Муниципальное казённое образовательное учреждение
Юшинская основная общеобразовательная школа
Сычёвского района Смоленской области
Методическая разработка мероприятия:
«Прощание с Азбукой».
Подготовила и провела
учитель нач. классов
Бондарева Светлана Ивановна
д.Никольское
2018 г.
Пояснительная записка |
1. | Автор (ФИО, должность) | Бондарева Светлана Ивановна, учитель начальных классов |
2.. | Название ресурса | Методическая разработка мероприятия: «Прощание с Азбукой». |
3. | Вид ресурса | Праздничная программа для учеников 1 класса, посвященная окончанию изучения первой книги -Азбуки |
4. | Предмет, УМК | УМК «Школа России» |
5. | Цель и задачи ресурса | Поздравить ребят с первой победой – овладением первой школьной книгой, создать настрой на учебную деятельность. |
6. | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 1 класс |
7. | Программа, в которой создан ресурс | Word 2007 |
8. | Методические рекомендации по использованию ресурса | |
9. | Источники информации |
| Внеклассные мероприятия. 1 класс /Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2008. Внеклассные мероприятия. 3класс/Л.Н. Яровая, О.Н. Жиренко – М.: ВАКО, 2011. |
Цель: показать достижения каждого ребенка по окончании изучения азбуки;
установление контакта, взаимопонимания с каждым ребёнком;
коррекция межличностных взаимоотношений между детьми;
создание атмосферы праздника и добра.
Оборудование: азбука, таблица цветных букв, рисунки букв, компьютер, презентация, ребусы, фонограммы песен.
Ход мероприятия.
Вед. – Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас большой праздник. Наши первоклассники прощаются с первой учебной книгой – «Азбукой».
- Ребята, давайте прочитаем, что написано на плакате. (Азбука – ступенька к мудрости.)
- Вот мы и преодолели самую первую, самую трудную важную ступеньку. Мы научились читать, писать, узнали много нового и интересного. Сегодня мы говорим слова благодарности первой книге и покажем чему научились.
Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Сегодня, друзья, мы здесь собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом и
каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
«Азбука» - первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам,
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки…
Звуки эти разные…
Гласные, согласные (хором).
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С –с –с – змеиный слышан свист.
Ш –ш – ш – шуршит опавший лист.
Ж – ж – ж – шмели в саду жужжат.
Р – р – р – моторы тарахтят.
Дружат гласный и согласный,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а месте МАША
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, итак: СОВА.
( Стук в дверь.)
Азбука.
Здравствуйте, ребята!
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко все читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
А где же мои помощники – буквы?
Вед. – Не волнуйся, дорогая Азбука,
Принимай парад букв!
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё – АЛФАВИТ.(хором).
Вед. – Гласные? (Здесь!)
- Согласные? (Здесь!)
- Буквы не обозначающие звуков? (Здесь!)
А Б В Г Д Е Ж – прикатили на еже.
З И К Л М Н О – дружно вылезли в окно.
П Р С Т У Ф Х – оседлали петуха.
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я –вот и все мы здесь, друзья!
Все мы вместе собрались,
Петь готовы и «на бис»,
Ведь мы буквы гласные –
Все певцы прекрасные. ( а о у э ы
я ё ю е и )
Вот ещё одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые
И совсем-совсем глухие. ( б в г д з ж
п ф к т с ш )
Буквы Й, Н, Л, М, Р
Подают нам всем пример.
Хоть живут они без пары,
Мы всегда их видеть рады. (й н л м р)
Ц, Ч, Х и буква Щ
Уважаемы вполне.
Говорят, они глухие,
Но беды ведь в этом нет. (ц ч х щ )
Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки.
Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без вас нельзя никак. ( ъ ь )
Вот такие наши буквы,
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя он – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Загадки о буквах.
Вед. – Вы говорите, что знаете буквы. Сейчас проверим.
