблюдаются у детей с речевыми нарушениями?

  • Как превратить работу над пополнением словаря в игру?

С ловарный запас – это набор слов, которыми владеет ребенок. Словарь бывает активным и пассивным. Активный словарь – это тот, который ребенок использует в своей устной речи, а пассивный словарь включает те слова, которые он знает, узнает на слух, но при говорении не использует.

С ловарь детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности: малый запас слов; неточное употребление некоторых значений слов; из всего многообразия частей речи используются лишь существительные и глаголы; не хватает слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий, и т.д. И, как следствие, страдает умение строить развернутое, правильное и красивое высказывание.

И гровые упражнения для пополнения словарного запаса:

« Слово на ладошке» - ребенку нужно назвать слова, которые «находятся» у вас в кармане, на ладошке, в окне и т.д.

« Что может быть?» - подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Например: Что может быть зеленым? - зеленая елка, зеленый помидор; Что может быть зимним? - зимняя одежда, зимняя рыбалка; Что может быть домашним? - домашнее печенье, домашнее задание. И т.д.

« Общие слова» (2 варианта):

1)Ребенок должен назвать фрукты / мебель / птиц / овощи / одежду и т.д.

2)Ребенку предлагается назвать одним словом группу предметов. Например, сосна, береза, клен - это…? Банан, яблоко, апельсин, ананас - это…?

« Четвертый лишний» - Вы называете ряд слов, а ребенок должен(а) назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: роза - клён - тюльпан - гвоздика.

« Посчитай» - считаем все, что можно посчитать. Но не просто перечисляем 1,2,3.., а обязательно склоняем и полностью проговариваем. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно зеленое яблоко, два зеленых яблока и т.д.

« Скажи наоборот» - Вы называете какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот", то есть антоним. Например:

Существительные: лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.

Глаголы: пришел - ..., нырнул - ..., прискакал - …

Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.

Наречия: далеко - ..., высоко - ..., широко - …

« Подбери слово» - Вы предлагаете ребенку подобрать слово на какой-либо звук, сначала любые слова, а потом по лексической теме. Например: "назови все фрукты на звук А" (апельсин, абрикос, ананас...)

« Большой - маленький» - ребенку предлагается назвать предмет ласково. Например: ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.

« Отгадай загадку» - загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте их как можно чаще. Например: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка). Если у вас нет под рукой рифмованных загадок, вы можете придумать описательную загадку. Например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат (помидор).

« Назови какой» - образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он какой? - яблочный; варенье из яблок какое? – яблочное; магазин с книгами какой? – книжный; полка с книгами какая? – книжная и тд.

«

Самое главное, что эти игры не занимают много времени, их можно совмещать с другими занятиями и можно придумывать множество вариаций так, что Вашему ребенку никогда не будет скучно!



Что есть у…»
- мы называем какой-то предмет, а ребенок называет его составную часть. Например: Птица - перья/лапы/клюв; Рыба - плавник/чешуя/хвост; Ромашка - стебель/лепесток/листик.