СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка профориентационного мероприятия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка профориентационного мероприятия»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Минобразования Ростовской области)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ (р. п. ШОЛОХОВСКИЙ)

(ГБПОУ РО БКТТ)









Методическая разработка

профориентационного мероприятия

по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»








Составила

Преподаватель профессионально цикла

Герасимова Ирина Альбертовна









р. п. Шолоховский, 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………... . 3- 4

Ход мероприятия (форма, название)….……………………………….... 4-14

Заключение……………………………………………………………….... 15

Список литературы………………………………………………………...16




























Введение


С 1 октября 2015г. ГБПОУ РО «Белокалитвинский технологический техникум» (далее ГБПОУ РО «БКТТ») проводятся мероприятия по привлечению абитуриентов 9 классов к выбору рабочей профессии, темой таких мероприятий стали: «Организация взаимодействия по проведению профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций».

Цель проекта: Создание тесного взаимодействия между ГБПОУ РО «БКТТ» и общеобразовательными организациями, родителями обучающихся,

направленной на повышение уровня профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций.

Задачи проекта:

  1. Создать Центр профориентационной работы на базе ГБПОУ «БКТТ».

  2. Сформировать единое информационное пространство по профориентационной работе между ГБПОУ «БКТТ», общеобразовательными организациями города Белая Калитва, Белокалитвинского и близлежащих районов.

  3. Разработать и реализовать новые формы социального партнерства ГБПОУ «БКТТ» и общеобразовательных организаций по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.

Участники проекта: ГБПОУ «БКТТ», общеобразовательные организации города Белая Калитва и Белокалитвинского, Тацинского, Морозовского районов. За период реализации мероприятий по профориентационной работой охвачены все обучающихся 9-х классов из 22 общеобразовательные организаций города Белая Калитва и Белокалитвинского района, а также школы Тацинского и Морозовского района.

В рамках реализации мероприятий в ГБПОУ «БКТТ» проведено два профориентационных мероприятия по профессиям: «Мастер общестроительных работ», «Продавец, кассир», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «Парикмахер», «Повар, кондитер». Творческая группа ГБПОУ «БКТТ» осуществила два выезда в районы Тацинский и Морозовский с профориентационными мероприятиями.

Цель проведения профориентационного мероприятия: Ознакомление обучающихся общеобразовательных организаций с профессией «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы».

Задачи:

- ориентировать обучающихся общеобразовательных организаций на совершение осознанного выбора профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

  • повысить их интерес к получению профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы».

Дата и место проведения: 13.05.2016 г., ГБПОУ «БКТТ»

Участники мероприятия:

- студенты, мастера производственного обучения, преподаватели профессионального цикла, педагог -организатор техникума;

- обучающиеся и педагоги общеобразовательных организаций.

Ход мероприятия

I часть

«Выбор профессии - твое будущее» (актовый зал, 25 мин.)

Звучит музыка, голос за кадром

О рабочих руках много сказано,

На рабочих руках жизнь лежит,

С техникумом сердце повязано

Здесь науки грызем мы гранит!

Чтобы нашему знатному краю

Много пользы трудом принести,

Дни учебы уже не забудем мы

На успешном и славном пути.

Выше, выше рабочее знамя,

Над землей нашей веет стяг,

Пусть гордится Забайкалье

Золотыми руками трудяг!


Музыка меняется, выходят студенты:












Инсценировка «Моя профессия»


1.Так говорит труба с трубою:

«Соединиться бы с тобой!

Ведь мы вдвоём длиннее будем

И воду в дом поднимем людям!

2. По нам и нефть перекачают,

И переправят к плитам газ,

Вот только я пока не знаю,

Кто очень крепко сцепит нас?»

3. «Сестрица, если нужно трубы

Друг к другу прочно прикрепить,

Недолго думают, кому бы

Работу это предложить.

4. Поможет сварщик в этом деле,

Он жизнь нам новую подарит,

Он в нас заварит дыры, щели,

Одну трубу к другой приварит!»

5. Пока друг с другом говорили

Они стальными голосами,

Мы сварщика к ним пригласили.

Пришёл он, важный и с усами.

