СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Работа над изложениями в 4 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Работа над изложениями в 4 классе"»

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха № 9 г. Иркутска»



РЕКОМЕНДОВАНА:

решением Педагогического совета школы

Протокол № 2 от 15.11.2021 г.


УТВЕРЖДЕНА:

приказом директора ГОБУ «СКШИ № 9 г. Иркутска»

№ 172 – О от 06.12.2021 г.


РАССМОТРЕНА:

методическим советом школы

Протокол № 2 от 08.11.2021 г.












Методическая разработка



Тема «Работа над изложениями в 4 классе»







Выполнил:

Куличкова Наталья Валерьевна, учитель



Пояснительная записка

Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития детей. Изложение – это вид творческой работы, в которой ученики должны передать содержание, по возможности, близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности. Изложения в начальной школе носят обучающий характер. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, красиво и убедительно выражать собственные мысли в процессе коммуникации.

Работа над изложением происходит по определённому плану:

  1. Постановка цели.

  2. Знакомство с текстом - чтение.

  3. Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

  4. Повторное чтение текста.

  5. Словарная работа (орфографическая и лексическая подготовка).

  6. Составление плана.

  7. Устный пересказ по частям и целого текста учениками.

  8. Самостоятельный письменный пересказ с опорой на трудные слова.

  9. Самопроверка.


Все рассказы несут воспитательный характер, повышающий уровень знаний детей. К текстам также даны грамматические задания, в которых обучающиеся могут проверить уровень своей подготовки: сделать звуко-буквенный анализ слов, разобрать слово по составу, сделать разбор предложения, выписать или подчеркнуть части речи, найти предложение по схеме, поставить вопросы к словам, определить склонение существительных, вставить слова, дописать словосочетания.

Данный материал может быть использован в работе с детьми 4 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, вариант 2.2; его также могут применять на уроках учителя начальных классов, работающих по данной программе и учителя русского языка и литературы, работающие по АООПНОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержание

Листопад.

Осенью падают жёлтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды много, да взять её дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад.

Вопросы по тексту:

Какое время года описывается в тексте? О чём свидетельствуют жёлтые листья на деревьях? Почему дождливой осенью деревьям не хватает воды? Объясните значение слова ЛИСТОПАД. Скажите, как оно образовалось. Какие слова вызывают у вас трудности?

Разбор текста:

Сколько всего в тексте предложений? Найдите в тексте вопросительные предложения. Найдите предложение, где стоит тире (-). Сколько таких предложений? Запомните его написание. Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части? Озаглавьте вторую часть. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

Примерный план:

1.Почему осенью падают листья?

2.Засуха осенью.

3.Почему дерево не может взять воду?

Словарная работа: сигналы засухи (сигналы светофора), подаЮт дереву (подают хлеб), испаряют (пар), неужели, не всасывают (сосёт, соска), корневые (корень) волоски.

Грамматические задания: 1) сделайте звуко-буквенный анализ слов: листья (1 вариант), осенью (2 вариант).

2) определи склонение, поставь вопрос: забирают из земли, падают с деревьев, не всасывают воду, не хватает воды.

3) Разберите предложение, подчеркните части речи, напишите вопросы: Осенью падают жёлтые листья с деревьев.

4) Разберите по составу слова: корневые, забирают.

5) Выпишите прилагательные из текста, поставьте вопрос.

Далеко от родины.

Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что нет под пальмой у неё гнезда. Оно где–то в лиственном лесу около тихой русской реки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.

Разбор текста:

Куда улетают многие наши птицы на зиму? Как называются такие птицы? Почему это происходит? Давайте проследим путь перелёта птиц из России в Африку по карте – 15-20 тысяч км. (Учёные кольцуют птиц, чтобы узнать их путь миграции через материки и океаны). Что удивительного вы узнали о поведении наших птиц в Африке? Почему же они там не поют?

Составление плана: Давайте разделим текст на три части и составим план. Возьмите карандаш. Как будете писать каждую часть текста?