Эта буква с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
Эта буква с открытым ртом
И большущим языком.
Обруч, мяч и колесо вам напомнит буква …(о).
Разделять всех он мастак, безголосый … (ь).
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква…(ы).
Целый час жужжит уже
На цветочке буква… (ж).
Узнаешь сразу ты её -
С двумя глазами буква …(ё).
Песня «Чему учат в школе».
(Стук в дверь. Входит Буратино.)
Бур. - Кто доброй сказкой входит в дом
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет?
Кого повсюду узнают?
Скажите, как его зовут?
- Здравствуйте, ребята! Я очень спешил к вам на праздник.
- А вы любите сказки? Сейчас я это проверю. Из этого волшебного конверта каждый из вас может вытащить картинку. На ней изображён сказочный герой. Давайте отгадаем – кто это! (8 предметных картинок).
- Молодцы, ребята! Видно, что вы уже много сказок прочитали. А сейчас давайте поиграем в игру «Путаница».
- В словах рассыпались и перепутались все буквы. Помогите мне, пожалуйста, их восстановить.
Е Л Н А П Н Е Й К А Л И Ч Р У К А
Г А К Н И Т Е Д Ь Т Р А Т В А Р А
- Какое слово «лишнее»? Почему?
Вед. – Ты, Буратино, посиди. А мы тебе покажем, чему мы ещё научились.
(Появляется Баба-Яга).
Б. Я. – Тихо! Что за шум здесь? Отчего?
Не пойму я ничего!
Вед. – Ребята, давайте поздороваемся с бабушкой.
Б. Я. – Здравствуйте, касатики!
Вед. – Ребята, а вы знаете кто это?
Б. Я. – Ох уж эти дети! Всегда меня узнают. Но я рада, что с вами повстречалась, дорогие ребятишечки, малюсенькие, хорошенькие. И так мне вас жалко! Какие-то вы все не такие, и сидите вы в этой школе, и всё куда-то смотрите, и всё что-то слушаете. Вам не лень? Лучше бы дома на диванчике повалялись!
-А это что? Буковки? Да что в них толку? А то ещё придумали: гласные - согласные! (Подходит к согласным) Ну, эти ещё ничего! Симпатишные! А эти? (Смотрит на букву И.) Подумаешь, калитка какая-то. Или эта (смотрит на букву А) – вроде шалаша. Вот ужо без них точно можно обойтись!
Вед. – Эх, Баба-Яга! Нельзя говорить о том, чего не знаешь. Только один раз гласные и согласные рассорились. А что из этого получилось? Посмотрите. Вот попробуй – ка прочитать хоть одно слово без гласных.
Б. Я. – Ну и попробую!
- Ой, не знаю!
Вед. – Посмотри, как ребята справятся с этим заданием!
(Первоклассники вставляют гласные буквы в слова.)
К Н . Г . Ш К . Л .
. З Б . К . . Ч . Б Н . К
Б. Я. – Ишь, вумные какие! Если вы так хорошо Азбуку изучили – попробуйте моё задание выполнить! Коли выполните – оставлю вас в покое! А нет - заканчивайте свой праздник!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду,
Докажу, что зря старались
Лучше б в детсаду остались!
- Для начала отгадайте мои загадки. (Читает.)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Сядут в ряд – заговорят.
Чтение учащимися.
Б. Я. – Я слышала, что вы тут про сказки говорили. Вот я сейчас и проверю, как вы их знаете, а заодно послушаем, как вы читаете.
(Читают текст на карточках.)
- Так . Справились. Тогда третье испытание – самое страшное. Его мне Кощей Бессмертный «подарил».
Разгадывание ребусов.
- Опять справились. Тогда следующее задание.
Вед. – Ну хватит, Баба – Яга. Замучила ты нас совсем. Теперь я буду задавать вопросы, а ты отвечай. Ребята, проверяйте, но не подсказывайте. Присаживайся и слушай внимательно.