6. Работать сварщик будет в каске,

В защитной, с тонкой щелью, маске.

Опасно рядом с ним, детишки,

Здесь искры, огненные вспышки!

7. Высокая температура

Металл расплавит, размягчит.

Его «упрямую натуру»

Умелый сварщик усмирит!

8. Металл податлив станет, мягок,

Как будто пластилин, ребята.

И сваренные трубы лягут

У сварочного аппарата!

9. Вы не ходите мимо сварки,

Там не сберечь от вспышки глазки,

Там обожжёт их светом ярким –

Ведь вы же без защитной маски!

10. Но только лишь в трубе зазоры –

Фрагменты башен и мостов,

Высоковольтные опоры

Нам сварщик заварить готов!

11. И если бы не сварщик-мастер,

Тогда бы труб и башен части

Отдельно, грудою лежали,

Как из конструктора детали!

12. Но сварщик всё соединит

Мосты висят, и столб стоит,

И трубы вдаль идут куда-то.

13. И доставляют без труда

Нефть, газ и питьевую воду

В деревни, сёла, города

И облегчают жизнь народу!



















II часть мероприятия проходит в сварочной мастерской учебного заведения

Выходят ведущие – преподаватель профессионального цикла и студент 2 курса

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Студент: Мы рады приветствовать вас в стенах нашего техникума.

Преподаватель: Сегодня наше мероприятие посвящено одной из самых востребованных рабочих профессий -

Преподаватель и студент: профессии «Сварщик».

Преподаватель: Временем возникновения профессии сварщик можно считать 1802 год, когда Василий Петров открыл эффект электрической дуги, при возникновении которой между двумя угольными электродами создаётся высокая температура. Эта температура настолько высока, что позволяет расплавлять металлы.

Студент: С момента этого открытия и до его промышленного применения прошёл немалый период времени. Но спустя десятилетия метод соединения металлов электродуговым способом произвёл революцию в различных отраслях промышленности, строительства и стал массовой технологией соединения материалов.…

Преподаватель: Сварщик, как профессия, подразделяется на несколько специализаций: сварщик ручной дуговой сварки, газосварщик, оператор автоматических сварочных аппаратов. Рабочие всех этих специальностей занимаются одним делом — соединением металлических конструкций, сложных аппаратов, деталей, узлов методом сплавления металлов.

Студент: От мастерства сварщиков зависит качество сварочных швов. Любые ошибки, небрежность, допускаемые в работе, могут привести к катастрофическим последствиям. Страшно подумать, к чему могла бы привести некачественная работа по сварке нефте- или газопроводов.

Преподаватель: Сварщик — профессионал должен знать электротехнику, технологию плавления металлов, свойства газов, применяемых для антиокисления, методы и принципы действия используемых агрегатов и оборудования.

Студент: К плюсам профессии можно отнести престижность и высокую востребованность на рынке труда как в государственном секторе экономики, так и в частном. Молодым специалистам работу долго искать не придётся — она находит их сама. Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно - коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта им поручаются более ответственные дела и работы в промышленности, на стройках. Соответственно, увеличивается заработная плата.

Студент: Профессия «Сварщик» востребована в любой отрасли промышленности, где необходима металлообработка:

  • на производственных предприятиях, заводах;

  • в строительных компаниях;

  • в сфере машиностроения и судостроения;

  • в железнодорожных и мостостроительных компаниях;

  • в лабораториях по разработке и испытанию новых производственных образцов;

  • в компаниях по оформлению интерьера;

  • в автосервисе.

(см. презентацию 2, преподаватель комментирует слайды)

Преподаватель: Минусы профессии: тяжёлые условия труда, работа на открытых строительных площадках при любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Профессия «Сварщик» относится к профессии «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.

Студент: Срок обучения составляет 2 года 10 месяцев, за этот период вы научитесь:

  • проводить подготовительно-сварочные работы;

  • сваривать и резать детали из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях;

  • устранять дефекты деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок с помощью механической обработки;

  • уметь проводить дефектацию сварных швов и определять качество сварных соединений.