Примерный план.

1.В Африке наши птицы не поют.

2.Почему птицы не поют в Африке?

3.Где поёт птица?

Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Перескажите первую часть текста.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части? Перескажите вторую часть текста.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части. Перескажите третью часть текста.

Словарная работа: Наши певуньи – птицы России, круглый год – весь год (12 месяцев), под пальмой – южное дерево, в лиственном лесу – деревья с листьями, гнездо вьёт – строит гнездо.

Грамматические задания: 1) сделайте звуко-буквенный анализ слов: деревья (1 вариант), певуньи (2 вариант).

2) Допиши словосочетания: зеленеют (что?) …., поёт (где?) …., вьёт (что?) ….

3) Найди предложение по схеме, выпиши его и напиши вопросы над словами.


4) Разберите по составу слово: круглый, солнышко.

5) Выпишите прилагательные из текста, поставьте вопрос.

Потерянный день.

К Витиному брату пришёл товарищ. «Потерянный у меня день!» – сказал он и бросил на стул шапку.

Товарищ ушёл. Витя спросил у брата, как это может потеряться день. Брат сказал, что дни одинаковые по времени, но разные по делам. Когда человек не сделал полезного дела, ничему не научился, тот день можно назвать потерянным.

С тех пор Витя вечером рассказывал брату, чем занимался. Он спрашивал, не потерянный ли у него день?

(по В. Осеевой)

Разбор текста:

Какие слова сказал товарищ Витиного брата? Как брат объяснил Вите значение слов «потерянный день»? Что стал с тех пор делать Витя?

Составление плана:

Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части? Озаглавьте вторую часть. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

(Предлагаются разные варианты названий, дети выбирают лучшее (правильное, подходящее, наиболее точное) название к каждой части текста).

Примерный план:

1.Потерянный день

2.Какой день потерян?

3.Вечерний разбор.

Словарная работа:

Товарищ- это друг, потерянный день (потеряться, потерял, терять) – это день, когда ты ничего не делал, полезное (польза) – нужное, хорошее дело, одинаковые по времени – в каждом дне 24 часа.

Грамматические задания:

1)Выпишите первое предложение, поставьте вопросы к словам.

2)Допишите словосочетания: бросил (куда?) ….., дни (какие?) …., спросил (у кого?) ….., дела (какого?) …

3)Выпишите глаголы прошедшего времени.

4)Определите склонение существительных: к брату, на стул, вечером, день.

5)Сделайте звуко-буквенный анализ слова: день.

Клесты.

На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещёнными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей они выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями у самого ствола.

Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.

Разбор текста:

Что вы узнали о клестах? Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках? Какие клювы у клестов? Где сидят маленькие клесты во время кормления?

Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть текста? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части? Озаглавьте вторую часть текста. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части текста. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

Примерный план:

1.На ветвях ели.

2.Кормление малышей.

3.Не страшен голод и холод.

Словарная работа: на занесённых снегом, кувыркаются, вверх ногами, красноватые, зеленоватые, перекрещёнными клювами, не боятся ни вьюги, лютый мороз, под толстыми сучьями, не страшен.

Грамматические задания: 1) Найдите прилагательные, которыми названы в тексте ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки.

2) Выпишите из текста глаголы.

3) Вставьте слова, определите склонение существительных: достают (что?) ___, выводят (кого?) ___, кормят (кого?) ___, сидят (под чем?) ___, хватает (чего?) ___.

4) Найдите предложения по схеме, подчеркните его в рассказе: ____, а ____.

5) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: клесты.


До первого дождя.

Татьяна Петрова и Маша Дутова подружки. Они всегда ходили вместе.

Однажды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Таня попросила подругу снять плащ, чтобы вместе им накрыться. Но Маша побоялась промокнуть.

Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Покачала она головой: Видно, ваша дружба до первого дождя!