Крошки-птички сели в ряд
И словечки говорят.
С виду чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.
Б. Я. – Семечки? .. Вороны?
Дети. Нет!
Б. Я. –Тогда не знаю.
Вед. – А вот ребята знают. Правда?
Б. Я. – Ой, да всё вы только врёте –
Ничего вы не могёте…
Или могите? …Забыла.
Русский я давно учила!
Вед. – Ребята, что это?
- Слушай дальше.
Буквы встали строго в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри,
Ну, а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Б. Я . – Ой, что вы, у меня всегда была плохая память. Да и зачем они мне?
Вед. – Давайте, ребята, поможем Б. Я. .
- А можете ли вы рассказать алфавит.
(Первоклассники рассказывают алфавит хором.)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Вед. – Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку! А ещё она учила их быть дружными, помогать друг другу в трудную минуту. Сейчас они нам об этом споют.
Песня «Всё мы делим пополам».
Телеграммы.
Вед. – Книги, как мудрые добрые друзья, вводят вас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о замечательных событиях, знакомят с интересными людьми, учат быть умными, сильными, добрыми. Герои книг не забыли о вас, они прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте разгадаем, кто их прислал.
Спасите! Нас съел серый волк…
Очень расстроена! Нечаянно разбила яичко…
Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки…
Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби…
Дорогие, гости, помогите! Паука – злодея зарубите!
Пришлите, пожалуйста, капли! Мы лягушками нынче объелись, и нас животы разболелись! (Кто автор?)
Вед. – Вместе с телеграммами нам принесли посылку. «Ученикам 1-го класса Никольской начальной школы».
- Но чтобы узнать, что в этой посылке, нужно разгадать кроссворд.
1. А З Б У К А
2. У Ч Е Н И К
3. У Ч И Т Е Л Ь Н И Ц А
4. Г Л О Б У С
5. Б У К В А Р Ь
1. 33 родных сестрицы
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но, скажи-ка нам пока,
Как зовут их?
2. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник
Кто же это?
3. Когда приходим мы с свой первый класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это?
4. Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод –
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолёт, автобус,
Потому, что есть, друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он …
5. У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем …
Песня «Если с книгой дружишь ты…»
Б. Я. – Иш, они какие вумные – разумные!
Бур. - Видишь, Б. Я.,
Ты ребят не провела…
Уходи скорей, Яга,
Разболелась голова.
Б. Я. - Убегаю, убегаю.
Может, где – то есть ребятки,
Что не знают те загадки,
Попробую их перехитрить,
Заставлю двойку получить. (Убегает.)
Б. – У, какая! Ничем её не исправить! Ох, какие вы счастливые, ребята! Все стали грамотными, знаете все буквы! Можете прочитать все книжки на свете! И зачем я не послушал папу Карло и продал «Азбуку»?! Пойду попрошу прощения. Если папа Карло купит мне новую «Азбуку», я буду хорошо учиться! До свидания, ребята! (Уходит.)
Вед. – Наш праздник подходит к концу. Ребята, давайте скажем спасибо Азбуке. (хором)
Аз. – Но я вас, ребята, ещё не всему научила.
Я должна представить тех,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
Русский язык. Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать МОЁ,
Через А иль через О?
Ничего от ас не скрою,
Все секреты вам открою!
Родная речь. Я – «Книга для чтения»
Вам моё почтение!
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой.
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
Пока вам неизвестного.
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
(Хором) Мы вам песню сочинили.
Вместе мы её споём.
И закончим развлеченье,
Завтра - снова за ученье.
Песня на мотив «Голубой вагон».
Праздник наш сегодня завершается,
С азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в 1-ый класс.
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышны там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.
Вед. – На этом наш праздник заканчивается. Я от всей души поздравляю вас с первой серьёзной победой. Все вы достойно справились с поставленной задачей. Дальнейших вам успехов!!!