Рекомендации педагогам по работе с «трудными» подростками».
Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости учащегося по следующей схеме:
1.что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;
2.какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
3. с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам ученик, а какие следует устранить с помощью семьи и школы;
4.были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
Для осуществления педагогической профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:
1.Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания.
2.Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.
3.Стараться не сравнивать ученика с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.
4.Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.
5.Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.
6.Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.
7.Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж.
8.Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).
9.Найти повод похвалить ребенка, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
10.Чаще давать понять подростку, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
11. Концентрировать внимание подростка на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.
12. Показать подростку, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.
13. Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.
14. Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.
15. Совершенствовать работу по формированию классного коллектива, не допускать в нем изолированности трудного подростка.
Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:
1.Проявление доброты, внимания, заботы. Сочувствие.
2.Просьба.
3.Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия.
4.«Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.
5.Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.
6.Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.
В целях усиления положительного влияния на подростков через коллектив используются следующие приемы:
1. прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
2. прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
3. прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношениях к нему окружающих;
4. прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
5. прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
6. прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;
7. прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.