(по В. Осеевой)

Разбор текста:

Какие отношения были между Таней и Машей? Расскажите, что произошло во время дождя? Что сказала учительница о дружбе девочек? Объясните, как вы понимаете её слова. Как должен поступить настоящий друг? Подумайте, с каким чувством произнесла свои слова учительница. Какой знак нужно поставить после её слов? Какими словами можно назвать дружбу Тани и Маши?

Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть текста? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части текста? Озаглавьте вторую часть. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части текста. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

Примерный план:

1.Подружки.

2.Во время дождя.

3.Дружба до первого дождя.

Словарная работа: Плащ – одежда от дождя, побоялась промокнуть – боится мокрой одежды, шли девочки вместе – шли две подружки. Объясните значение: снял-одел, начался – кончился, покачала головой, удивилась, попросила. Запомните, как пишутся слова: вместе, всегда, однажды, видно.

Грамматические задания: 1) Разберите слово по составу: подружки.

2) Выпишите слова, которые написаны с большой буквы. Почему?

3) Вставьте существительных, определите склонение: попросила (кого?) ___, снять (что?) ___, шли (куда?) ___, покачала (чем?) ___.

4) Выпишите из текста глаголы прошедшего времени.

5) Подчеркните части речи, напишите вопросы над словами в предложении: У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое.

Снег идёт.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Они летали, кружились, падали. Снежинки ложились на деревенские крыши, чёрную грязь на дороге, замёрзшие лужицы, огородные грядки, деревья. Таня вышла во двор и стала смотреть на снежинки. Летят они как пух, а близко – звёздочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые стрелки. После обеда Таня не узнала свою деревню. Крыши белые, дорога белая, деревья белые, огороды белые. Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла!

Разбор текста:

Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Чему будет посвящена каждая часть? Какие слова в первой части говорят о том, что снег шёл густой? Как выглядит летящая снежинка? Как она выглядит близко? Объясните значение выражения: Небо и воздух были полны снежинок. Подберите слова, близкие по смыслу. Объясните значение слов: лучики и стрелки.

Озаглавьте каждую часть и перескажите.

Примерный план:

1.Летят снежинки.

2.Снежинки все разные.

3.Белая деревня.

4.Зима пришла!

Словарная работа: Деревенские крыши – крыши домов в деревне, огородные грядки – грядки на огороде, лучики снежинки (лучики солнца), стрела- стрелки, заискрился – искра, заблестел – блеск, снежинка как пух (пух в подушке, в куртке, в платке).

Грамматические задания: 1) Выпишите из текста 10 существительных. Сделайте звуко-буквенный анализ одного существительного.

2) Найдите в тексте слова – действия снежинок (5 глаголов).

3) Разберите по составу существительное: солнышко, снежинка.

Разберите глаголы по составу: заблестел, заискрился.

4) Подберите прилагательные к словам: грязь (какую?) ____, крыши (какие?) ___, лужицы (какие?) ____, грядки (какие?) ___, лучики (какие?) ____.

5) Нарисуйте снежинку.

6) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: посмотрела (куда?) ___, ложились (на что?) ___, выглянуло (что?) ___, пришла (что?) ____, заблестел (что?) ____, вышла (куда?) ___.


Мороз, Красный нос.

Когда-то Мороз был добрый, стоял под ёлкой. Он любил детей и даже не щипался. А дети смеялись над его красным носом, дразнили: «Дед Мороз, Красный нос!»

Рассердился Мороз, надел шапку-невидимку, взял красную краску, кисточку и пошёл по улицам. Дети гуляют, а Мороза не видят. Помакнул он кисточку в краску и покрасил всем носы.

Если у вас пощипывает нос – это Мороз его в красный цвет кисточкой красит. Не верите? Посмотрите в зеркало.

Разбор текста:

Каким был раньше Дед Мороз? Почему он стал невидимым? Что делает Мороз – невидимка? Верите ли вы, что Мороз кисточкой красит вам нос? Докажите, что это сказка. Найдите слова, которыми дразнили дети Дед Мороза. Почему они написаны с большой буквы? Объясните выражение: пощипывает нос

Составьте план и перескажите сказку по частям.