Преподаватель: По окончанию обучения выпускник имеет квалификацию:

  • Электрогазосварщик

Преподаватель: Психолог ГБПОУ «БКТТ» ознакомит вас с требованиями, предъявляемыми к психофизиологическим особенностям будущего сварщика.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые ребята – гости нашего мероприятия. Успешность профессиональной деятельности сварщика в значительной мере зависит от психофизиологических особенностей. Лицам с сильной и уравновешенной нервной системой легче быстро принимать решения и немедленно их исполнять.

Сварщик должен уметь:

  • владеть высокой точностью, непрерывностью, ритмичностью, регулируемостью темпа движений;

  • умело владеть своим телом, быстро осваивать двигательные навыки;

  • работать на высоте, состояние вестибулярного аппарата должно соответствовать требованиям работы на высоте;

  • хорошо слышать, развитый слух помогает определить длину сварочной дуги, нормальную работу источника питания;

  • ощущать время в его малых отрезках;

  • различать яркость и оттенки цвета, иметь быструю восстанавливаемость светочувствительности.

Требования к интеллекту:

  • работа сварщика творческая;

  • высокие требования предъявляются к зрительной и двигательной памяти, к уровню развития кратковременной и оперативной памяти;

  • процесс сварки требует сосредоточенности и устойчивости внимания;

  • сварщику необходимо иметь развитый технический интеллект, техническую культуру, логику;

  • необходимо привлекать в процессе работы знания из различных областей техники, электротехники, технологии обработки металла.

Эмоционально - волевая сфера сварщика:

  • работа в тяжёлых условиях требует эмоциональной устойчивости, волевой регуляции;

  • чувство спокойствия и уверенности в себе помогают сварщику справляться с производственными задачами.

Требования к морально - деловым качествам:

Сварщику должны быть присущи самостоятельность, решительность, аккуратность в работе, собранность, упорство в преодолении трудностей, ответственность. Эти качества обеспечивают ему достижение высокой производительности труда.

Требования к здоровью:

К обучению по профессии «Сварщик» не допускаются люди с нарушениями центральной или периферической нервной системы, психическими заболеваниями, заболеваниями сердечно – сосудистой, эндокринной систем, нарушениями функций вестибулярного аппарата, зрения, слуха, хроническими заболеваниями почек, печени.

Преподаватель: Первая часть нашего мероприятия подошла к концу, а сейчас мы приглашаем вас пройти в лабораторию сварочных работ для практического ознакомления с профессией «Сварщик».




















III часть

Фрагмент урока учебной практики (сварочная мастерская, 25 мин.)

Мастер п/о: Здравствуйте ребята, сегодня вы увидите, как происходит обучение сварочному делу на уроках учебной практики по профессии «Сварщик», и станете участниками учебного процесса.

Студент: Современное оборудование и новейшие технологии, применяемые во многих производственных процессах, в том числе при сварке, не исключают опасности, которая подстерегает сварщиков во время работы. Высокие риски при сварочном процессе связаны с работой при высокой температуре и разбрызгивании металла, который может являться причиной ожогов.

Мастер п/о: Чтобы защитить сварщика от опасного производства, он экипируется специальной одеждой, приспособленной для сварочных работ. Базовым костюмом сварщика считаются брюки и куртка, которые сшиты из теплоустойчивой плотной ткани. Нужные характеристики материала для спецодежды достигаются путем пропитывания его специальными веществами. В настоящее время студентов, занимающихся сваркой, одевают в спецодежду со спилком, которая обладает высокой стойкостью к высоким температурам. В таких костюмах сварщик обеспечен довольно надежной защитой от ожогов.

Студент: Мы предлагаем вам примерить спецодежду, необходимую для работы в сварочной мастерской.

Школьники одевают спецодежду.

Мастер п/о: Первым этапом урока учебной практики является прохождение инструктажа по технике безопасности. Вашему вниманию мы предлагаем просмотр видео фильма о технике безопасности при проведении электросварочных работ. (см. видеофильм)

Студент: Сегодня необходимо создать подставку для цветов из круглой стали. Для начала разрабатываем эскизы.

Желающие школьники присоединяются к обсуждению, выбору эскиза.











Студент: Затем берем металлические заготовки из круглой стали и с помощью станка для гибки металла изготавливаем детали необходимой формы.