Примерный план:

  1. Дети дразнят Мороза.

  2. Дед Мороз рассердился.

  3. Посмотрите в зеркало.

Словарная работа: даже не щипался (пощипывает), дразнили, смеялись - смех, рассердился (сердитый, сердится), шапку-невидимку, помакнул (макает), покрасил (краска), посмотрите (смотрит), зеркало.

Грамматические задания: 1) Раскройте скобки, подчеркните приставки или предлоги: (рас)сердился, (по)шёл, (по) улицам, (по)щипывает, (по)макнул, (в)краску, (по)красил, (по)смотрите, (в)зеркало.

2) Разберите по составу слова: пощипывает, кисточкой.

3) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: стоял (под чем?) ___, смеялись (над чем?) ___, пошёл (по чему?) ___, любил (кого?) ___, взял (что?) ___, посмотрите (куда?) ___, пощипывает (что?) ___.

4) Найдите предложения по схеме, подчеркните его в рассказе: ____, а _____.

5) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: зеркало.


Чужая пятёрка.

Счастливый Серёжка бежит домой из школы по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по грамматике стоит пятёрка. Теперь ему не скажут, что он получает только тройки.

Дома Серёжка дал папе тетрадь. Папа радостно улыбнулся. Он удивился, как сын смог написать без ошибок.

Мальчик честно сказал, что у Нины списал. Папа грустно посмотрел на Серёжку. Ты принёс домой чужую пятёрку.

Разбор текста:

Почему Серёжка был счастлив? На что он надеялся? Как назвал папа Серёжкину пятёрку? Почему он её так назвал? Прав ли был Серёжка, когда радовался этой пятёрке?

Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть текста? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части текста? Озаглавьте вторую часть. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части текста. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

Примерный план:

  1. Праздничное настроение.

  2. Папа рад.

  3. Чужая пятёрка.

Словарная работа: мальчуган – это мальчик, счастливый – счастье, пятёрка – оценка «пять», тройка – оценка «три», принёс чужую пятёрку – потому что списал, радостно, грустно.

Грамматические задания: 1) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: лестница.

2) Разберите по составу слова: праздник, грустно, посмотрел.

3) Выпишите глаголы из текста.

4) Прочитайте первое предложение, определите члены предложения, подчеркните, напишите над словами вопросы.

5) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: бежит (откуда?) ___, бежит (по чему?) ___, получает (что?) ___, дал (кому?) ___, дал (что?) ___, принёс (что?) ___, сказал (кто?) ___.


Воробей.

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли лапки. Иней покрывал пёрышки.

Наконец солнце заглянуло воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.

Тут с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.

Вечером все воробьи слетелись на дерево. Дружным чириканьем встречали они весну.

Разбор текста:

Где жил воробей? Каково ему было зимой? Какие странности происходили с воробьём? Как вы думаете почему? Как воробьи праздновали приход весны?

Сколько частей в рассказе? Как вы узнали? Давайте озаглавим части рассказа и перескажем их. Посчитайте, сколько предложений в первой части? (2, 3, 4)

К словам (схватил) за загривок, трепать (как собака кошку) подберите близкие по смыслу. Объясните значение выражения: зябли ножки, иней покрывал пёрышки, сосулькины капельки, долго тянулась (зима).

Примерный план:

  1. Зимой в печной трубе.

  2. Сосулькина вода.

  3. Странные вещи.

  4. Дружное чириканье.

Словарная работа: Печная труба – труба из печки, зябли лапки – это значит мёрзли, сосульки на карнизах – место под крышей, где висят сосульки, загривок – место за головой (затылок), вырвал клок перьев – оторвал несколько пёрышков, чириканье (чирик-чирик) –песня воробья.

Грамматические задания: 1) Сделайте звуко-буквенный анализ существительного воробей.

2) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: прожил (где?) ___, тянулась (что?) ___, заглянуло (куда?) ___, покрывал (что?) ___, ловил (чем?) ___, схватил (за что?) ___, трепать (как кого?) ___, слетелись (на что?) ___, встречали (что?) ___.

3) Раскройте скобки, подчеркните предлоги, выделите приставки: (с)ворбьём, (с)хватил, (про)жил, (к)воробью, (в)трубу, (за)капала.

4) Сделайте разбор слова по составу: странные, дружным.

5) Сделайте разбор предложения, подчеркните части речи, напишите вопросы: Вечером все воробьи слетелись на дерево.


Самый лучший рисунок.

Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Всё это Петя тоже нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.

Пришёл отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.

В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, которого Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку.

Разбор текста:

Чем занималась мама? Что делал Петя? Какой рисунок, по мнению папы, был самым лучшим? Почему он так сказал Пете?

Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть текста? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части текста? Озаглавьте вторую часть. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части текста. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

Примерный план:

  1. Мама работает, Петя рисует.

  2. Петя показывает рисунки папе.

  3. Самый лучший рисунок.

Словарная работа: Подметала веником, выбивала ковры – чистить, хлопать (бить от пыли), похвастался, лучший.

Грамматические задания: 1) Раскройте скобки, подчеркните предлоги, выделите приставки: (под)метала, (с)веником, (вы)бивала, (на)рисовал, (рас)красил, (с)работы, (с)просил, (не)нарисовал.

2) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: подметала (что?) ___, выбивала (что?) ___, чистила (что?) ___, мыла (что?) ___, раскрасил (чем?) ___, пришёл (откуда?) ___, похвастался (чем?) ___, помогает (кому?) ___, убирать (что?) ___.

3) Сделайте разбор слова по составу: выбивала, цветными.

4) Выпишите из текста глаголы, определите время у глаголов.

5) Найдите предложения по схеме, подчеркните его в рассказе, определите части речи, подпишите вопросы над словами: _____, а ______.

Одинаковые.

Жили две хорошие подружки. Обе маленькие, с розовыми щёчками, светлыми волосами. Обеих мамы одевали в одинаковые платья.

Девочки учились в одном классе. Обе получали только пятёрки. О себе Оля и Ира говорили, что они во всём одинаковые.

Однажды Оля похвасталась маме, что они с Ирой уже не одинаковые: Ира получила тройку.

-Ты стала хуже! – грустно сказала мама. Оля удивилась: это Ира тройку получила. Мама объяснила, что Ира болела и в школу не ходила. Она получила тройку, а Оля обрадовалась. Это значительно хуже.

Разбор текста:

Что говорили о себе подружки? В чём они были одинаковые? Почему мама сказала Оле, что она хуже Иры? Что вам не нравится в Оле? Как девочки названы в начале рассказа? Соответствует ли это действительности? Будет ли Оля хорошей подругой?

Сколько частей в рассказе? Как вы узнали? Давайте озаглавим части рассказа. Посчитайте, сколько предложений в первой части? (2, 3, 4) Перескажите текст.

Примерный план:

  1. Две подружки.

  2. Одинаковые.

  3. Оля хвастает.

  4. –Ты стала хуже!

Словарная работа: Подружки – друзья девочки, щёчками, одинаковые, пятёрки, похвасталась, удивилась, получила, объяснила, обрадовалась, значительно хуже.

Грамматические задания: 1) Подберите имена прилагательные к словам: подружки (какие?)__, щёчки (какие?)__, волосы (какие?)__, платья (какие?)__.

2) Сделайте разбор слова по составу: болела, получила.

3) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: похвасталась.

4) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: жили (кто?) ___, одевали (что?) ___, учились (где?) ___, похвасталась (кому?) ___, получали (что?) ___, удивилась (кто?) ___, объяснила (кто?) ___, не ходила (куда?) ___.

5) Сделайте разбор предложения, подчеркните части речи, поставьте вопрос над словами: Девочки надели одинаковые платья.


Камень, ручей, сосулька и солнце.

Наконец выдался настоящий весенний денёк. Рады звери и птицы.

Стал старый камень хвастать, что это он весну делает. У него бока горячие, от них всем тепло.

Ручей закричал, что за весну его нужно благодарить. Он снег растапливает, деревья и травы водой поит.

В спор вмешалась сосулька. Весна начинается, когда она льёт слёзы.

Не успели договорить. Умолкли. Почему? Солнышко за лес закатилось. Сразу камень остыл, ручей заледенел, сосулька обмёрзла. Сразу стало ясно, кто весну делает.

(по Э. Шиму)

Разбор текста:

Чему радовались звери и птицы? Кто у них требовал благодарности за то, что пришла весна? Как камень доказывал, что это он весну делает? А ручей? А сосулька? Кто на самом деле весну делает? Какие чувства вызывают у вас речи камня, ручья, сосульки? От каких слов образовано слово благодарить?

Сколько частей в рассказе? Давайте озаглавим части рассказа. Посчитайте, сколько предложений в первой части? (2, 3, 4, 5) Перескажите текст по частям.

Примерный план:

  1. Наконец – то весна.

  2. Старый камень хвастает.

  3. Ручей.

  4. Сосулька.

  5. Кто весну делает?

Словарная работа: Благодарить – значит дарить благо, добро делать. Закатилось солнышко – вечер, скрылось солнце. Остыл – стал холодный. Заледенел – весь покрылся льдом. Обмёрзла – замёрзла. Растапливает – тает. ЗАПОМНИ: наконец, выдался, настоящий, хвастать, горячие, закричал, в спор вмешалась, льёт, не успели договорить, умолкли.

Грамматические задания: 1) Сделай разбор слова по составу: обмёрзла, образуй новые слова с корнем мёрз.

2) Вставьте глаголы: денёк (что сделал?) ____, ручей (что сделал?) ___, снег (что делает? ___, сосулька (что сделала?) ___, солнышко (что сделало?) ___, весна (что делает?) ___, камень (что сделал?) ___, ручей (что сделал?) ____, сосулька (что сделала?) ___.

3) Найди существительные в тексте и определи склонение.

4) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: благодарить.

5) Сделайте разбор слова по составу: солнышко, весенний.


Глиняные копилки.

Слышали выражение – класть деньги в кубышку? Оно означает копить деньги, прятать. В старые времена деньги хранили в кубышках. Так назывались пузатые глиняные кувшинчики.

Много ли денег можно было положить в маленькую кубышку? Много. Деньги ведь были другими. Серебряные монетки овальной формы были тонкими, как лепестки, и не больше арбузного зёрнышка.

На одной стороне монетки выбивалось имя царя. На другой – всадник убивал копьём змею. От этого копья монетки назывались копейными деньгами или копейками.

Разбор текста:

Что означает выражение класть деньги в кубышку? Что такое кубышка? Опишите старинные деньги. Откуда происходит название копейка?

Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть текста? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части текста? Озаглавьте вторую часть. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части текста. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

Примерный план:

  1. Деньги в кубышке.

  2. Старинные деньги.

  3. Копейки.

Словарная работа:

Грамматические задания: 1) Подберите имена прилагательные к словам: времена (какие?) ___, кувшинчики (какие?) ___, кубышки (какие?) ____, монетки (какие?) __, форма (какая?) ___, зёрнышко (какое?) ___.

2) Сделайте разбор слова по составу: зёрнышко, кувшинчики.

3) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: монетки.

4) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: класть (куда?) __, назывались (что?) __, были не больше (чего?) __, убивал (чем?) __, убивал (кого?) ___, назывались (от чего?) ___.

5) Найдите в последнем абзаце однокоренные слова.