Студенты показывают изготовление 2 заготовок. Остальные заготовки сделаны заранее.










Школьники наблюдают, а желающие помогают студентам.

Студент: После того, как все необходимые детали готовы, переходим к свариванию их между собой. Для этого будем использовать электросварку, нам необходим источник питания – ВДН - выпрямитель для ручной дуговой сварки. С помощью электрододержателя и электрода мы соединяем детали между собой, тем самым приводим к завершению нашу подставку для цветов.

Школьники одевают очки и наблюдают за сварочным процессом. Школьники одевают маски и выполняют сварку изделия.



Студент: Завершающим этапом является покрытие изделия специальной нитроэмалью. Подставка для цветов готова!


Студент: По окончанию работы необходимо навести порядок на рабочем месте.


IV часть

Рефлексия (сварочная лаборатория, 10 мин.)

Заполнение анкет обучающимися общеобразовательных организаций

  1. Насколько Вам понравилось мероприятие (оцените по 5 бальной шкале) ________

  2. Возникло ли у Вас желание обучаться в нашем техникуме? _____________________

  3. Возникло ли у Вас желание обучаться в нашем техникуме по профессии «Сварщик»? ____________________



Результаты анкетирования:

  1. Насколько Вам понравилось мероприятие: от 5 до 4 баллов оценили 85 % обучающихся, от 3 до 1 балла оценили 15 % обучающихся.

  2. Возникло ли у Вас желание обучаться в нашем техникуме: 77 % обучающихся ответили положительно.

  3. Возникло ли у Вас желание обучаться в нашем техникуме по профессии «Сварщик»: 42 % обучающихся ответили положительно

Мастер п/о: Наше мероприятие подошло к концу. Мы ждем вас в новом учебном году!

Студент и мастер п/о: Приходите к нам учиться!









































Заключение

Техникум сегодня - это многоуровневое, многопрофильное образовательное учреждение среднего профессионального образования, ведущее подготовку специалистов и рабочих для строительной, горнодобывающей, металлообрабатывающей и транспортной отрасли и сферы обслуживания.


Сегодняшние школьники - послушали рассказ о наших профессиях, по которым идёт обучение. Гостям техникума были продемонстрированы презентации, мастер класс наших студентов.


Выбирая профессиональное образовательное учреждение, выпускникам школ важно увидеть все достоинства учебного заведения, оценить серьезность подхода к образовательному процессу и дальнейшие возможности личного развития, а также перспективы своей реализации как будущего профессионала в выбранной сфере деятельности.

Наш техникум имеет хорошую материально-техническую базу: кабинеты, лаборатории, мастерские. У нас есть все, что нужно не только для овладения профессией, но и социальная сфера: благоустроенное общежитие, столовая, актовый зал, бесплатные кружки и спортивные секции. Но самое главное – это кадры. Именно они - мастера производственного обучения, преподаватели прививают ответственность, теоретические и практические навыки. Наш коллектив участвует в инновационной деятельности, постоянно настроен на успех.

Цель работы по профориентации: помочь учащимся общеобразовательных школ сформировать способность выбрать ту сферу профессиональной деятельности, которая соответствует его личностным особенностям и запросам рынка труда.
























Список литературы

  1. Прощицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. //Школа и производство № 3, 1994;

  2. Профориентационный тренинг для старшеклассников/ под редакцией Н.В.Афанасьевой – СПб: Речь, 2007.

  3. http://www.moeobrazovanie.ru/prof_tests/profprigodnost.html

  4. Воронкова С.А. Информационная и профориентационная работа для учащихся и родителей. - М: Центр « Педагогический поиск»,2005.-120 с.

  5. Лебедева М.Б. Проектная технология в профориентационной работе: методические рекомендации. - Калининград: Издательство РГУ им. И.Канта,2009.- 110 с.

  6. Профессиональная ориентация учащихся. Под редакцией А.Д. Сазонова.-М., 1988.- 140 с.

  7. Чистякова С.Н. Умовская И.А. Твоя профессиональная карьра. Методика для учителя. М: Просвещение 2008.- 160 с.

  8. Юдина Л.Г. Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса//ВШ.-2010,-№2.-стр.27-33