Три товарища.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

(по В. Осеевой)

Разбор текста:

Почему Витя не завтракал? Расскажите, как отнёсся к этому каждый из троих его товарищей. Кто из них оказался настоящим товарищем? Почему вы так считаете? Какие качества должны отличать настоящего товарища? Как можно по – другому назвать этот рассказ?

Сколько в тексте частей? Давайте составим план. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? Как можно назвать первую часть текста? Перескажите первую часть рассказа.

Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части текста? Озаглавьте вторую часть. Перескажите вторую часть.

Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части текста. Подумайте, как можно озаглавить третью часть. Перескажите третью часть.

Прочитайте четвёртую часть. Сколько предложений в четвёртой части текста? Озаглавьте её. Перескажите четвёртую часть.

Примерный план:

  1. Витя не завтракает.

  2. Коля пожалел Витю.

  3. Миша посоветовал.

  4. Володя – настоящий товарищ.

Словарная работа:

Грамматические задания: 1) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: объяснил.

2) Сделайте разбор слова по составу: посоветовал, разломал.

3) Выпишите глаголы из текста, определите время глаголов.

4) Сделайте разбор первого предложения, подчеркните части речи, напишите вопросы.

5) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: завтракали (когда?) ____, стоял (где?) ___, спросил (у кого?) ___, пожалел (кого?) ___, потерял (что?) ___, класть (во что?) ___, разломал (что?) ___, кусок (чего?) ___, кусок (с чем?) ___.


Нитка на лапке.

Мальчишки хотели поймать скворчонка. Он вырвался, но на лапке затянулась петля. Скворец волочил за собой нитку. Однажды нитка зацепилась за сук. Скворец повис вниз головой.

Птицу заметила галка. Сначала она рассматривала скворца чёрными быстрыми глазами. Потом подлетела и стала клевать там, где нитка зацепилась за сук.

Увидел скворца кот и полез на дерево. Галка вспорхнула и клюнула его в лоб. Кот слетел на землю. Галка снова принялась за работу.

Увидели это рабочие. Один влез на дерево и освободил пленника. С того дня скворец и галка подружились.

Разбор текста:

Какая беда случилось со скворцом? Кто пытался ему помочь? Расскажите, как галка спасла скворца от гибели в лапах кота. Кто окончательно освободил пленника? Какие отношения установились с того дня между скворцом и галкой?

Примерный план и опорные слова:

1.Скворец попал в беду. Хотели поймать, вырвался,

(3 предложения) но петля затянулась, зацепился и повис.


2.Галка пытается помочь. Заметила, подлетела и стала клевать.

(2 предложения)


3.Галка спасает скворца от кота. Полез, клюнула.

(2 предложения)


4.Подружились. Освободил, подружились.

(2 предложения)


Словарная работа: Вспорхнула- быстро взлетела, освободил- отпустил, петля – круг на конце верёвки, волочил – тащил, снова, однажды, с того дня.

Грамматические задания: 1) Вставьте пропущенные существительные, определите склонение: поймать (кого?) ___, затянулась (что?) ___, затянулась (где?) ___, волочил (что?) ___, зацепилась (за что?) ___, повис (кто?) ___, заметила (кого?) ___, рассматривала (чем?) ___, вспорхнула (кто?) ___, клюнула (во что?) ___, полез (куда?) ___, слетел (на что?) ___, принялась (за что?) ___, влез (на что?) ___, освободил (кого?) ___.

2) Сделайте разбор слова по составу: подлетела, скворчонка.

3) Сделайте звуко-буквенный анализ слова: клевать.

4) Сделайте разбор предложения, подчеркните части речи, напишите вопросы: Птицу заметила галка.

Список использованных источников



  1. Губернская Т.В. Учимся писать изложения и сочинения. 3 класс / губернская Т.В. –М.: Эксмо, 2011. -48 с.

  2. http://www.stranamam.ru/post/10325413/

  3. http:// www.mykartinka.ru

  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/02/11/rabota-nad-izlozheniem-v-nachalnoy-shkole



Приложения